Элитных автомобилей в России все больше – а налогов с них все меньше

Элитных автомобилей в России все больше – а налогов с них все меньше

9 ноября 2021


Парк авто премиум-класса в России за время пандемии вырос на четверть, но объем «налога на роскошь» сократился на 7%


автор

Александр Климнов, фото автора


Элитный автопарк (т.е. тот в котором машины дороже 5 млн руб.) в России и в пандемию COVID-19 растет двузначными темпами, хотя и медленнее, чем до нее. Общая сумма «налога на роскошь», который платят владельцы дорогих автомашин, растет, но средний платеж продолжает снижаться

Аудиторско-консалтинговая компания FinExpertiza на основе данных Федеральной налоговой службы выяснила, что в 2020 году в России т.н. «элитный» автопарк, вырос на 22,4%. Годом ранее темпы прироста в этом сегменте авторынка были выше более чем вдвое – 48,3%, а всего за последние пять лет пакр автомобилей класса премиум в России вырос более чем в три раза: с 27,2 тыс. до 97,6 тыс. При этом несмотря на быстрый рост сегмента, его доля от общего парка легковых автомобилей в стране все еще незначительна и составляет лишь 0,23%.

Справка: базовые ставки для транспортного налога согласно налоговому кодексу устанавливаются в зависимости от мощности двигателя автомобиля – ставка (в рублях на лошадиную силу) тем выше, чем больше паспортная мощность. При этом каждый регион может уменьшать или увеличивать базовую ставку, но не более чем в десять раз. Кроме того, владельцы дорогих автомобилей с 2014 года платят транспортный налог с повышающим коэффициентом (т.н. «налог на роскошь»): если автомодиль стоит 3–5 млн руб. и не старше трех лет, то коэффициент для налога – 1,1. Если его цена от 5 млн до 10 млн руб. и автомобиль не старше пяти лет, то коэффициент составляет 2, если его цена – 10–15 млн руб. и автомобиль не старше десяти лет, то коэффициент равен 3. Для расчета транспортного налога Минпромторг каждый год публикует перечень дорогих автомобилей (со средней стоимостью от 3 млн руб.). Кстати, транспортный налог за 2020 год автовладельцам нужно заплатить до 1 декабря 2021 года.

Общая сумма налога на элитные автомобили за 2020 год составила 5,83 млрд руб., что на 13,8% больше, чем годом ранее. Из этой суммы 4,36 млрд руб. приходятся на владельцев автомобилей премиум-сегмента (стоимостью 5–10 млн руб.), а 1,47 млрд – на владельцев авто класса люкс дороже 10 млн руб.

Несмотря на то что сумма начисленных налогов все растет и растет с момента введения повышающего коэффициента в 2014 году, в исследовании указывается, что при соотнесении количества всех элитных машин и начисленных на них налогов усредненный платеж, тем не менее, уменьшается каждый год. Так, в 2020-м данный показатель для всех автомобилей дороже 5 млн руб. составил 59,8 тыс. руб., что на 7% меньше по сравнению с предыдущим годом. Всего с 2014 года усредненный платеж снизился в 1,75 раза. Президент FinExpertiza Global Елена Трубникова объясняет это тем, что из-за роста цен на автомобили в список Минпромторга каждый год попадает все больше машин меньшей мощности. Отсюда и средняя мощность премиального автомобиля из списка Минпромторга за семь лет снизилась, как и средний налоговый платеж.

Большую часть автопарка машин премиального сегмента (87 тыс.) составляют автомобили дороже 5 млн руб. Авторы исследования также отмечают, что ~65% элитного автопарка принадлежит физлицам, причем, в последние годы доля автомобилей, записанные на юрлица, снижается.

Для парка премиальных легковых машин в России характерна высокая концентрация, так около трети такого автопарка (30,8 тыс. авто) сосредоточено в Москве. В пятерку также входят Санкт-Петербург (10,7 тыс.), Московская область (8,47 тыс.), Краснодарский край (4,64 тыс.) и Республика Татарстан (2,59 тыс.). Меньше всего дорогих машин в Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области и на Чукотке (во всех этих регионах таких автомобилей меньше 20 ед.). При этом по итогам 2020 года премиально-люксовый сегмент сократился только в двух регионах – в Крыму и Ингушетии.

P.S. Вот такой вот «феномен»: налогооблагаемая база растет, а общая сумма налога падает именно потому, что в базу «элитных авто» попадает все больше обычных машин для среднего класса. Может скорректировать понятие роскошного автомобиля по инфляции или это уже необратимо в силу мировой тенденции даунсайзинга двигателей для легковушек всех сегментов в преддверии перехода на электрическую мобильность?

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

GasSuf-2024: рынок газомоторной техники – мифы и факты

GasSuf-2024: рынок газомоторной техники – мифы и факты

Группа ГАЗ изложила на конференции в рамках GasSuf-2024 свое видение рынка газомоторной техники

24.10.2024

Российский авторынок в сентябре остался в Топ-3 в Европе

Российский авторынок в сентябре остался в Топ-3 в Европе

Российский авторынок в сентябре ушел на третье место со второго в европейском рейтинге

22.10.2024

Резкая индексация утильсбора на импортную сельхозтехнику устраивает отечественных производителей, но страшит аграриев

Резкая индексация утильсбора на импортную сельхозтехнику устраивает отечественных производителей, но страшит аграриев

Для защиты падающего рынка отечественных сельхозмашин предлагается взвинтить утильсбор на импортные аналоги

10.10.2024

Российский парк электромобилей и подключаемых гибридов достиг 90 тысяч

Российский парк электромобилей и подключаемых гибридов достиг 90 тысяч

В парке электромобилей и подключаемых гибридов в РФ лидерство захватили модели сегмента SUV

09.10.2024

ЕС включает красный свет перед китайскими электромобилями, но немцы против

ЕС включает красный свет перед китайскими электромобилями, но немцы против

Еврокомиссия окончательно решила ввести «антидемпинговые» пошлины против электромобилей китайского производства, но немецкий автопром против

07.10.2024

Новых легковых автомобилей в сентябре 2024 года продали на 37% больше – 151 тысячу

Новых легковых автомобилей в сентябре 2024 года продали на 37% больше – 151 тысячу

За три квартала 2024 года рынок новых легковушек вырос на 61% до 1,16 миллиона

04.10.2024

Автоперевозки продолжают расти при снижении продаж грузовиков

Автоперевозки продолжают расти при снижении продаж грузовиков

Рынок магистральных автоперевозок грузов достигнет 5,2 трлн рублей

24.09.2024

Возврат к списку