КАМАЗ представил на ComTrans 2021 электробус и грузовик на водороде
Александр Климнов, фото автора
На проходящей сейчас в МВЦ «Крокус Экспо» международной выставке коммерческих автомобилей ComTrans 2021 ПАО «КАМАЗ» продемонстрировал целый модельный ряд инновационного пассажирского экотранспорта, который должен улучшить экологию в мегаполисах. Упор в данном случае делается на самый «модный» вид топлива – водород, который в будущем должен найти самое широкое применение как на общественном транспорте, так и на магистральных грузовиках и лайнерах.
В числе важнейших экспонатов КАМАЗ продемонстрировал отвечающий запросам времени, свой первый низкопольный водородный электробус (водородбус) КАМАЗ-6290, собственной разработки. Его пассажировместимость 80 человек при 33-35 (в зависимости от планировки) местах для сидения.
Заместитель главного конструктора ПАО «КАМАЗ» и главный конструктор автомобильного подразделения Андрей Савинков сказал: «Конструкторская документация на опытный образец водородного электробуса разрабатывалась с учетом технических требований, предъявляемых к электробусам, т.е. за базу брался электробус КАМАЗ-6282, который поставляется в Москву. Преимущества водородного электробуса очевидны – это его экологичность, отсутствие дизельного подогревателя для обогрева салона [в отличие от нынешних электробусов 1-го и 2-го поколений – авт.]. Более того, в отличие от электробуса, запас хода которого после полной зарядки аккумуляторов составляет 70 км, водородный электробус может проехать 250 км, что делает его пригодным даже для междугороднего сообщения».
Шасси и кузов водородбуса собраны на дочернем предприятии компании в Башкирии – «НЕФАЗе», крышевое оборудование установлено в НТЦ КАМАЗа. Причем кузов выполнен из высокопрочных сталей и безопасного пластика, что обеспечивает необходимую прочность и безопасность при аварийных ситуациях. Полная масса водоробуса КАМАЗ-6282 составляет 19 т, его габаритные размеры составляют 12,4х2,55х3,4 м.
Машину приводят в действие водородные топливные элементы, питаемые от шести баллонов со сжатым водородом. Баллоны размещены на крыше, что бы в случае утечки водород уходил вверх, а не накапливался в салоне.
Мощность водородной энергоустановки составляет не менее 45 кВт, что обеспечивает максимальную скорость движения не менее 80 км/ч и запас хода в 250 км. Водоробус оснащен электропортальным мостом фирмы ZF, а также современной высокоэффективной пневматической тормозной системой с EBS, ABS, ASR, EPB, функцией удержания на уклоне, функцией блокировки начала движения при открытых дверях и датчиком контроля износа тормозных колодок. Также предусмотрено торможение тяговым электродвигателем с системой рекуперации. Как и аккумуляторный электробус, новый экотранспорт из Набережных Челнов приспособлен к эксплуатации при температуре окружающей среды от –40° до +40° С.
Инженеры Научно-технического центра «КАМАЗа» смогли выполнить водородбус максимально комфортабельным для пассажиров. В салоне предусмотрена двухзонная климатическая система, в том числе отдельная для кабины водителя. Установлена механическая аппарель для беспрепятственного въезда в салон маломобильных граждан, двери оборудованы функцией активации пассажирами, также предусмотрена электронная система информирования пассажиров с выводом информации на маршрутоуказатели и информационное табло в салоне водородного электробуса.
«Впереди еще много работы. В 2022 году мы намерены провести испытания опытного образца водородного электробуса КАМАЗ на улицах Москвы, в реальных условиях эксплуатации. На данный момент автономная водородная заправочная станция имеется только в подмосковной Черноголовке, поэтому испытания водородного электробуса в ином месте невозможны. Андрей Савинков сообщил, что: «Завершатся они, ориентировочно, в 2023 году. В случае создания соответствующей заправочной инфраструктуры и спроса на новый вид экотранспорта со стороны Москвы, мы планируем организовать финишную сборку водородных электробусов на территории Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода в столице, где уже успешно собираются камазовские электробусы».
Кроме того КАМАЗ подписал меморандум о взаимопонимани и сотрудничестве с GreenGT – швейцарским пионером в проектировании и разработке высокомощных электро-водородных систем для транспортной отрасли и автоспорта, с целью разработки промышленных электрогрузовиков с водородными топливными элементами.
На «Комтрансе» КАМАЗ и GreenGT демонстрируют 40-тонный прототип грузовика с системой водородных топливных элементов мощностью 170 кВт в виде двух блоков по 85 кВт каждый.
