Элитных автомобилей в России все больше – а налогов с них все меньше

Элитных автомобилей в России все больше – а налогов с них все меньше

9 ноября 2021


Парк авто премиум-класса в России за время пандемии вырос на четверть, но объем «налога на роскошь» сократился на 7%


автор

Александр Климнов, фото автора


Элитный автопарк (т.е. тот в котором машины дороже 5 млн руб.) в России и в пандемию COVID-19 растет двузначными темпами, хотя и медленнее, чем до нее. Общая сумма «налога на роскошь», который платят владельцы дорогих автомашин, растет, но средний платеж продолжает снижаться

Аудиторско-консалтинговая компания FinExpertiza на основе данных Федеральной налоговой службы выяснила, что в 2020 году в России т.н. «элитный» автопарк, вырос на 22,4%. Годом ранее темпы прироста в этом сегменте авторынка были выше более чем вдвое – 48,3%, а всего за последние пять лет пакр автомобилей класса премиум в России вырос более чем в три раза: с 27,2 тыс. до 97,6 тыс. При этом несмотря на быстрый рост сегмента, его доля от общего парка легковых автомобилей в стране все еще незначительна и составляет лишь 0,23%.

Справка: базовые ставки для транспортного налога согласно налоговому кодексу устанавливаются в зависимости от мощности двигателя автомобиля – ставка (в рублях на лошадиную силу) тем выше, чем больше паспортная мощность. При этом каждый регион может уменьшать или увеличивать базовую ставку, но не более чем в десять раз. Кроме того, владельцы дорогих автомобилей с 2014 года платят транспортный налог с повышающим коэффициентом (т.н. «налог на роскошь»): если автомодиль стоит 3–5 млн руб. и не старше трех лет, то коэффициент для налога – 1,1. Если его цена от 5 млн до 10 млн руб. и автомобиль не старше пяти лет, то коэффициент составляет 2, если его цена – 10–15 млн руб. и автомобиль не старше десяти лет, то коэффициент равен 3. Для расчета транспортного налога Минпромторг каждый год публикует перечень дорогих автомобилей (со средней стоимостью от 3 млн руб.). Кстати, транспортный налог за 2020 год автовладельцам нужно заплатить до 1 декабря 2021 года.

Общая сумма налога на элитные автомобили за 2020 год составила 5,83 млрд руб., что на 13,8% больше, чем годом ранее. Из этой суммы 4,36 млрд руб. приходятся на владельцев автомобилей премиум-сегмента (стоимостью 5–10 млн руб.), а 1,47 млрд – на владельцев авто класса люкс дороже 10 млн руб.

Несмотря на то что сумма начисленных налогов все растет и растет с момента введения повышающего коэффициента в 2014 году, в исследовании указывается, что при соотнесении количества всех элитных машин и начисленных на них налогов усредненный платеж, тем не менее, уменьшается каждый год. Так, в 2020-м данный показатель для всех автомобилей дороже 5 млн руб. составил 59,8 тыс. руб., что на 7% меньше по сравнению с предыдущим годом. Всего с 2014 года усредненный платеж снизился в 1,75 раза. Президент FinExpertiza Global Елена Трубникова объясняет это тем, что из-за роста цен на автомобили в список Минпромторга каждый год попадает все больше машин меньшей мощности. Отсюда и средняя мощность премиального автомобиля из списка Минпромторга за семь лет снизилась, как и средний налоговый платеж.

Большую часть автопарка машин премиального сегмента (87 тыс.) составляют автомобили дороже 5 млн руб. Авторы исследования также отмечают, что ~65% элитного автопарка принадлежит физлицам, причем, в последние годы доля автомобилей, записанные на юрлица, снижается.

Для парка премиальных легковых машин в России характерна высокая концентрация, так около трети такого автопарка (30,8 тыс. авто) сосредоточено в Москве. В пятерку также входят Санкт-Петербург (10,7 тыс.), Московская область (8,47 тыс.), Краснодарский край (4,64 тыс.) и Республика Татарстан (2,59 тыс.). Меньше всего дорогих машин в Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области и на Чукотке (во всех этих регионах таких автомобилей меньше 20 ед.). При этом по итогам 2020 года премиально-люксовый сегмент сократился только в двух регионах – в Крыму и Ингушетии.

P.S. Вот такой вот «феномен»: налогооблагаемая база растет, а общая сумма налога падает именно потому, что в базу «элитных авто» попадает все больше обычных машин для среднего класса. Может скорректировать понятие роскошного автомобиля по инфляции или это уже необратимо в силу мировой тенденции даунсайзинга двигателей для легковушек всех сегментов в преддверии перехода на электрическую мобильность?

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Укрепление рубля сблизило цены на бензин в России и США

Укрепление рубля сблизило цены на бензин в России и США

Цены на бензин в США опустились до четырехлетнего минимума

09.12.2025

Новые легковые автомобили в ноябре прибавили 5% к прошлому году

Новые легковые автомобили в ноябре прибавили 5% к прошлому году

Продажи новых легковых автомобилей в ноябре 2025 года снизились к октябрю на 23%

05.12.2025

Российский авторынок упал за январь– ноябрь на 21%

Российский авторынок упал за январь– ноябрь на 21%

За 11 месяцев 2025 года было продано 1,33 млн транспортных средств всех типов и наибольший спад был в сегменте тяжелых грузовиков

04.12.2025

Продажи дорожно-строительной техники за III квартала 2025 года обвалились на 41%

Продажи дорожно-строительной техники за III квартала 2025 года обвалились на 41%

За 9 месяцев нынешнего года продано 10,4 тыс. новой и 24,7 тыс. подержанной спецавтотехники

21.11.2025

Названы победители юбилейной XXV национальной премии «Автомобиль Года в России»

Названы победители юбилейной XXV национальной премии «Автомобиль Года в России»

Аудитория из 1,2 млн россиян проголосовала за лучшие автомобили 2025 года на российском рынке в 49 номинациях

20.11.2025

Продажи электромоблей растут во всем мире на фоне обвала в США

Продажи электромоблей растут во всем мире на фоне обвала в США

Отмена Трампом 7,5-тысячной дотации на покупку электромобиля обвалила в октябре американский рынок BEV после рекордных продаж в августе и сентябре  

18.11.2025

Самым продаваемым в России электромобилем стал АмберАвто А5, опередивший Zeekr 001

Самым продаваемым в России электромобилем стал АмберАвто А5, опередивший Zeekr 001

Российская марка электромобилей «АмберАвто» опередила в октябре китайский бренд Zeekr

17.11.2025

Возврат к списку

Нажимая кнопку «Принимаю» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie.