Американо-китайская торговая война – новый раунд объявлен
27 августа 2019
Пекин поднимает пошлины на американские автомобили на 25% с 15 декабря
Александр Климнов, фото Bloomberg
Президент Дональд Трамп заявил вечером прошлой пятницы, что в ближайшие месяцы он повысит тарифы на китайский импорт до 30 процентов после того, как Пекин заявил, что введет дополнительные тарифы на товары США, в том числе и на легковые автомобили.
В пятницу Трамп написал на своей странице в Твиттере, что тарифы на китайский экспорт в размере $250 млрд с 1 октября поднимутся до 30 процентов с нынешних 25 процентов. Новые тарифы, установленные на 1 сентября, увеличатся, соответственно, с 10 до 15 процентов.
Трамп в Твиттере заявил: «К сожалению, прежние администрации позволили Китаю настолько опередить справедливую и сбалансированную торговлю, что это стало большим бременем для американского налогоплательщика. Как президент, я больше не могу этого допустить!».
Утром пятницы Китай заявил, что он также введет дополнительные тарифы на американские товары на общую сумму $75 млрд в качестве возмездия за последние запланированные повышенные сборы Трампа на китайский импорт, что вызвало недовольство автопроизводителей и усилило опасения относительно перехода торговой войны между двумя экономическими гигантами в затяжную форму.
Некоторые из контрмер, согласно объявлению Министерства торговли Китая, вступят в силу с 1 сентября, а остальные – с 15 декабря. Новые 10-процентные тарифы на китайский экспорт в объеме почти $300 млрд вводятся США с опережением ранее установленного графика.
В свою очередь в сентябре Пекин вводит дополнительный 5-процентный тариф на американские соевые бобы и импорт сырой нефти, ну а 25-процентная пошлина на американские автомобили будет возобновлена 15 декабря.
Ранее Пекин отказывался от введения 25-процентной таможенной пошлины на импортные легковые автомобили из США в рамках усилий по возобновлению торговых переговоров между двумя странами. Кстати, именно сильное падение сбыта американских автомобильных брендов в 2018 году и привел местный рынок к первому за почти 30-летний период провалу продаж – авт.
Среди автопроизводителей наиболее уязвимыми для дополнительных сборов оказываются американский концерн Ford Motor Co., компания Tesla Inc., а также немецкие концерны Daimler AG и BMW Group. Так, Ford экспортирует в Поднебесную кроссоверы Ford Explorer и Lincoln MKC, кроме того с заводов США сюда поставляются автомобили брендов Jeep и Lexus.
Соответственно, BMW и Daimler также экспортируют в КНР большое количество SUV с заводов в США, ну а Tesla пока еще не успела развернуть производство своих электромобилей на своем новейшем заводе Gigafactory 3.
Согласно исследованию LMC Automotive, шесть из десяти самых популярных моделей автомобилей, экспортируемых из США на крупнейший в мире автомобильный рынок, продаются под двумя немецкими брендами
В недавнем заявлении Джона Боззеллы, который возглавляет специальную группу «Here for America», в которую входят VW, Daimler и BMW говорится: «Тарифные войны по принципу «зуб за зуб », без каких-либо значимых переговоров, наносят ущерб американской автомобильной промышленности.
Боззелла, который также занимает пост генерального директора Ассоциации глобальных автопроизводителей, в которой состоят также Toyota Motor Corp., Hyundai Motor Co., Nissan Motor Co. и другие иностранные бренды, производящие автомобили в США, добавил: «Когда эти тарифы были первоначально введены Китаем в 2017 году, американский экспорт готовых автомобилей упал на 50 процентов. Мы не можем допустить, чтобы американским рабочим снова был причинен вред».
Согласно данным крупнейшего в стране импортера автомобилей Sinomach Auto – Китай импортировал в 2018 году из США 190 118 автомобилей, что на 35 процентов меньше, чем в 2017 году, что объясняется на торговой напряженностью и ростом таможенных тарифов.
В своем заявлении в пятницу Ford призвал: «США и Китай найти краткосрочное решение по оставшимся вопросам путем продолжения переговоров. Для этих двух важных экономик важно работать вместе для продвижения сбалансированной и справедливой торговли».
В пятницу помимо автопроизводителей о негативных последствиях продолжительной торговой войны Белый дом предупредили другие основные бизнес-группы.
Торговая палата США решительно отклонила призыв Трампа к американским компаниям немедленно начинать искать альтернативы для торговых и производственных операций в Китае.
Исполнительный вице-президент и глава по международным делам торговой палаты США Мирон Бриллиант сказал в своем официальном заявлении: «Хотя мы разделяем разочарование президента, мы считаем, что продолжение конструктивного взаимодействия – это верный путь вперед». Он призвал обе стороны быстро заключить торговую сделку: «Время имеет существенное значение. Мы не хотим дальнейшего ухудшения отношений между США и Китаем».
Американо-китайский деловой совет заявил, что после новых недавних залпов торговой войны миллионы граждан США неизбежно пострадают от возросшей торговой напряженности между Соединенными Штатами и Китаем – крупнейшими экономиками мира.
Группа, представляет американские компании, ведущие бизнес в Китае, призвала Трампа и китайского лидера Си Цзиньпина положить конец повторяющимся тарифным схваткам по принципу «зуб за зуб» и сосредоточиться на устранении разногласий. В заявлении Группы сказано: «Торговая сделка, направленная на решение законных проблем, сформулированных (офисом торгового представителя США) в его отчете по разделу 301, будет отвечать обоюдным интересам как Китая, так и Соединенных Штатов. Такая сделка вполне возможна в обозримой перспективе, и ее следует заключить как можно скорее».
Новости из Пекина вызвали беспокойство уже по поводу перспектив роста глобальной экономики, которые стали выглядеть более шаткими. Валюты развивающихся стран и сырьевые товары также упали в пятницу, в то время как такие страховые активы как японская иена и золото, пошли вверх.
Теперь по мнению аналитиков и экспертов надежда остается только на приезд в сентябре в Вашингтон китайской правительственной делегации для проведения очередного раунда торговых переговоров. Мир стоит на пороге глобального кризиса.
P.S. В последние 30 лет США позволили и даже проспонсировали превращение КНР из бедной аграрной страны в мировую (и естественно, прежде всего, американскую) фабрику по выпуску дешевого ширпотреба с низкой добавочной стоимостью (закрыв под это дело практически все собственные аналогичные производства). Теперь же, когда коммунистический Пекин стал шибко зажиточным однако, а главное рвущимся к передовым технологиям, с явным желанием уже через десятилетие–полтора стать одним из мировых технологических лидеров, Америка в лице президента Дональда Трампа «одумалась» и в том же стиле, в каком в 1980-х выламывала руки Токио, намеревается затормозить развитие Китая, оставив его в роли «вечно догоняющей» страны, не претендующей на победы в области высоких технологий.
Вот только КНР в отличие от Токио – не политическая марионетка Вашингтона, да и удельная зависимость от экспорта в США у Китая века 21-го значительно меньше, чем у Японии конца века 20-го.
P.P.S. Кстати, сами США весьма серьезно зависят от импорта из Китая лития и прочих редкоземельных металлов, без которых не может обойтись выпуск аккумуляторов Tesla и прочих производителей электромобилей, гибридов и гаджетов.
Но, в любом случае «битва кита со слоном» может стоить миру нового глобального кризиса, так что для всех было бы лучше, чтобы они разошлись миром…
Загрузка