Дилерскую сеть «Рольф» передали в управление Росимуществу – риски и перспективы
22 декабря 2023
Автодилер «Рольф» передан Росимуществу из-за угрозы банкротства
Александр Климнов, фото Сергей Булкин/news.ru
Автодилер «Рольф» сообщил о смене руководства после передачи управления компанией Росимуществу. Какие проблемы есть у предприятия, можно ли сейчас покупать там машины, что будет с обслуживанием и обязательствами? И есть ли на сегодня риск покупать машину в ДЦ «Рольф»?
Все акции одного из крупнейших автомобильных дилеров в России, компании «Рольф», переданы во временное управление Росимущества. Соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин. Основатель «Рольфа» Сергей Петров назвал такое решение «правовым беспределом».
Какие проблемы возникли у «Рольфа»?
Всем пакетом группы «Рольф», одного из крупнейших автодилерских холдингов, владеет кипрская компания Delance Ltd, в свою очередь принадлежащая семье предпринимателя и основателя «Рольфа» Сергея Петрова.
В 2021 году автодилерская сеть «Ключавто» договорилась о покупке 100% акций «Рольфа». При этом директор по развитию «Рольфа» весной 2022 года сообщил, что сделка стоит «на паузе».
В 2019 году против основателя компании Сергея Петрова завели дело о выводе за рубеж 4 млрд руб., он был объявлен в международный розыск.
Впрочем, автомобильный эксперт и руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев считает, что покупка автомобилей в «Рольф» не несет риски обычным клиентам.
В беседе с Autonews.ru он напомнил, что в отношении «Рольф» все еще продолжается уголовное дело, а сам Петров выступает его фигурантом. При этом, как уточнил эксперт, компания «Рольф» получила в России статус системообразующего предприятия в отрасли.
Г-н Мосеев напомнил: «В таком случае к предприятию следует особое отношение со стороны государства. Так, с одной стороны, «Рольф» получил множество льгот во время пандемии, несмотря на продолжающиеся в то время судебные разбирательства. Но и ответственность у компании перед государством более высокая. В 2022 году сорвалась сделка с дилерским центром «Ключавто»: тогда случилась СВО, ушел ряд автопроизводителей и «Ключавто» мог только порадоваться, что сделка не состоялась.
В 2023 году на компанию «Рольф» нашлись новые потенциальные покупатели, которые, по моей информации, получили на эту сделку предварительное одобрение правительственной комиссии и провели переговоры с «Рольфом». По моим данным, была достигнута договоренность о ее продаже за 30 млрд руб., при этом потенциальный покупатель был готов взять на себя кредитные обязательства предприятия».
По его словам, Петров стал бенефициаром сделки по продаже компании «Рольф» и вел переговоры о ее продаже достаточно долго. Далее, по информации Мосеева, в последний момент Петров поднял цену до 50 млрд руб., посчитав, что 30 млрд ему недостаточно.
Эксперт далее рассказал: «В ответ на это покупатели заявили, что сделки не будет. И складывается такая ситуация: есть системообразующее предприятие, у которого могут возникнуть проблемы с кредитами: по моей информации, в декабре 2023 года у них кончаются кредитные линии в ведущих государственных банках. И эта компания потеряла инвестора. На основании переживаний со стороны государства о судьбе такого крупного предприятия и было принято решение передать его в управление Росимуществу. Чтобы решить проблему с кредитованием, чтобы системообразующее предприятие и его клиенты, поставщики и партнеры не пострадали».
Как подчеркнул Мосеев, речь о национализации в этом случае не идет – компанию передадут во внешнее управление.
Он отметил: «Никто у кипрской компании пока не изымает доли в ООО «Рольфа», а передают их в управление государству. Такое решение ограничивает собственника в возможностях распоряжения долями в «ООО-шках», он не может без Росимущества ничего не сделать. Компанию у него не отбирают. Теоретически киприот совместно с Росимуществом может вести переговоры о продаже и Росимущество будет принимать решение по цене сделки».
Как в свою очередь предположил источник Autonews.ru в отрасли, скорее всего, это решение со стороны государства простимулировали потенциальные инвесторы, которые оказались недовольны подходом Петрова к заключению сделки. При этом, по его словам, дилерский центр «Авилон», с которым переговоры зашли в тупик еще в 2022 году, потенциальным покупателем не стал.
Можно ли сейчас покупать автомобили в «Рольф»?
Автомобилистам, партнерам и поставщикам компании «Рольф», по оценке эксперта Мосеева, в настоящий момент не стоит опасаться, что свои обязательства перед ними предприятие не выполнит.
Мосеев считает: «С точки зрения бизнеса и работы самой компании, которая занимается продажей и обслуживанием автомобилей, никаких ограничений не вводится. Существует небольшой риск, что текущий топ-менеджмент не захочет работать в сложившихся условиях и уволится, что может привести к непродолжительному периоду турбулентности. Или же Росимущество назначит новый состав руководителей. Но это маловероятный сценарий».
