Более 200 тысяч таксистов могут остаться без работы из-за запрета покупки иномарок для такси

Более 200 тысяч таксистов могут остаться без работы из-за запрета покупки иномарок для такси

17 сентября 2025


Последствия для рынка закона о локализации такси могут привести к коллапсу рынка и резкому подорожанию услуг


автор

Александр Климнов, фото автора, С.Булкина, Л.Толмачёва, news.ru



Издание «Ъ» сообщает, что более 200 тыс. таксистов (примерно каждый пятый) может остаться без работы после вступления в силу закона о локализации автомобилей такси, сообщает «Ъ».

Кроме того, по сообщению издания, это может привести к резкому росту стоимости поездок.

Сам закон был принят еще в мае 2025 года и согласно ему с 1 марта 2026 года для таксомоторных перевозок должны будут использоваться только легковые автмобили с «высокой долей российских компонентов» (не менее 3200 баллов локализации – авт.) или произведенные в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК).

Какие легковушки сейчас используются в такси
По данным доклада Международного евразийского форума «Такси» (МЕФТ-2025) по итогам 2024 года самой востребованной маркой такси в России стала корейская Kia.
2025-08-14-12-07-29.jpg
В Топ-3 также вошли бренды LADA и корейский Hyundai.

В топовой десятке также оказались бренды Volkswagen, Skoda, Renault, Toyota, Chery, Haval, Geely, Nissan и Chevrolet.
1.jpg
Что касается выбора моделей для такси, то согласно сведениям МЕФТ, но лишь по Москве, самыми популярными стали Volkswagen Polo Classic, Hyundai Solaris, Kia Rio (обе модли на единой платформе – авт.) и Skoda Octavia и Rapid (фактически тот же VW Polo).

Абсолютное большинство этих машин были локализованы в России в рамках СПИКов еще до 2022 года, а потом западные автобренды резко покинули российский рынок из-за санкций.

Исключение здесь – китайские марки Geely и Chery, но у них, к слову, до сих пор нет локального производства (впрочем, Chery осваивает сборку машин марки Tenet, а у Geely есть сборка машин Belgee в дружественной Беларуси – авт.).

Иными словами, широко известные модели такси вроде Hyundai Solaris, Kia Rio или Volkswagen Polo подходят под требования поправок.

Но здесь надо учитывать, что речь идет только о машинах, выпущенных до 2022 года, а так как их ресурс не бесконечен, то в ближайшие шесть лет, должно произойти их массовое списание, так как их нельзя будет использовать в тарифе «Эконом».

Согласно данным крупнейшего агрегатора Яндекс Такси, с 8 апреля 2025 года в тарифе «Эконом» или UberX тот же Hyundai Solaris допускается только от 2016 года выпуска и младше.

То же самое касается прочих популярных таксомоторов – Kia Rio, Skoda Rapid, Skoda Octavia и Volkswagen Polo.

Но, если выбор модели автомобиля в тарифах «Эконом», «Комфорт» и «Комфорт+» хотя бы присутствует, то с более высокими классами дела обстоят сложнее.

В частности, под требование агрегатора для тарифа Business с учетом возможных поправок будет подходить только одна модель автомобиля – Mercedes-Benz E-Class, производство которого было в конце 2010-х локализовано в России на заводе в Подмосковье.

В требованиях допускается использование этой модели выпуска от 2019 года и младше.

Проблему отсутствия локализованных автомобилей премиум-сегмента отметила и председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.

Она подчеркнула: «Линейка локализованных автомобилей в настоящее время не предусматривает моделей, подходящих под требования перевозок бизнес-класса, что ставит под угрозу существование этого сегмента рынка».

Напомним, что Общественный совет по развитию такси объединяет руководителей профильных ассоциаций, некоммерческих партнерств и таксомоторных компаний из 74 регионов России.

Согласно данным с сайта организации, совет «консультирует коллег» по вопросам налогообложения и транспортного законодательства, налаживает взаимодействие между таксомоторными парками, диспетчерскими и агрегаторами, разрабатывает с партнерами программы по страхованию, лизингу и приобретению автомобилей.

Ну а в топовых тарифах Premier и Elite вообще нет ни одного автомобиля, который бы мог хоть как-то подходить под критерии локализации.

Впрочем, в поправке есть важное уточнение: машины в такси должны быть с определенной оценкой уровня локализации или произведенные в рамках СПИКов, заключенных в период с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года.

Если условия станут актуальными, то под них подойдут только LADA и «Москвич», заключившие такой контракт в 2023 году, а также «Моторинвест» (марки EVOLUTE и Voyah), который заключил СПИК еще в 2022 году.

Вероятно, под новые требования можно будет подогнать и другие модели, которые собирают в России.