Существуют две версии данного прототипа с 12 и 6 большими резервуарами для водорода, с общей емкостью хранения равной ~45 кг водорода (опционно 53 кг).
Данный грузовой водородомобиль с нулевым уровнем вредных выбросов, оснащен электромотором мощностью 400 кВт (544 л.с.) и при запасе хода в 500 км, может быть перезаряжен за 10–15 минут (давление при заправке 350 бар). Представленный на автосалоне грузовой водородный прототип выполнен в конфигурации 6x2.2 на базе шасси КАМАЗ-65208. Система топливных элементов полностью разработана компанией GreenGT.
Этот пилотный прототип предшествует предсерийному производству автомобилей, которые будут собираться во Франции и Швейцарии для для основных игроков европейской логистики и дистрибуции.
Кроме того, КАМАЗ впервые представил общественности свой шарнирно-сочлененный самосвал КАМАЗ-6561 «Геркулес», предназначенный для карьерных работ в автономном режиме.
Закрытая презентация «Геркулеса» прошла ранее в конце июня, а вот широкой публике и потенциальным покупателям «сочлененник» демонстрируется впервые. Основное предназначение такой машины – перевозка насыпных грузов по пересеченной местности и грунтовым дорогам. Также сочлененный «Геркулес» может применяться при разработке карьерных месторождений и шахт, для добычи полезных ископаемых по безлюдной технологии. Для этого на борту предусмотрена система ADAS уровня 5.0, обеспечивающая движение в карьере в автономном режиме, т.е. без участия водителя. Также самосвал может эксплуатироваться и в режиме дистанционного управления, так и управляться водителем из кабины.
Самосвал выполнен по схеме «последовательный гибрид», т.е. представляет собой гибридный электромобиль, не требующий подзарядки от внешней сети. Двигатель внутреннего сгорания приводит в действие электрический генератор, который питает энергией тяговый электродвигатель и заряжает аккумуляторную батарею. Последовательный гибрид работает местами на чистом электричестве при заряженной аккумуляторной батарее и, таким образом, практически близок к электромобилю. В случае КАМАЗовского «Геркулеса» рекуперация энергии происходит при спуске в карьер, а при подъеме наверх с грузом – накопленная энергия в батареях выполняет роль бустера, помогая подняться машине в гору. Такое решение позволяет снизить количество потребляемого топлива на 15% по сравнению с полностью дизельным аналогом.
Инженеры Научно-технического центра «КАМАЗа» выполнили кабину самосвала максимально удобной и безопасной. В ней предусмотрены бортовой компьютер, монитор, несколько кнопок для переключения режимов движения и для разгрузки, а за счет прочного каркаса кабина надежно защищает водителя в случае опрокидывания машины. Еще одна особенность «Геркулеса» – большое количество ассистеров водителя. Так, по периметру самосвала установлены сенсоры, радары, лидары, видеокамеры, которые фактически поднимают автомобиль до уровня роботрака.
Габариты сочлененного самосвала реально «геркулесовские»: 10,12х3,43х4,03 м. Снаряженная масса шасси составляет 31 т, а его грузоподъемность – 40 т. Максимальная скорость движения ограничена 50 км/ч.
Главный конструктор инновационных автомобилей НТЦ КАМАЗа Сергей Назаренко рассказал: «В ближайшее время «Геркулес» будет проходить испытания в карьере горнодобывающей компании. Машина будет тестироваться от трех до шести месяцев. В ходе испытаний специалисты проверят топливную экономичность, тягово-динамические характеристики, массовые и габаритные характеристики, запас хода на дизельном топливе, запас хода на электротяге, грузоподъёмность, минимальный радиус поворота, обзорность, эргономику и эксплуатационные характеристики. По результатам испытаний будут внесены изменения в конструкцию автомобиля, после чего мы планируем передать «Геркулес» Уральской горно-металлургической компании (УГМК) для опытной эксплуатации на территории Башкортостана».
По словам Сергея Назаренко, в настоящее время на базе этого самосвала ведется разработка новых модификаций . Например, появится его полностью дизельная версия КАМАЗ-6558, продажи которой намечены на 2024 год.
P.S. КАМАЗ также показал на «Комтрансе» целую гамму интересных разработок в сегменте дорожных грузовиков, начиная от среднетоннажника «Компас» до магистральника Continent и гоночного КАМАЗ-435091, а также долгожданный сочлененный электробус особо большой вместимости КАМАЗ-6292, но они также требуют отдельного рассказа.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка
У дилеров появилась вторая модель новой марки Xcite – паркетник X-Cross 8 по цене 3,0–3,4 млн руб., уже попавший в список рекомендованных моделей для российских чиновников