Основные неисправности, для устранения которых необходимо снимать механическую коробку передач с автомобиля: – повышенный (по сравнению с привычным) шум; – затрудненное переключение передач; – самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач; – утечка масла через уплотнения и прокладки. Кроме того, коробку передач снимают для замены сцепления, маховика и заднего сальника коленчатого вала двигателя. Автоматическую коробку передач снимают практически по тем же причинам, что и механическую коробку, за исключением необходимости замены сцепления и маховика, которые в этом случае отсутствуют. Приемы снятия и установки механической и автоматической коробок передач практически одинаковы. Разница заключается в конструкции привода управления коробкой передач и необходимости отворачивания гаек крепления гидротрансформатора, а также в наличии у автоматической коробки передач шлангов гидросистемы, соединяющих коробку с радиатором охлаждения. Работа показана на примере механической коробки передач.
Работа по снятию и установке коробки передач весьма трудоемка, поэтому предварительно обязательно убедитесь в том, что ее неисправности не вызваны иными причинами (недостаточный уровень масла, дефекты привода выключения сцепления, ослабление крепления коробки и пр.). Коробка передач довольно тяжелая и имеет неудобную для удерживания форму, поэтому рекомендуем снимать ее с помощником.
Шаг 2
Вам потребуются: торцовые головки «на 10», «на 13», «на 16», ключ «на 13», монтажная лопатка (или большая отвертка), пассатижи. Для снятия механической коробки передач выполните следующие операции.
31. Выверните два болта крепления трубопровода теплообменника масляного фильтра и отведите трубопровод в сторону настолько, насколько позволяет гибкость его резиновых шлангов.
Шаг 34
32. Нажмите на пружинный фиксатор колодки жгута проводов датчика скорости…
Шаг 35
33. …и отсоедините колодку от датчика.
Шаг 36
34. Выверните верхний…
Шаг 37
35. …и нижний болты крепления кронштейна задней опоры подвески силового агрегата к картеру коробки передач.
Шаг 38
36. Установите под двигатель и коробку передач надежные опоры.
38. Выверните три нижних болта крепления коробки передач к блоку цилиндров двигателя…
Шаг 41
39. …нижний болт крепления стартера…
Шаг 42
40. …правый нижний болт крепления коробки передач к блоку цилиндров двигателя…
Шаг 43
41. …два верхних болта крепления коробки передач к блоку цилиндров двигателя…
Шаг 44
42. …и верхний болт крепления стартера.
Стартер можно не снимать полностью, так как при снятии коробки передач он останется в отверстии прилива блока цилиндров двигателя.
Шаг 45
43. Вставив большую отвертку в специальный паз в нижней части картера сцепления, сдвиньте коробку передач назад до момента выхода первичного вала коробки передач из ступицы ведомого диска сцепления.
Шаг 46
44. Сдвиньте коробку максимально назад, уберите из-под нее опору и, наклонив заднюю часть коробки передач вниз, снимите с автомобиля.
При снятии коробки передач не опирайте конец первичного вала о лепестки диафрагменной пружины, чтобы не деформировать их.
Шаг 47
45. Установите коробку передач и все снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.
Перед установкой коробки передач рекомендуем смазать шлицы первичного вала тонким слоем тугоплавкой консистентной смазки. Проверьте с помощью специальной оправки, как отцентрирован ведомый диск сцепления (см. «Снятие и установка сцепления»).