Европа подтвердила статус второго рынка электромобилей в мире после Китая
3 февраля 2022
В 2021 году каждая десятая новая легковушка, зарегистрированная в Европе, оказалась электромобилем
Александр Климнов, фото google.com
Согласно данным агентства JATO Dynamics по 28 европейским рынкам, в 2021 году было зарегистрировано 1 млн 205,4 тыс. аккумуляторных электрических легковых автомобилей (BEV), что на 63% больше, чем 739,3 тыс., зарегистрированных в 2020 году, и в 3,4 раза больше, чем в 2019 году. Аналитик глобального рынка JATO Dynamics Фелипе Муньос прокомментировал: «За последние 10 лет батарейные электромобили росли быстрее, чем любой другой сегмент, включая SUV, которые [в свою очередь] установили новый рекорд в прошлом году».
В 2018 году на BEV приходилось 1,3% продаж всех новых легковых автомобилей, зарегистрированных в Европе. Этот показатель подскочил до 2,3% в 2019 году и до 6,2% в 2020 году в самый тяжелый период пандемии. Муньос продолжил: «Благодаря такому быстрому росту электромобили прочно закрепились в Европе. И, несмотря на проблемы прошлого года, их популярность продолжает расти, так в 2021 году их доля составила 10,3% рынка».
Рост популярности электромобилей в 2021 году был обусловлен двумя ключевыми факторами. Во-первых, постоянная доступность щедрых государственных льгот привела к росту спроса, поскольку все больше потребителей стали рассматривать электромобили как реальную альтернативу традиционным моделям с ДВС (ICE). А во-вторых, из-за глобальной нехватки полупроводников многие OEM-производители отдавали предпочтение продажам именно электромобилей, а также внедорожников, а не бензиновым и дизельным автомобилям, что также означало меньшие перебои в поставках для дилерских сетей.
Второй по величине рынок BEV в мире
В прошлом году Европа укрепила свои позиции второго по величине рынка электромобилей в мире как по объему, так и по доле рынка, уступив только Китаю, доля которого на рынке таких ТС составила 12,3%. Муньос добавил: «Результаты в Европе обнадеживают, учитывая, насколько дороги европейские электромобили по сравнению с их китайскими аналогами».
Усилия OEM-производителей по расширению предложения электромобилей предоставили европейским потребителям гораздо больше выбора, чем когда-либо прежде. Например, в 2018 году на рынке было доступно только 28 различных электрических моделей. Предложение увеличилось до 33 моделей в 2019 году и до 57 моделей в 2020-м. В 2021 году европейские потребители уже могли выбирать из 74 различных электрических моделей.
Продажи Tesla в Старом свете выросли на 70%, но лидирует VW Group
По мере того как предложение электромобилей в Европе росло, росла и конкуренция, в результате бренд Tesla больше не занимает прежнего доминирующего положения на рынке. Два года назад на долю американского производителя приходился 31% рынка электромобилей, во многом благодаря появлению среднеразмеорного электроседана Model 3. И хотя в 2021 году Tesla и осталась самым популярным брендом электромобилей с регистрациями в 167 549 ед. на 28 европейских рынках, однако, его рыночная доля упала до 13,9%.
Г-н Муньос прокомментировал: «Будучи относительно новым брендом на европейском рынке, Tesla продолжает привлекать внимание потребителей. Это также подтвердило и появление электрокроссовера Model Y в третьем квартале 2021 года, что еще больше способствовало росту продаж Tesla в Европе».
Тем не менее, в 2021 году концерн Volkswagen Group возглавил рейтинг продаж BEV среди производителей, поскольку каждый четвертый электромобиль (реализованный в Европе – авт.) относился у одному из шести брендов немецкого концерна. В результате Volkswagen Group более чем на десять процентных пунктов опередил своего ближайшего конкурента – новую группу Stellantis (PSA+FCA), которая заняла 14,5% рынка, а за ним следует Tesla Inc. с долей в 13,9%. Концерн Volkswagen Group лидировал на рынках 19 стран; за ним следует Stellantis в 4 странах; Groupe Renault в 3-х и Tesla с Hyundai – по одной стране.
SUV стимулируют рост рынка BEV
Как очевидно по рынку традиционных автомобилей с ДВС (ICE), расширение предложения моделей кроссоверов и внедорожников (сегмент SUV) стало одним из самых значительных факторов и для роста рынка электромобилей. Отход клиентов от ICE к BEV до прошлого года ограничивался отсутствием выбора в подсегменте электрических SUV.
Эксперт Муньос продолжил: «Очевидно, что потребители во всем мире хотят водить кроссоверы и внедорожники, будь то бензиновые, дизельные или электрические».
В прошлом году OEM-производители начали развертывать свои предложения внедорожников с низким уровнем выбросов, что позволило таким моделям заполучить почти 40% от общего числа регистраций BEV.
Лидируют Tesla Model 3, Renault Zoe и Volkswagen ID.3
Возглавивший рейтинг в 2020 году, субкомпактный хэтчбек Renault Zoe в 2021-м уступил место наиболее продаваемого электромобиля в Европе среднеразмерному электроседану Model 3 от Tesla. Так, Tesla Model 3 возглавила рейтинг продаж электромобилей в Австрии, Бельгии, Швейцарии, Германии, Испании, Франции, Великобритании, Греции, Норвегии, Португалии и Польши. Однако уже достаточно старый Renault ZOE (с 2012 года) все же смог превзойти более свежий Volkswagen ID.3 (с 2020 года).
Тремя главными бестселлерами рынка стали Volkswagen ID.4, Skoda Enyaq и Fiat 500.
P.S. Итак, Европа вполне успешно заняла второе место по электромобилям на мировом рынке, что неудивительно ввиду «зеленой повестки» на достижение «углеродной нейтральности» к 2035 году и «безуглеродности» экономики к 2050 году. Другой вопрос как это удастся сделать в реальности при отказе не только от угольной энергетики, что правильно с экологической точки зрения, но и от стабилизирующей роли атомной электрогенерации и, возможно, российского газа, при упоре исключительно на нестабильные ветровую и солнечную энергетику (ВИЭ), так что даже перспективные технологии Smart grid (Умные сети электроснабжения), оптимизирующие генерацию и распределение электроэнергии, вряд ли кардинально помогут…
Предполагаемая карта производства электромобилей в Европе к 2030 году
P.P.S. Кстати, порядка 40% владельцев электромобилей в Европе не располагают возможностью использования индивидуальных (медленных) зарядок и вынуждены полагаться исключительно на общественные зарядные станции (например, в Германии на одну зарядку уже приходится 19 электромобилей и гибридов), что уже ведет к подорожанию зарядного электричества едва ли не до уровня бензина (а его цену, как известно, в Европе едва ли не на 80-85% составляют налоги).
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка