Герои былых времен – бестселлеры российского авторынка 1998-2017 годов

Герои былых времен – бестселлеры российского авторынка 1998-2017 годов

14 февраля 2018


ООО АВТОСТАТ опубликовало интересную статистику по бестселлерам легкового рынка в России за последние 20 лет


автор

Александр Климнов, фото autowp.ru

Так, как именно 20 лет назад я начал свою автожурналистскую карьеру, то интересно было бы бросить и свой взгляд на «героев былых времен». Не оспариваю верность данных по продажам, однако, в последние годы появились и альтернативные оценки, так как регистрации в ГИБДД и отчеты самих автопроизводителей и их дилеров, как говорят в Одессе «две большие разницы». Например, Авто Ревю дает более реалистичную цифру по продажам корейских Hyundai Solaris и KIA Rio, соответственно, в 2015-м и 2016-м. Согласно им данные были сильно завышены, а, значит, никуда реальное первенство АВТОВАЗа не девалось – «ловкость рук и никакого мошенства»! А поплатился за это своим постом едва ли не самый реально эффективный менеджер отечественного постсоветского автопрома – Бу Андерссен, которому ай-я-яй, ставилась в вину утрата брендом LADA своей доли на рынке.


Но, вернемся к нашим баранам: лидерство «классики» до середины 2000-х, на мой взгляд, объясняется не только последствиями до сих пор памятного «дефолта 1998-го», на добрую пятилетку сделавшего отечественные модели абсолютно конкурентоспособными по цене, не только сворачиванием нерентабельной марки «Иж», но и сохранением в массе традиционного типа автолюбителей еще советского розлива, т.е. тех, кто обслуживал свою машину сам, начиная прямо с гарантийного срока, не ездил зимой, а только в теплое время всей семьей на дачу или на юг и пренебрежительно-неприязненно смотрел на владельцев иномарок, тем более новых, облыжно обвиняя не только в отсутствии патриотизма, но, главное, в безрукости и белорукости. «Не для наших дорог все эти иностранки, нет, не для наших», – ворчал такой вот «дядьвася» во всех гаражах страны и даже на зарождавшихся чатах, обвиняя иномарочников, уже вовсю называвших отечественные автоизделия не иначе как «ведрами с болтами», а то и как покрепче. Кстати, этот «мем» с «ведром» был придуман легендарным советским журналистом М.Кольцовым еще на заре 1930-х.


В середине 2000-х на фоне набирающего разбег как «крылатые качели» нефтяного барреля происходит реальное повышение уровня жизни, а главное, начинает работать автокредитование, так что народу захотелось чего-то более прогрессивного, но денег на действительно современное еще не было и сгодилась рестайлинговая переднеприводная «Самара-2», которая и лидировала на рынке в 2005-2006 гг.


Отсюда относительное повышение цен на нее и… «классика» опять нашла себя и «мы еще споем» – самое интересное финансовое предложение на рынке (много автомобиля за смешные деньги) и недефицитное предложение: буквально пришел в автосалон – подписал несколько бумажек (при нулевом-то первом взносе) и уехал на реальном автомобиле! Продажи АВТОВАЗа взлетевшие в 2007-м и 2008-м благодаря автокредитам (практически повторение маркетинговых подвигов легендарных Ford-T и VW Käfer), обрушились в 2009-м, так как программа льготного госкредитования авторынка подзадержалась со стартом на год и, естественно, без кредитов – только за кэш в бестселлерах оказалась «импортозамещающая» LADA Priora, на тот момент именно что топовая модель нашего главного автобренда, к тому же поневоле заместившая снятую с производства классическую «Волгу».


Возврат «классики» на вершину в 2010 году, с запуском программы госкредитования (бонус в 50 000 руб. по тред-ин, т.е. за сданный старый автомобиль и субсидирование процентов по кредиту) был вполне предсказуем, ведь с учетом этого «полтинника» цена на LADA 2105 была заявлена от 99 000 руб.! Дешевле – только даром! «Классика», ставшая главным бенефициаром «господдержки», внезапно опять обернулась дефицитом. Правда на короткое время… АВТОСТАТ справедливо указывает, что ее доля на рынке в 2010-м составила лишь 8% против 30 с лишним процентов в былые годы.


Однако лучшее, как известно, враг хорошего и как это всегда бывает именно на автомобильном рынке однажды бестселлер превратился в аутсайдера.


В 2011-м настала очередь побыть лидером рынка у модели Kalina, затем, на волне восстановления рынка, в лидеры снова вернулась Priora, далее настал черед преемника «классики» и «самары» – LADA Granta, причем, в 2015-м седан LADA 2190 был поддержан симпатичным лифтбеком LADA 2191 ижевской сборки.


Вопрос о первенстве моделей Solaris и Rio мы уже обсудили выше, но хочется отметить, что выход платформы KP2 (на ней в рамках концерна Hyundai-KIA и построены обе адаптированные к российским дорогам и климату модели) на верхние позиции в рыночном рейтинге был отнюдь не случаен: соотношение современного «среднемирового» качества и почти что «ладовской» цены было столь неотразимо для клиентов, что даже ВАЗовские рабочие, копившие деньги на приобретение автомобиля, тратили их в последние годы именно на эти бестселлеры, а не на «дела рук своих» – что может быть красноречивее!


Конечно, нынешние бестселлеры уже не могут претендовать на огромные куски пирога и 4–8% для модели-лидера можно признать вполне приемлемой величиной.


Кстати, все 25 лучших по продажам моделей в России в последний год были исключительно российской (хотя бы и крупноузловой, т.е. SKD) сборки, т.е. за исключением LADA относились к категории «российских иномарок». Однако, если, «посмотреть вооруженным глазом», то можно увидеть, что реальная локализация присуща скорее Chevrolet Niva (90%) и Renault Logan (свыше 75%), а не «российским» LADA Logan, Vesta и XRAY (от 30 до 50%). Потребителей, впрочем, это волнует едва ли не в последнюю очередь и битва за первенство на российском рынке еще только разгорается.







Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ВАЗ представит 18 июня свой первый кроссовер LADA на форуме ПМЭФ 2025

ВАЗ представит 18 июня свой первый кроссовер LADA на форуме ПМЭФ 2025

В июне в Питере АВТОВАЗ обнародует название, дизайн и характеристики кроссовера LADA B+ Cross

22.05.2025

Второе поколение системы Car Play получило приставку Ultra

Второе поколение системы Car Play получило приставку Ultra

Новый протокол Apple Car Play Ultra дебютирует на автомобилях бренда Aston Martin

15.05.2025

ВАЗ предложил кросс-версию Active Cross лифтбека LADA Granta

ВАЗ предложил кросс-версию Active Cross лифтбека LADA Granta

Приподнятый лифтбек LADA Granta Active Cross получил почти 20-сантиметровый дорожный просвет и защитный пластиковый обвес по кругу

15.05.2025

В Казани показали седельный тягач КАМАЗ-65956 грузоподъемностью 108 тонн

В Казани показали седельный тягач КАМАЗ-65956 грузоподъемностью 108 тонн

КАМАЗ продолжает развивать санкционноустойчивую линейку грузовиков поколения К5

14.05.2025

ГАЗ «Соболь NN 4x4» получает бортовую версию с оцинкованной платформой с тентом

ГАЗ «Соболь NN 4x4» получает бортовую версию с оцинкованной платформой с тентом

ГАЗ расширил полноприводную серию «Соболь NN 4x4» грузовиком с оцинкованной бортовой платформой с тентом

13.05.2025

Китайский AVIOR представил на CityBus'25 социальный автобус Care

Китайский AVIOR представил на CityBus'25 социальный автобус Care

Китайский производитель автобусов AVIOR имеет серьезные виды на российский рынок

06.05.2025

Польский стартап Volonaut представил первый реактивный аэробайк

Польский стартап Volonaut представил первый реактивный аэробайк

Поляки обещают научить мотоцикл летать

05.05.2025

Возврат к списку