На MiningWorld Russia 2024 показали два новых карьерных самосвала КАМАЗ «Атлант 45» и «Атлант 50»
23 апреля 2024
Звездами MiningWorld Russia'24 стали перспективные карьерные самосвалы КАМАЗ-4555 «Атлант 50» и КАМАЗ-4554 «Атлант 49»
Александр Климнов, фото производителя
На выставке MiningWorld Russia 2024, которая проходит 23–25 апреля в Москве, АО «КАМАЗ» представил на своем стенде два карьерных самосвала нового семейства.
Это карьерный самосвал КАМАЗ-4555-0000030-ВС привычной колесной формулы 6х4, получивший собственное название «Атлант 50». Он оснащен 30-кубовой платформой производства ивановского «Профессионала», известного ковшами для карьерных экскаваторов. Грузоподъемность его задней балансирной рессорной подвески (рессоры чусовские) составляет 50 т.
Данный самосвал предназначен для работы в условиях карьеров и эксплуатации в районах с умеренным и тропическим климатом при температурах окружающего воздуха от –40°С до +40°С (климатическое исполнение – У1).
Автомобиль укомплектован комфортабельной кабиной нового поколения К5 со спальным местом, что стало лучшим предложением из представленных на рынке данных классов карьерных самосвалов. В интерьере кабины предусмотрен столик для принятия пищи и опционально предусматривается дополнительный бытовой модуль с возможностью размещения СВЧ-печи и холодильника.
Самосвал, естественно, оснащен системами защиты кабины от падающих предметов (требования FOPS), а также защиты при опрокидывании (требования ROPS). При этом данная система защиты кабины позволяет производить сервисное обслуживание двигателя и ее систем без подъема самосвального кузова.
Разработана новая входная группа оперения шасси, обеспечивающая удобство доступа в кабину. Новый бампер разработан с учетом условий эксплуатации в карьерах.
Все три моста у «Атланта 50» – китайского производства. В Поднебесной изготовлена и автоматическая гидромеханическая коробка передач. Но это не та АКП, что применяется на тягачах КАМАЗ поколения К5 – она рассчитана на более высокий крутящий момент, к тому же и производитель у нее другой. Отчасти поэтому управление трансмиссией перенесено с приборной панели на правый подрулевой переключатель, с помощью которого водитель также задействует трансмиссионный тормоз, т.е. ретардер.
На «Атланте 50» применен новый экономичный 560-сильный дизельный двигатель КАМАЗ серии Р6 объемом 13 литров без системы нейтрализации отработавших газов. Он агрегатирован с 7-ступенчатой гидромеханической автоматической коробкой передач c ретардером и двухконтурным теплообменником.
На «Атланте 50» предусмотрена система впуска двигателя, обеспечивающая эксплуатацию в условиях карьеров (высокая запыленность) с креплением за защиту кабины (ROPS/FOPS). Система выпуска отработавших газов так же закреплена за защиту кабины.
Рулевая система гидравлическая производства «РОСТАР» из Набережных Челнов, с гидроцилиндрами на оси и оборудованием в составе шасси.
Самосвальный кузов – универсального исполнения (вскрыша и различные породы), с обогревом платформы. В конструкции кузова предусмотрены камневыталкиватели сдвоенных колес. Топливный бак также выполнен с защитой днища, что уберегает его от повреждений посторонними предметами. Объем платформы составляет 30 м3, угол ее подъема – 47°. Также возможна разработка самосвального кузова угольного исполнения (большего объема – авт.).
Помимо этого, «Атлант 50» оборудован системами контроля давления в шинах, динамического взвешивания груза, включая систему измерения крена (угла наклона) и предупреждения опрокидывания самосвала. Также он оснащен системой автоматической централизованной смазки и системой пожаротушения. Кроме того, инженеры компании предусмотрели наличие системы предупреждения о приближении самосвала к воздушным линиям электропередач (УСПВЛ) и блокировки подъема кузова под высоковольтными линиями. По периметру машины установлены фонари дополнительного освещения. Также среди опций самосвала – система автоматизированного управления движением (САУД, «ADАS») уровня 1, которая включает камеры кругового обзора, ультразвуковые датчики, отслеживание состояния водителя, а также алкозамок. АКБ – повышенной емкости. Фары головного света светодиодные. Предусмотрены подогревы узлов и агрегатов, а именно: ФГОТ (фильтр грубой очистки топлива), топливозаборник топливного бака, зеркала заднего вида, сиденье оператора.
На передней оси применены шины размерностью 16.00R25, а на задних – 14.00R25. Шины обеспечивают нагрузки, приходящиеся на переднюю ось и ведущие мосты.
Запуск «Атлант 50» в серийное производство планируется КАМАЗом на следующий год. Кроме того, ведется разработка более тяжелого и тоже трехосного карьерного самосвала аналогичной конструкции, рассчитанного на перевозку уже 65 т груза.
Также на стенде КАМАЗа демонстрируется еще один представитель семейства карьерных самосвалов – четырехосный КАМАЗ-4554 «Атлант 49». Машина (показанная ранее на выставке Comtrans'23) предназначена для работы в карьере и перевозки угля, вскрышных пород и различных руд. Это самый грузоподъемный самосвал в «дорожном габарите»: его грузоподъемность составляет 49 тонн, при этом полная масса самосвала – 72 т. Объем самосвального кузова – 35 м3. КАМАЗ-4554 снащен интерактивной смарт системой для контроля эксплуатации гидравлического оборудования самосвала. Также предусмотрены контроль перегруза, крена, мониторинг системы с передачей данных, есть также функция предупреждения о неисправностях. Как и «Атлант 50», данная модель комплектуется новой кабиной К5 с защитой кабины оператора ROPS/FOPS.
Напомним, новое поколение карьерных самосвалов семейства «Атлант» с колесной формулой 6х4, 6х6, 8х4 отличается повышенной грузоподъемностью, которая составляет от 39 до 100 тонн. Будут в серии и беспилотные модели (весьма перспективное направление именно для карьерной техники – авт.).
Справка: продажи автомобилей КАМАЗ на российском рынке в I квартале 2024 года увеличились на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – реализовано почти 8,5 тыс. грузовиков и автобусов против 8,37 тыс. годом ранее.
В 2024 году коллектив компании продолжает работать над увеличением объема производства и расширением модельного ряда автомобилей поколения К5. В I квартале текущего года выпуск этих грузовиков по сравнению с тем же кварталом 2023 года (427 ед.) увеличился более чем в 3,5 раза, составив 1618 ед.
P.S. КАМАЗ активно пытается зайти в сегмент карьерных самосвалов, что важно в рамках политики импортозамещения. Напомню что ранее, в данном сегменте наиболее активно оперировали такие бренды как MAN и Scania.
У дилеров появилась вторая модель новой марки Xcite – паркетник X-Cross 8 по цене 3,0–3,4 млн руб., уже попавший в список рекомендованных моделей для российских чиновников