Основные неисправности, для устранения которых необходимо снимать механическую коробку передач с автомобиля: – повышенный (по сравнению с привычным) шум; – затрудненное переключение передач; – самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач; – утечка масла через уплотнения и прокладки. Кроме того, коробку передач снимают для замены сцепления, маховика и заднего сальника коленчатого вала двигателя. Автоматическую коробку передач снимают практически по тем же причинам, что и механическую коробку, за исключением необходимости замены сцепления и маховика, которые в этом случае отсутствуют. Приемы снятия и установки механической и автоматической коробок передач практически одинаковы. Разница заключается в конструкции привода управления коробкой передач и необходимости отворачивания гаек крепления гидротрансформатора, а также в наличии у автоматической коробки передач шлангов гидросистемы, соединяющих коробку с радиатором охлаждения. Работа показана на примере механической коробки передач.
Работа по снятию и установке коробки передач весьма трудоемка, поэтому предварительно обязательно убедитесь в том, что ее неисправности не вызваны иными причинами (недостаточный уровень масла, дефекты привода выключения сцепления, ослабление крепления коробки и пр.). Коробка передач довольно тяжелая, а ее форма не удобна для удерживания, поэтому рекомендуем снимать ее с помощником.
23. Выверните болт крепления «массового» провода к картеру коробки передач…
Шаг 20
24. …и отсоедините провод.
Шаг 21
25. Отверните гайку и выверните болт крепления стартера…
Шаг 22
26. …извлеките стартер из гнезда в картере сцепления и отведите стартер в сторону, не отсоединяя от него провода.
Стартер лучше снять перед снятием раздаточной коробки, чтобы облегчить доступ к верхнему болту ее крепления.
Шаг 23
27. Установите под двигатель надежную опору или вывесите его с помощью грузоподъемного механизма. Аналогичную опору установите под коробку передач.
Шаг 24
28. Выверните болт крепления кронштейна левой опоры подвески силового агрегата к подушке.
Шаг 25
29. Выверните два нижних болта крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя и болт крепления щитка картера сцепления.
Шаг 26
30. Для удобства работы снимите кронштейн передней опоры подвески силового агрегата (см. «Замена опор подвески силового агрегата»).
Шаг 27
31. Отверните гайку левого верхнего крепления коробки передач к блоку цилиндров двигателя.
Шаг 28
32. Выверните болт правого верхнего крепления коробки передач к блоку цилиндров двигателя.
Шаг 29
33. Сдвиньте коробку передач назад до момента выхода первичного вала коробки из ступицы ведомого диска сцепления.
Шаг 30
34. Сдвиньте коробку максимально назад, уберите из-под нее опору и, наклонив заднюю часть коробки вниз, снимите с автомобиля.
При снятии коробки передач не опирайте конец первичного вала о лепестки диафрагменной пружины, чтобы не деформировать их.
Шаг 31
35. Установите коробку передач и все снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.
Перед установкой коробки передач рекомендуем смазать шлицы первичного вала тонким слоем тугоплавкой консистентной смазки. Проверьте с помощью специальной оправки, как отцентрирован ведомый диск сцепления (см. «Снятие и установка сцепления»).