ГИБДД разъяснила как не наказывать водителей за нарушения на пешеходных переходах
13 октября 2020
ГИБДД разъяснила, когда не нужно штрафовать водителей за непропуск пешеходов на переходах
Александр Климнов, фото автора и metrologu.ru
ГИБДД направила в регионы инструкции для инспекторов по наказанию водителей на пешеходных переходах. Оказывается, если траектории пешехода и автомобиля не пересекаются, то штрафовать водителей не нужно. В качестве доказательств нарушения нужно использовать видеозаписи и «объяснения пешеходов». Показательно, что Верховный суд разъяснил данное правило еще в 2012 году, но до сих пор многие сотрудники ГИБДД не следовали им. Эксперты утверждают, что вручную фиксировать данные нарушения сложно, потому нужно сделать ставку именно на автоматические камеры.
В региональные подразделения направлены разъяснения за подписью начальника ГИБДД России Михаила Черникова, которые попали в сеть. Документ касается применения норм ПДД и КоАП, связанных с проездом пешеходных переходов.
Согласно ПДД водитель, приближаясь к нерегулируемому переходу, должен уступать дорогу пешеходам, переходящим улицу или «вступившим на проезжую часть». При повороте нужно уступать пешеходам, пересекающим проезжую часть, куда поворачивает машина. Термин «уступить дорогу» означает, что автомобиль не должен начинать или продолжать движение, если это вынудит пешехода «изменить направление движения или скорость». Еще в 2012 году Верховный суд разъяснил, что: если траектории движения пешехода и машины не пересекаются, то уступать дорогу водитель не обязан, и штрафовать его нельзя.
Сейчас за непредоставление преимущества пешеходам водителей штрафуют на 1500–2500 руб. по ст. 12.18 КоАП. В 2019 году было возбуждено 1,37 млн дел по данной статье, а за девять месяцев 2020 года – 874,5 тыс. дел. С начала года на переходах произошло 9,9 тыс. аварий, что на 13,9% меньше, чем годом ранее.
В своем письме г-н Черников еще раз разъясняет действующие правила: «Обязанность водителя уступить дорогу пешеходу поставлена в зависимость именно от необходимости не создавать помех в его движении. Если водитель своими действиями не вынуждает пешехода, имеющего по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость, действия водителя не образуют состав правонарушения». При выявлении таких нарушений в целях «формирования неопровержимой доказательной базы» инспекторам рекомендуется использовать «средства видеозаписи» либо по возможности «истребовать объяснения пешеходов».
По запросу «Ъ» о необходимости такого разъяснения, от МВД пришел ответ, что письмо направлено «в целях выработки единой государственной политики в области безопасности дорожного движения» и «разъяснений порядка применения положений пунктов ПДД с учетом позиции Верховного суда». Несмотря на то что позиция ВС по этому вопросу была определенно высказана еще в 2012 году, ряд инспекторов по-прежнему продолжают некорректно штрафовать водителей, из-за чего и потребовались дополнительные инструкции.
Итак, письмо ГИБДД подтверждает давно известную всем водителям практику, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько: «инспекторы на местах понимают ПДД по-своему, и это понимание не всегда соответствует букве закона и буквальному содержанию правил».
Глава Союза пешеходов Владимир Соколов утверждает, что: «Выявить и оформить данный вид нарушения сложно, и разъяснения ГИБДД проще этот процесс не делают. В идеальной ситуации сотрудник должен поставить у перехода видеокамеру с широким углом обзора, а при нарушении опросить водителя и пешехода».
Водители часто обращаются в суды с обжалованием, и если у инспектора нет видеозаписи, то штраф отменяется.
Эффективным способом контроля считаются автоматические камеры, которые фиксируют проход пешеходов с разных ракурсов и пишут на видео, но массового распространения они пока что не получили. Первая такая камера типа «Форсаж» появилась в Москве еще в 2017 году, сейчас таких комплексов в столице более 200. На видео хорошо видна динамика движения участников движения, подтверждает эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман. «Записывать ролики мало, важно, чтобы видео просматривали инспекторы при вынесении штрафов, а при необходимости ролики предоставлялись в судах по требованию водителей»,— говорит господин Шухман.
Справка: комплекс измерительный с автоматической видеофиксацией нарушений ПДД «Форсаж» (далее — комплекс) предназначен для измерения скорости движения транспортных средств (ТС) и расстояния, проходимого ТС в зоне контроля, с привязкой к шкале координированного времени UTC(SU).
Фиксирует 11 видов нарушений ПДД:
Нарушение скоростного режима;
Выезд на полосу встречного движения;
Выезд на полосу для маршрутных ТС;
Движение по разделительной полосе;
Движение по обочине;
Проезд на красный свет;
Заезд за стоп-линию;
Поворот из неразрешенного ряда;
Запрещенный поворот налево;
Нарушение правил проезда железнодорожного переезда;
Непредоставление преимущества пешеходу на пешеходном переходе.
Основные функции и характеристики:
Две HD-камеры на комплекс – каждая камера на 4 полосы движения;
Измерение скорости – безрадарным способом, в диапазоне 0–250 км/ч;
Погрешность ±2 км/ч в диапазоне 0–175 км/ч и ±5 км/ч в диапазоне 175–250 км/ч;
Поддерживаются все основные протоколы интеграции с ЦАФАП;
Полностью автоматическая выгрузка в ЦАФАП (выход годного до 100%);
Устанавливается на существующие опоры любой формы и размеров;
Компактный и легкий (до 20 кг) вычислитель всепогодного исполнения;
Оснащен средствами удаленной диагностики и поддержания работоспособности;
Неприхотлив к качеству питающей сети (90–305V)
Удобный герметичный коммутационный бокс в составе вычислителя для установки доп. оборудования (оптокросса, радиомодема);
Измерение времени событий с погрешностью ±1 мс относительно мировой шкалы времени UTC(SU);
Измерение расстояний между объектами на дороге с погрешностью 0,1 м.
В комплексе применяются HD-камеры с некомпрессированным интерфейсом 3G-SDI, обеспечивающие распознавание и запись видео профессионального качества.