Например, машины новой марки Rosva Motors, сборка которых совсем недавно началась на бывшем заводе «ПСМА Рус» под Калугой, или кроссоверы марки Tenet (специально создана для собираемых в РФ автомобилей Chery – авт.), тоже только что вставшие на конвейер на бывшем калужском заводе «Фольксваген Рус».

Как поправки отразятся на работе такси
По мнению Гутенева, концепция СПИКов заслуживает серьезного внимания, поскольку подобные меры создают условия для технологического развития, привлекая не только тех производителей, которые уже локализовали производство в стране, но и прочих.

Конкурентоспособные по цене комплектующие должны сделать автомобили для такси доступнее.

Депутат сказал: «Мы будем рассчитывать если не на падение цены, то хотя бы на рост цен ниже уровня инфляции».

Г-жа Зарипова считает, что требование о локализации автомобилей такси приведет к сокращению количества легальных перевозчиков и ухудшению качества и доступности услуг такси для граждан. Соответственно, и к серьезному росту цен.

Председатель Общественного совета по развитию такси заявила: «Предложенная инициатива не сопровождается необходимыми мерами господдержки. Отсутствие льготных программ и субсидий делает приобретение новых автомобилей неподъемным для многих перевозчиков и самозанятых граждан».

В целом же поправки, предложенные в России, по оценкам эксперта, весьма «жесткие», даже на фоне мирового опыта.

Зарипова добавила: «Наш анализ международного опыта показал, что нигде в мире не применяется столь жесткая мера, как обязательное использование автомобилей исключительно локального производства для такси. В мировой практике распространены иные, более эффективные механизмы, такие как стимулирование через субсидирование или льготное приобретение автомобилей отечественного производства, но мы нигде не встретили прямых ограничений и запретов на использование моделей иностранной сборки».

P.S. За лоббированием столь жесткого ограничения на иномарки явно видны интересы первого (да и по сути почти что единственного) отечественного производителя легковушек бюджетного класса, кстати, находящих все меньший спрос, а то что без госсубсидий у таксомоторных парков и таксистов-индивидуалов просто не окажется средств для их покупки – получается автопроизводителя не волнуют, лишь бы выжить самому. Но меньший уровень ходимости и меньшая надежность в сравнении с иномарками приведут к снижению как выхода машин на линии, так и снижению их общего количества, а также выходу таксомоторных услуг из разряда доступных широким слоям населения, да и более обеспеченные граждане испытают снижение качества.
IMG_3324.jpg
Потому что, например, седан Aurа (по сути удлиненная на 25 см «Веста») лишь с натяжкой можно назвать соответствующим хотя бы сегменту тарифа Business, но реальной альтернативы ему пока что нет, впрочем, по габаритам к нему достаточно близок «Москвич 6».
SAM_3586.jpg
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

НАПИ проанализировал соответствие парка такси требованиям о локализации

НАПИ проанализировал соответствие парка такси требованиям о локализации

Статистика подтвердила распространенность марки LADA в парке такси

17.10.2025

Рынок новых LCV в сентябре 2025 года оказался на 16% ниже прошлого года

Рынок новых LCV в сентябре 2025 года оказался на 16% ниже прошлого года

За три квартала 2025-го продажи новых малотоннажников на 20% хуже к 2024 году

16.10.2025

Норвегия в сентябре установила два новых мировых рекорда по доле продаж новых электромобилей

Норвегия в сентябре установила два новых мировых рекорда по доле продаж новых электромобилей

В сентябре доля электромобилей на норвежском рынке превысила 98%, а с начала года – 95%!

13.10.2025

Российский авторынок по итогам сентября снова опустился на пятое место в Европе

Российский авторынок по итогам сентября снова опустился на пятое место в Европе

Топ-5 европейских рынков в сентябре нарастили продажи новых легковых автомобилей

10.10.2025

Повышение утильсбора нужно для пополнения бюджета и ликвидации «серого» импорта

Повышение утильсбора нужно для пополнения бюджета и ликвидации «серого» импорта

Глава Минпромторга объясняет повышение утильсбора сокращением доходов бюджета и поддержания иностранных инвестиций в автопром

09.10.2025

Рынок новых легковых автомобилей в сентябре просел на 18%

Рынок новых легковых автомобилей в сентябре просел на 18%

За три квартала 2025 года российский рынок недосчитался почти 260 тысяч новых легковушек

06.10.2025

Продажи ТС в сентябре упали на четверть до 1 миллиона

Продажи ТС в сентябре упали на четверть до 1 миллиона

В августе лучше всего дела шли у новых автобусов, а хуже – у HCV

03.10.2025

Возврат к списку

Нажимая кнопку «Принимаю» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie.