Герои былых времен – бестселлеры российского авторынка 1998-2017 годов

Герои былых времен – бестселлеры российского авторынка 1998-2017 годов

14 февраля 2018


ООО АВТОСТАТ опубликовало интересную статистику по бестселлерам легкового рынка в России за последние 20 лет


автор

Александр Климнов, фото autowp.ru

Так, как именно 20 лет назад я начал свою автожурналистскую карьеру, то интересно было бы бросить и свой взгляд на «героев былых времен». Не оспариваю верность данных по продажам, однако, в последние годы появились и альтернативные оценки, так как регистрации в ГИБДД и отчеты самих автопроизводителей и их дилеров, как говорят в Одессе «две большие разницы». Например, Авто Ревю дает более реалистичную цифру по продажам корейских Hyundai Solaris и KIA Rio, соответственно, в 2015-м и 2016-м. Согласно им данные были сильно завышены, а, значит, никуда реальное первенство АВТОВАЗа не девалось – «ловкость рук и никакого мошенства»! А поплатился за это своим постом едва ли не самый реально эффективный менеджер отечественного постсоветского автопрома – Бу Андерссен, которому ай-я-яй, ставилась в вину утрата брендом LADA своей доли на рынке.


Но, вернемся к нашим баранам: лидерство «классики» до середины 2000-х, на мой взгляд, объясняется не только последствиями до сих пор памятного «дефолта 1998-го», на добрую пятилетку сделавшего отечественные модели абсолютно конкурентоспособными по цене, не только сворачиванием нерентабельной марки «Иж», но и сохранением в массе традиционного типа автолюбителей еще советского розлива, т.е. тех, кто обслуживал свою машину сам, начиная прямо с гарантийного срока, не ездил зимой, а только в теплое время всей семьей на дачу или на юг и пренебрежительно-неприязненно смотрел на владельцев иномарок, тем более новых, облыжно обвиняя не только в отсутствии патриотизма, но, главное, в безрукости и белорукости. «Не для наших дорог все эти иностранки, нет, не для наших», – ворчал такой вот «дядьвася» во всех гаражах страны и даже на зарождавшихся чатах, обвиняя иномарочников, уже вовсю называвших отечественные автоизделия не иначе как «ведрами с болтами», а то и как покрепче. Кстати, этот «мем» с «ведром» был придуман легендарным советским журналистом М.Кольцовым еще на заре 1930-х.


В середине 2000-х на фоне набирающего разбег как «крылатые качели» нефтяного барреля происходит реальное повышение уровня жизни, а главное, начинает работать автокредитование, так что народу захотелось чего-то более прогрессивного, но денег на действительно современное еще не было и сгодилась рестайлинговая переднеприводная «Самара-2», которая и лидировала на рынке в 2005-2006 гг.


Отсюда относительное повышение цен на нее и… «классика» опять нашла себя и «мы еще споем» – самое интересное финансовое предложение на рынке (много автомобиля за смешные деньги) и недефицитное предложение: буквально пришел в автосалон – подписал несколько бумажек (при нулевом-то первом взносе) и уехал на реальном автомобиле! Продажи АВТОВАЗа взлетевшие в 2007-м и 2008-м благодаря автокредитам (практически повторение маркетинговых подвигов легендарных Ford-T и VW Käfer), обрушились в 2009-м, так как программа льготного госкредитования авторынка подзадержалась со стартом на год и, естественно, без кредитов – только за кэш в бестселлерах оказалась «импортозамещающая» LADA Priora, на тот момент именно что топовая модель нашего главного автобренда, к тому же поневоле заместившая снятую с производства классическую «Волгу».


Возврат «классики» на вершину в 2010 году, с запуском программы госкредитования (бонус в 50 000 руб. по тред-ин, т.е. за сданный старый автомобиль и субсидирование процентов по кредиту) был вполне предсказуем, ведь с учетом этого «полтинника» цена на LADA 2105 была заявлена от 99 000 руб.! Дешевле – только даром! «Классика», ставшая главным бенефициаром «господдержки», внезапно опять обернулась дефицитом. Правда на короткое время… АВТОСТАТ справедливо указывает, что ее доля на рынке в 2010-м составила лишь 8% против 30 с лишним процентов в былые годы.


