Исполнилось 40 лет с начала производства ВАЗ-2108, прозванного в народе «зубилом»
Александр Климнов, фото автора и autowp.ru
На Волжском автозаводе (ВАЗ) 17 декабря 1984 года, т.е. ровно 40 лет назад, была начата сборка первой партии товарных автомобилей ВАЗ-2108 в количестве 2000 машин на «опытном» конвейере, революционной для марки переднеприводной компоновки, да еще с двухобъемным трехдверным кузовом типа хэтчбек автомобилей, о чем напомнила пресс-служба основного отечественного производителя легковых автомобилей АО «АВТОВАЗ».
Журнал «За рулем» в декабрьском номере за 1984 год сообщал: «ВАЗ-2108 не просто новая машина, а первая модель принципиально нового по конструкции семейства автомобилей. Когда в 1978 году было утверждено на него техническое задание, предпочтение было отдано компоновочной схеме с передними ведущими колесамv. Как показали всесторонние испытания и эксплуатация в разных климатических и дорожных условиях, ВАЗ-2108 не только резко отличается по своим потребительским качествам от других распространенных у нас машин. Он не уступает лучшим зарубежным аналогам своего класса. Машина хорошо приспособлена к эксплуатации в нашей стране и в этих условиях, можем смело сказать, превосходит иностранные образцы».
С 22 декабря 1984 года ВАЗ-2108 (относившийся по советской классификации к I группе малого класса – авт.) начал сходить с конвейера ВАЗ (в первые годы вперемежку с «Жигулями» – авт.), а в первой половине 1985 года автомобиль поступил в продажу по цене 8345 рублей, что составляло почти 42 средних месячных зарплат тогдашних работающих советских граждан (на сегодня это ~3,5 млн руб. или 1,28 млн через инфляцию).
В дальнейшем семейство автомобилей, включившее также 5-дверный хэтчбек ВАЗ-2109 и 4-дверный седан ВАЗ-21099, получило общее название LADA Samara (хотя первоначально «восьмерку» пытались назвать «Спутник», но данное название не прижилось даже на внутреннем рынке – авт.), с характерным клинообразным профилем кузова с большими углами наклона переднего и заднего стекол, за которую автомобиль получил народное прозвище «зубило».
С 1997 по 2001 год 350-килограммовый фургон ВАЗ-1706 на базе ВАЗ-21083 в ограниченных количествах производился Управлением экспериментального производства при ОПП АВТОВАЗ, с декабря 2001 по 2003 годы – его изготовляло ООО «ЛАДА-Тул»
Практически все узлы ВАЗ-2108 были разработаны заново – двигатель поперечного расположения, передняя свечная подвеска типа «Макферсон», рулевое управление реечного типа. Кстати, в доводке ходовых качеств «восьмерки» участвовало инжиниринговое подразделение компании Porsche, что настолько улучшило управляемость советского автомобиля, что в европейских странах его даже называли «Порше для бедных».
С целью снижения массы в конструкции узлов широко использованы пластмассы (бампера впервые в истории ВАЗа были нехромированными и поначалу только неокрашенными – авт.).
Радиатор и многие детали двигателя и коробки передач были изготовлены из алюминиевых сплавов.
Автомобили серии ВАЗ-2108 оснащались карбюраторными моторами объемом 1,1 л (ВАЗ-21081 – для стран с высоким налогами на объем двигателя – авт.), 1,3 л (ВАЗ-2108 – базовая версия) и 1,5 л (ВАЗ-21083 – с 1994 года стала основной, причем, с другими передними крыльями и решеткой радиатора ). С 1994 года выпускались версии «восьмерки» с инжекторным мотором объемом 1,5 л (ВАЗ-21083i).
В мелкой серии были модификации с двигателем 1,6 л (ВАЗ-21084), а также с роторно-поршневым моторами (HGL) мощностью 140 л.с. (ВАЗ-21089), поступавшими в распоряжение спецслужб.
Раллийный ВАЗ-21083 на трассе классического «Ралли Кипра» 1988 года (экипаж Николай Елизаров / Сергей Таланцев)
Первая модель семейства ВАЗ-2108, производилась с 1984 по 2003 годы, а объем ее выпуска составил 884 824 ед. Автомобиль активно экспортировался не только в страны соцлагеря, но и в развитые страны Запада, а также страны третьего мира.
Для местных европейских рынков дилеры LADA даже предлагали мелкосерийные версии с открытым кузовом типа кабриолет, самым известным из которых стала Natacha («Наташа»).
На середину 2024 года по данным агентства «АВТОСТАТ», в стране зарегистрировано более 215 тыс. «восьмерок», то есть почти четверть от всего объема выпуска «Самары».
В рамках рестайлингового семейства Samara 2 «восьмерка» получила преемника под индексом ВАЗ-2113 или LADA Samara 2 3-dr., которая выпускалась до середины 2013 года (произведено 73 039 ед.).
P.S. «Восьмерка» произвела в умах советских автолюбителей настоящий переворот – передний привод, отличная управляемость и многофункциональный кузов прогрессивной формы были оценены по достоинству (хотя заднеприводная «классика» и продолжала выпускаться параллельно еще десятилетиями, востребованная консервативными водителями), однако, неудачный дизайн пластикового «клюва» вместо решетки радиатора привел к появлению к конце Перестройки целого ряда тюнинговых фирм, производивших более эстетичные аналоги.
Сейчас «зубило» встретить в столице можно уже очень редко, но на просторах страны она еще встречается.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.