ВАЗовский корпоративный музей отмечает 45-летие со дня открытия
25 февраля 2021
За 45 лет работы музея АВТОВАЗа его экспозиция выросла с 3 автомобилей до более чем 60 машин
Александр Климнов, фото АВТОВАЗа
ВАЗовский корпоративный музей отмечает 45-летие со дня открытия. За время работы музея АВТОВАЗа его экспозиция выросла с 3 автомобилей (и трудовых наград коллектива) до более чем 60 машин и обширной экспозиции документов и прочих артефактов.
Заводской музей ВАЗа (ныне корпоративный музей компании АВТОВАЗ – авт.) открывается вишневым ВАЗ-2101 «Жигули» – первым проданным автолюбителю автомобилей этой марки. Прежде чем стать экспонатом заводского музея данный экземпляр верой и правдой прослужил своему владельцу 19 лет (и был, кстати, выменян заводом на новенькую LADA Samara – авт.), который эксплуатировал его весьма аккуратно и потому машина сохранилась почти в идеальном состоянии.
Рядом с ВАЗ-2101 «Жигули» (прозывавшемся при СССР уважительно «жигулём» или «ноль-первой», а в постсоветский период получившим, вкупе с моделями ВАЗ-21011 (1,3 л) и ВАЗ-21013 (1,2 л) полупрезрительную кличку «копейка» – авт.) размещен еще один из первых экспонатов музея, темно-вишневый ВАЗ-2103 «Жигули» (известный в народе под прозвищем «трёшка» или «трёха» – авт.), который был отреставрирован в прошлом году и также находится в состоянии, близком к идеальному (фото на заставке). Автомобиль был произведен в 1973 году и примечателен тем, что стал 1-миллионным автомобилем марки ВАЗ (LADA). Среди автомобилей классической компоновки в музее также представлены как серийные модели ВАЗ-2102 (универсал прозванный «двушкой» – авт.), ВАЗ-2106 («шестёрка» или «шаха» – авт.) и ВАЗ-2107 («семёрка» или «ХБМ» (Хочу Быть Мерседесом) – из-за характерной хромированной решетки радиатора), так и несколько уникальных модификаций, например, мелкосерийный ВАЗ-21059 с роторно-поршневым двигателем Ванкеля (140-сильный ВАЗ-4132), а также ВАЗ-2101 (Lada 1200 – экспортное название данной модели – авт.), на котором было совершено кругосветное путешествие.
Отдельной группой представлено семейство LADA Niva, в котором представлены и отреставрированный внедорожник первого поколения (ВАЗ-2121 – авт.), и автомобиль, более 10 лет отработавший в Антарктиде, и пятидверный ВАЗ-2131, который во время экспедиции в Гималаях взяла своим ходом высоту в 5726 метров.
Наиболее уникальная часть экспозиции – концепты и прототипы. Здесь представлен ряд дизайнерских проектов, в частности, двухместный кабриолет LADA Roadster, футуристичный концепт в био-стиле «Питер-Турбо» и городской электромобиль «Рапан». Также представлены и образцы автомобилей, внешне как бы не отличающиеся от серийных, но по технической начинке концептуальные, например, электромобиль (на базе ходовой части ВАЗ-2131 – авт.) с энергоустановкой на водородно-кислородных топливных элементах (с щелочной матричной мембраной – авт.) ANTEL (от космического шаттла «Буран» – авт.). Демонстрируется также серия автомобилей «Проекта С» – седаны, кроссовер, хэтчбек. Опыт работы над этой универсальной платформой был использован в проекте LADA Vesta– прототип этого нынешнего бестселлера LADA также представлен в музее. Именно в таком виде модель (ВАЗ-2180 – авт.) дебютировала на Московском международном автосалоне 2014 года (ММАС-2014), а всего через год (на заводе Иж-Авто – ныне филиал АВТОВАЗа «Лада Ижевск») было развернуто его производство.
В 2021 году также исполняется 50 лет с момента выхода бренда LADA на международные автомобильные соревнования. Российская марка принимала участие в различных дисциплинах – кольцевых гонках (на льду и обычных покрытиях – авт.), классических ралли. Специально подготовленные гоночные автомобили Niva, Samara, Vesta, Granta занимают достойное место в экспозиции музея. Демонстрируется здесь и родстер LADA Revolution, ставший основой для одноименного монокласса.
Примечательна и коллекция юбилейных и памятных машин – первые серийные экземпляры моделей Granta (ВАЗ-2190) и Largus, а также несколько автомобилей-миллионников, от LADA Samara (ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099) до LADA Priora (ВАЗ-2170).
Уникален седан (трехобъемный нотчбек – авт.) ВАЗ-21099, выпущенный в 1991 году к 25-летию АВТОВАЗа, который стал одним из самых популярных экспонатов – на его кузов были нанесены фамилии всех сотрудников автозавода, которые работали в то время. Еще на двух автомобилях стоят автографы Президента России Владимира Путина – это LADA Largus, производство которого стартовало с его участием, и на желтый LADA Kalina Sport, за рулем которой Владимир Путин в должности Премьер-министра страны инспектировал новую трассу М58 «Амур» (теперь Р297 – авт.). Интересен и предсерийный экземпляр седана LADA 110 (ВАЗ-2110), который был показан первому президент РФ Борису Ельцину в 1994 году, и краткий тест-драйв которого он провел собственноручно.
За все 45 лет работы музей принял уже более миллиона посетителей со всего мира. Особенно часто зарубежные гости посещали экспозицию в 2018 году, во время проведения Чемпионата мира по футболу.
Сейчас музей работает в условиях противопандемийных ограничений: посещение возможно по предварительному согласованию с администрацией. Для всех, кто интересуется историей марки LADA, музей публикует материалы на своей странице в Инстаграм (@museum_lada). На этой же странице будет опубликовано и объявление о возобновлении работы музея – когда он будет готов открыть двери для всех желающих.
Редакция автомобильного портала «Третий Рим» в свою очередь также будет рада сообщить нашим читателям о полном открытии Музея АВТОВАЗа.
P.S. Сохранение исторических экспонатов в виде автомобилей и сопутствующих им артефактов, вообще, можно сказать ахиллесова пята идеологии нашей автоиндустрии, руководители которой (тех предприятий, что еще остались числе действующих) только в наши времена начали понимать, что история производства работает на имидж бренда (точнее выступает его неотъемлемой частью) едва ли не больше, чем иные рекламные мероприятия.
P.P.S. А вот музеи уже несуществующих предприятий АЗЛК («Москвич») и «ЗИЛ» едва не были потеряны для страны и народа. Так, экспонаты первого завода приютил Музей Транспорта Москвы, а второго: легковую экспозицию разместили в «Музее ЗИЛа» возле парка Сокольники (наиболее логично подходившее для данной цели историческое здание заводоуправления в Тюфелевой роще 1916 года постройки волей столичных властей занял «Музей хоккейной славы»), а остальную (грузовую) часть – Музей техники Вадима Задорожного в подмосковном Красногорске).
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка