Серхио Перес и Макс Ферстаппен обеспечили на Гран При Саудовской Аравии команде Red Bull победный дубль
20 марта 2023
Макс Ферстаппен сошел в квалификации Гран При Аравии, но в гонке на трассе Джидда обеспечил команде Red Bull победный дубль, а испанец Алонсо приехал третьим вопреки штрафу
Александр Климнов, фото f1news.ru, скрин с трансляции vk.com/versporta
В нынешнем сезоне 2023 года второй этап на трассе в Джидде на Гран При в Саудовской Аравии не обещал особенной интриги.
Напомним, что Гран При Саудовской Аравии дебютировал в конце сезона 2021 года, став четвертым этапом в календаре в странах Ближнего Востока. К Бахрейну, Объединенным Арабским Эмиратам и Катару присоединится автодром в Джидде, соответствующий амбициям крупнейшей страны Аравийского полуострова.
Кстати, Jeddah Corniche Circuit – самая большая городская трасса в календаре Формулы-1. При длине круга в 6175 метров она в этом сезоне уступает только Спа. При проектировании старались избежать характерных для городских трасс 90-градусных поворотов, интегрировав три зоны DRS с возможностью борьбы за позицию в самых красивых местах. Это одна из четырех трасс в календаре этого сезона, вместе с Бахрейном, Шпильбергом и Мехико с тремя зонами DRS, причем, в нынешнем сезон третью зону детекции перенесли за последний поворот, что снизило накал борьбы, хотя и увеличило безопасность (в том числе благодаря пересмотренномк расположению отбойников, зон безопасности, а также поребриков в ряде мест трассы – авт.).
Конфигурация Джидды включает рекордное число – 27 поворотов, окруженных барьерами, что при средней скорости 252 км/ч – выше, чем в Сильверстоуне – делает гонку по-настоящему яркой. Один из самых эффектных и непростых поворотов – профилированный 13-й с уклоном 12°, а расчетная скорость в нем достигает 322 км/ч.
Джидда – трасса мощных моторов, с полностью нажатой педалью газа гонщики будут проезжать 79% круга. Самый медленный поворот – второй, который проходится на скорости около 90 км/ч.
В Pirelli традиционно выбрали для Джидды «среднюю» тройку составов – С2, С3 и С4 в роли Hard, Medium и Soft, рассчитывая увидеть стратегию одного пит-стопа с использованием Hard и Medium, но ожидания шинников редко сбываются, особенно на столь непредсказуемой трассе, как Джидда.
В гонке Леклер и Норрис стартовали на Soft, Хэмилтон и Сарджент – на Hard, остальные выбрали Medium на первый отрезок.
Гонщик Фернандо Алонсо сказал по поводу шин (как в воду смотрел – авт.): «В Джидде всегда высокая нагрузка на шины, что повысит интерес к гонке – на разных машинах уровень деградации будет разным, что увеличит разницу в скорости. В сочетании с тем, что теперь стало проще преследовать соперников, это приведет к захватывающим сражениям».
На тренировках в пятницу и субботу с большим преимуществом лидировал Макс Ферстаппен. Казалось бы, что и квалификация у него уже в кармане, но во второй части возникли проблемы с приводом – машина потеряла мощность и действующий чемпион выбыл из борьбы (стартовал с 15 места).
Глава Mercedes Тото Вольфф даже пошутил в субботу, что в Red Bull специально лидера сняли, чтобы он выиграл гонку, стартовав 15-м (почти сбылось – авт.).
Серхио Перес продолжил дело, начатое напарником, уверенно выиграв квалификацию. Шарля Леклера он опередил всего на полторы десятых, но монегаск уже на втором этапе потерял десять мест на старте за замену электронного блока управления двигателем.
В результате стартовое поле получилось необычным. Так, Перес и Алонсо начинали гонку с первого ряда, Расселл (второй раз подряд опередивший Хэмилтона) и Сайнс – со второго. Стролл и Окон – с третьего.