Однако лучшее, как известно, враг хорошего и как это всегда бывает именно на автомобильном рынке однажды бестселлер превратился в аутсайдера.


В 2011-м настала очередь побыть лидером рынка у модели Kalina, затем, на волне восстановления рынка, в лидеры снова вернулась Priora, далее настал черед преемника «классики» и «самары» – LADA Granta, причем, в 2015-м седан LADA 2190 был поддержан симпатичным лифтбеком LADA 2191 ижевской сборки.


Вопрос о первенстве моделей Solaris и Rio мы уже обсудили выше, но хочется отметить, что выход платформы KP2 (на ней в рамках концерна Hyundai-KIA и построены обе адаптированные к российским дорогам и климату модели) на верхние позиции в рыночном рейтинге был отнюдь не случаен: соотношение современного «среднемирового» качества и почти что «ладовской» цены было столь неотразимо для клиентов, что даже ВАЗовские рабочие, копившие деньги на приобретение автомобиля, тратили их в последние годы именно на эти бестселлеры, а не на «дела рук своих» – что может быть красноречивее!


Конечно, нынешние бестселлеры уже не могут претендовать на огромные куски пирога и 4–8% для модели-лидера можно признать вполне приемлемой величиной.


Кстати, все 25 лучших по продажам моделей в России в последний год были исключительно российской (хотя бы и крупноузловой, т.е. SKD) сборки, т.е. за исключением LADA относились к категории «российских иномарок». Однако, если, «посмотреть вооруженным глазом», то можно увидеть, что реальная локализация присуща скорее Chevrolet Niva (90%) и Renault Logan (свыше 75%), а не «российским» LADA Logan, Vesta и XRAY (от 30 до 50%). Потребителей, впрочем, это волнует едва ли не в последнюю очередь и битва за первенство на российском рынке еще только разгорается.



Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Предсерийный полноприводный минивэн «Соболь NN 4WD» представлен на туристической выставке MITT-2024

Предсерийный полноприводный минивэн «Соболь NN 4WD» представлен на туристической выставке MITT-2024

Микроавтобус «Соболь NN 4WD» прочат в конкуренты ульяновской «буханке»

19.03.2024

КАМАЗ поставит в Москву электробусы нового заказа образца 2024 года

КАМАЗ поставит в Москву электробусы нового заказа образца 2024 года

КАМАЗ продолжает совершенствовать конструкцию электробуса для Москвы  

19.03.2024

Представлена первая модель новой марки XCITE

Представлена первая модель новой марки XCITE

Первенцем новой российской марки XCITE стал кроссовер X-Cross 7

14.03.2024

В Москве презентовали электробус ЛиАЗ нового заказа

В Москве презентовали электробус ЛиАЗ нового заказа

Обновленный электробус ЛИАЗ-6274 получил на треть более емкую АКБ, электрообогрев салона и много других усовершенствований

13.03.2024

Sollers Argo-L – длиннобазная версия

Sollers Argo-L – длиннобазная версия

Серия LCV Sollers пополнилась удлиненной версией Argo-L с 3-метровой базой

11.03.2024

На российский рынок вышел полноприводный кроссовер Jetour T2 с несущим кузовом

На российский рынок вышел полноприводный кроссовер Jetour T2 с несущим кузовом

Кроссовер Jetour T2 будет продаваться по цене 3,76–4 млн рублей

06.03.2024

LADA Iskra засветилась в кузовах седан и кросс-универсал

LADA Iskra засветилась в кузовах седан и кросс-универсал

В базе Роспатента появились рендеры LADA Iskra в кузовах седан и кросс-универсал

06.03.2024

Возврат к списку