Дефицит машин на российском рынке продолжится до середины 2022 года

Дефицит машин на российском рынке продолжится до середины 2022 года

9 декабря 2021


Рынок новых легковушек в России завершит 2021 год без предновогоднего бума продаж, но в плюсе


автор

Александр Климнов, фото автора


Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РАД) утверждает, что наблюдающийся дефицит автомобилей в дилерских центрах не прекратится и в первом квартале наступающего 2022 года. По мнению экспертов авторынка, будущей весной текущая ситуация так и не улучшится. Более того, участники рынка отмечают, что настолько острого дефицита новых автомобилей не было уже много лет.
Эксперты РАД считают, что: «Дефицит продолжится в первом квартале 2022 года, это уже ясно. На форуме «Росавтодилер» и дилеры, и производители сошлись во мнении, что такого дефицита не было уже много лет. Мы видим падение продаж уже несколько месяцев подряд, весной ситуация не станет лучше, к сожалению».

Действительно, российский авторынок падает уже свыше полугода. Причем парадокс в том, что реальные продажи сокращаются не из-за падения платежеспособного спроса, но именно из-за физического дефицита новых машин, которые просто не произведены заводами из-за недопоставок комплектующих, по большей части – электронных компонентов (микрочипов для различных систем, начиная с АБС – авт.).
В результате ожидать традиционного предновогоднего бума продаж (который для многих брендов-аутсайдеров, да и части брендов-бестселлеров был просто манной небесной, позволяя поднять годовые цифры реализации для получения оптовых скидок на следующий год – авт.) в том числе из-за роста спроса в преддверии обновления ценников в следующем году, а также на фоне скидок на ряд менее ходовых моделей и марок, не приходится, напротив, ожидается дополнительный дефицит машин и рост цен, ведь покупатели, традиционно откладывавшие покупку авто на конец года (в том числе юрлица – авт.) теперь уже хороших предложений для себя не найдут.
tab.jpg
Впрочем, эксперты считают, что удачное первое полугодие все же сможет вытянуть в итоге и весь год в плюс на ~4%, а общие продажи в 2021 году составят 1,6 млн автомобилей (т.е. рынок продолжит колебаться в пределах данной цифры как и все последние годы – авт.). Этот результат окажется все еще ниже результатов доковидного 2019 года, хотя в Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) и ожидали восстановления рынка до докризисных объемов.

Так, глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель сказал: «Обычно декабрь – благоприятный месяц для продаж автомобилей, но этот год – другой, и нам представляется, что в следующем году существующий тренд сохранится и в ближайшие месяцы цифры еще ухудшатся».

Но некоторые эксперты считают, что некоторую выгоду при покупке машины в декабре получить все-таки будет возможно. Так, гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский говорит: «Дилерам надо выполнять планы и закрывать финансовый год. Поэтому по ряду брендов идет коррекция политики продаж и дилеры готовы снижать маржинальность. Нельзя это назвать скидками, но у клиентов есть возможность получить дополнительные преимущества».

По мнению ряда дилеров сезонность на рынке с начала пандемии была практически полностью нивелирована. С этим согласен и эксперт Сергей Удалов из агентства «АВТОСТАТ», который называет объем рынка за 12 месяцев в размере ~1,6 млн машин. Правда это без учета продаж брендов BMW и Mercedes, которые отчитываются поквартально. В предыдущие кварталы текущего года общие продажи этих марок составляли в среднем по 22,2–24,9 тыс. Если посчитать, что в третьем квартале BMW и Mercedes реализуют еще 23 тыс. машин, то весь рынок за год составит 1,66 млн машин, что на 3,9% выше, чем годом ранее, и на 0,6% меньше, чем в 2019 году.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» подтверждает такую оценку и считает, что некоторое отклонение от этих значений не позволит рынку вырасти выше 4%. Дилеры также подтверждают, что продажи немецких премиальных марок в четвертом квартале, вероятно, будут близки к показателю предыдущего квартала, так как сокращаются меньше рынка.

В «Авилоне» также подтверждают стабильность трафика в шоу-румах во всех сегментах, но говорят о дефицитности автомобилей, что подтверждают и другие дилеры. Председатель правления «Авилона» Андрей Павлович говорит: «Не стоит ожидать, что нехватка комплектующих решится быстро, так как планирование производства обычно закладывается в перспективе нескольких месяцев. Чтобы поставки выросли, требуется большее количество запчастей [комплектующих], которых все еще не хватает». По его мнению, в 2022 году ситуация с доступностью машин на рынке улучшится несущественно.

Андрей Ольховский добавляет, что надежды на улучшение ситуации этим летом и ожидание, что спрос и предложение сбалансируются в начале 2022 года, оказались неосновательными: «Даже те возможности, которые были летом, уже недоступны – как по количеству автомобилей, так и по опциям».
SAM_3357.jpg
Ситуация отражается и на рейтинге брендов. Так, в «Авторитейле», например, утверждают, что число доступных машин достаточно массового бренда Volkswagen упало настолько критично, что не превышает объемов склада премиального бренда Porsche. Но по мере улучшения доступности машин ситуация все же должна прийти в норму: «Те марки, чьи продажи упали из-за маленького склада, отыграют позиции, а те, кто повышает их за счет доступности, как, например, китайские бренды, откатятся в марочном рейтинге вниз» (ну это еще бабушка надвое сказала – если дилеры «китайцев» будут вести активную борьбу за клиентов, то и не просядут так сильно как им предрекают – авт.).

Сергей Удалов отмечает, что некоторые дилеры самостоятельно «растягивают квоту» на несколько месяцев, хотя могли бы реализовать все имеющиеся машины еще в сентябре.

Эксперт маркетплейса «Банкавто» (цифровая платформа РГС-банка) Денис Мавланов считает, что: «Ситуация на рынке не улучшится и в первой половине 2022 года. Кроме того, в новом году продолжится рост цен, который в январе составит порядка 2–3%».

P.S. Вывод: раз ждать новогодних скидок уже не приходится, то, возможно, стоит остановить свой выбор на менее популярных моделях и марках, которые пока еще предлагают со скидками.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Парк коммерческих автомобилей в России достиг 8,14 млн

Парк коммерческих автомобилей в России достиг 8,14 млн

Больше половины парка коммерческих авто в стране составляют LCV

24.04.2024

Российский парк мотоциклов в 2024 году составляет 2,155 млн

Российский парк мотоциклов в 2024 году составляет 2,155 млн

Продажи в России новых мотоциклов в I квартале 2024 года составили 3,5 тыс.

23.04.2024

Каждый третий россиян по статистике владеет легковым автомобилем

Каждый третий россиян по статистике владеет легковым автомобилем

Россияне владеют 322 легковыми автомобилями на тысячу человек населения

22.04.2024

В марте российский рынок новых LCV вырос на 28%

В марте российский рынок новых LCV вырос на 28%

За I квартал 2024 года рост рынка новых LCV составил свыше 42%, а доля российских марок на нем составила 92,5%

12.04.2024

До 75% такси в РФ могут оказаться китайскими

До 75% такси в РФ могут оказаться китайскими

Таксисты бьют тревогу в связи с резким ростом доли китайских марок в таксопарках

09.04.2024

Налог на роскошь расширили, а утильсбору установили нижнюю границу

Налог на роскошь расширили, а утильсбору установили нижнюю границу

Минпромторг РФ расширил список «роскошных» моделей и установил нижнюю границу исчисления утильсбора

05.04.2024

В марте рынок новых легковых автомобилей жил в опасении повышения цен в апреле

В марте рынок новых легковых автомобилей жил в опасении повышения цен в апреле

Рост продаж новых легковушек в марте 2024-го составил 109%, а по кварталу – 93%

04.04.2024

Возврат к списку