По оценке эксперта, финансовое положение компании за последние два года значительно укрепилось.
Он считает: «Предприятие уже справилось с рыночными проблемами, нарастило продажи автомобилей с пробегом. Они плотно работают по сервисному обслуживанию, а также получили много франшиз китайских брендов. Да, есть проблемы с перекредитовкой, но вряд ли Сбер или Газпромбанк в такой ситуации откажется от продления кредитной линии. Если бы сделка по продаже состоялась, это, конечно, добавило бы компании стабильности. Но и сейчас проблем в работе возникнуть не должно».
Обычных клиентов и автомобилистов проблемы компании, по мнению Мосеева, затронуть не должны.
«Если клиент идет покупать автомобиль у официального дилера, можно воспользоваться гарантией производителя. К условному «Рольфу» автомобилист в таком случае не привязан – можно пойти на обслуживание, например, в другой официальный дилерский центр», – объяснил бывший глава Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД).
Если же автомобиль ввезли в Россию по параллельному импорту и гарантию предоставляет «Рольф», то покупателю лучше обратить внимание на детали. В таком случае существует две схемы. По первой гарантию предоставляет сама компания и она берет на себя все риски. В этом случае, если компания уходит с рынка, то покупатель действительно остается без гарантии. Во втором случае к этому процессу подключают страховую компанию — тогда вообще ничего не меняется.
Мосеев заключил: «Но риск, что «Рольф» уйдет с рынка минимален – в этом нет заинтересованности ни одного участника процесса».
Официальная позиция «Рольф»
Пресс-служба компании «Рольф» сообщили СМИ, что данные изменения никак не отразятся на деятельности организации. Там заверяют, что АО «Рольф» сохраняет все свои обязательства перед работниками, клиентами и партнерами и что команда менеджмента АО «Рольф» продолжит эффективное управление компанией.
В «Рольф» говорят: «Росимущество, как временный управляющий акциями АО «Рольф», намерено развивать организацию, улучшать ее финансовые показатели и соблюдать обязательства перед сотрудниками. В соответствии с данным решением новым генеральным директором АО «Рольф» с «22» декабря 2023 г. назначен Гуляев Алексей. Первым заместителем генерального директора назначена Виноградова Светлана. Операционное управление по-прежнему останется под ее руководством».
В 2019 году против Петрова и ряда руководителей компании было возбуждено уголовное дело по подозрению в незаконных валютных операциях и переводе денежных средств на счета нерезидентов. По версии следствия, Петров в 2014 году перечислил 4 млрд руб., которые были получены от коммерческой деятельности «Рольфа», на счета подконтрольной ему кипрской Panabel Ltd. Петров заочно арестован и объявлен в международный розыск. В последние годы он жил в Австрии и говорил в интервью РБК, что в Россию возвращаться не планирует.
Сергей Петров вину не признавал, и выражал мнение, что дело, возможно, связано с его политической позицией или рейдерским захватом. Он также рассказывал о поступавших предложениях продать «Рольф» «за полцены».
Бизнесмен заявил в интервью РБК: «Я не знаю как, инвесторы в Азии, которых мы сейчас ждем, будут вкладывать в Россию, как вообще будут наши инвесторы дальше инвестировать и думать долгосрочно».
В сентябре по делу о выводе за рубеж 4 млрд руб. к восьми с половиной годам колонии общего режима приговорили члена совета директоров «Рольфа» Анатолия Кайро. Еще два фигуранта дела — бывший гендиректор компании Татьяна Луковецкая и глава Panavel Ltd Георгий Кафкалия заочно арестованы.
Справка: компания «РОЛЬФ» основана в 1991 году. Портфель ее продуктов до 2022 года включал 21 автомобильный и один мотоциклетный бренды: Audi, BMW, BMW Motorrad, Chrysler, Ford, Genesis, Hyundai, Jaguar, Jeep, KIA, Land Rover, Lexus, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Nissan, Porsche, Renault, SKODA, smart, Toyota, Volkswagen. Дилерская сеть компании насчитывала 62 шоурума в Москве и Санкт-Петербурге.
Сейчас дилер предлагает такие бренды, как Chery, BAIC, JAECOO, EXEED, OMODA, ZEEKR, VOYAH, TANK, «Москвич», KAIY, EVOLUTE.
P.S. Негодование беглого «горе-бизнесмена» понятно – помешали и дальше «ловить рыбку в мутной воде», но и беспокойство государства тоже вполне объяснимо, а также говорит о том, что оно теперь считает сегмент автодилерства не менее важным, чем непосредственно автопром и не намерено умывать руки в случае серьезных проблем ведущих игроков авторынка.