На старте Алонсо опередил Переса, захватив лидерство. Стролл опередил Сайнса, Леклер отыграл три позиции. Пиастри повредил переднее антикрыло в борьбе с Гасли и свернул в боксы для ремонта.
Далее дирекция гонки сообщила стюардам, что Алонсо неправильно позиционировал машину на старте – за что испанцу «влепили» пятисекундный штраф.
Ели бы не это, Алонсо, пожалуй, мог бы и побороться за победу.
Первая десятка на 2-м круге: Алонсо – Перес – Расселл – Стролл – Сайнс – Окон – Хэмилтон – Гасли – Леклер – Чжоу.
На 4-м Перес опередил Алонсо, вернув лидерство в гонке.
На 9-м круге Леклер опередил Хэмилтона в борьбе за восьмое место.
На 12-м круге Ферстаппен опередил Хэмилтона в борьбе за восьмое место.
На 13-м круге Леклер обогнал Окона, поднявшись на шестое место.
На 15-м круге Ферстаппен опередил Окона.
На 18-м круге Лэнс Стролл остановил машину в 13-м повороте по команде из боксов. Выехал автомобиль безопасности.
На 21-м круге объявили рестарт. Перес сохранил лидерство.
На 22-м круге Хэмилтон опередил Сайнса в борьбе за пятое место.
На 24-м круге Ферстаппен обогнал Расселла, поднявшись на третью строчку. Окон – Цуноду в борьбе за восьмое место.
На 25-м круге Ферстаппен опередил Алонсо в борьбе за второе место.
На 26-м круге Гасли опередил Цуноду в борьбе за девятое место.
На 27-м круге машина Элбона потеряла скорость, он свернул в боксы и сошел с дистанции.
Далее до конца гонки особо интересных событий не было.
Гран При Саудовской Аравии закономерно Серхио Перес, одержав пятую победу в карьере и сравнявшись по этому показателю с Шарлем Леклером, Кеке Росбергом, Микеле Альборето, Джоном Уотсоном, Клеем Регаццони и Джузеппе Фариной.
Макс Ферстаппен финишировал вторым, в 79-й раз за карьеру поднявшись на подиум – до достижения Айртона Сенны ему остался всего лишь один подиум, а у Red Bull Racing получился второй подряд победный дубль, причем, этап в Саудовской Аравии стал 300-м, где команда заработала очки.
После финиша к результату Фернандо Алонсо добавили десять секунд – команда начала обслуживание его машины до отбытия штрафа, так что он опустился с третьей на четвертую позицию. В Aston Martin обратились к стюардам с просьбой о пересмотре штрафа, поскольку в деле появились новые существенные доказательства.
Алонсо заезжает на злополучный пит-стоп, едва не стоивший ему подиума
Формально, штраф был наложен за то, что во время отбывания пятисекундного штрафа механик коснулся машины задним домкратом до истечения времени.
Новыми доказательствами стали протокол последнего заседания SAC и видеосвидетельства семи различных случаев, когда машины касались домкрата во время отбытия наказания, аналогичного тому, что было наложено на Фернандо, и не были оштрафованы.
Команда заявила, что якобы представленное соглашение между FIA и командами о том, что любое прикосновение к машине, в том числе с помощью домкрата, будет считаться «работой» с ней, было неверным, поэтому и основание для решения стюардов было ошибочным.
Стюарды прислушались к доводам команды и уже после полуночи десятисекундный штраф отменили. Справеддливость восторжествовала – Фернандо возвращено третье место в финальной классификации. Кстати, подиум в Джидде стал для него сотым в карьере, с чем испанца можно только поздравить!
Через две недели нынешний сезон Формулы-1 продолжится гонкой в Мельбурне.
P.S. Надо сказать, что особенно радостно по итогам Гран При Саудовской Аравии ща Фернандо Алонсо – 41-летний пилот упорно называемый СМИ «ветераном», показал всем, что у него все в полном порядке и со здоровьем, и с мотивацией – еще есть «порох в пороховницах»!