Капитализация Tesla выросла на $570 млрд благодаря победе Tрампа
24 декабря 2024
Рост акций компании Tesla по мнению экспертов базируется исключительно на пиаре будущих новинок
Александр Климнов, фото Bloomberg
Менее двух месяцев назад акции компании Tesla Inc. были на пути к третьему убыточному году за полтора десятилетия существования производителя электромобилей в качестве публичной компании.
Однако после яростного ралли в течение последних семи недель акции внезапно оказались в числе лучших по индексу S&P 500 за 2024 год.
Что произошло, что послужило толчком к повороту?
В самой компании не произошло ничего, спрос на ее электромобили по-прежнему шатается, а будущее выглядит все более неопределенным.
Скорее, всего инвесторы посчитали мастерским политическим ходом со стороны владельца компании Tesla Илона Маска, агрессивную поддержку им выборной кампании Дональда Трампа (в которую Маск вложил аж $42 млрд – авт.) и его вхождение в неофициальном статусе в администрацию избранного президента.
Акции Tesla Inc. замедлили свой рост на прошлой неделе, потеряв 3,5% после скачка более чем на 12% в каждую из двух предыдущих недель, поскольку ястребиный разворот Федеральной резервной системы вызвал более широкую распродажу акций. Кстати, в субботу исполняется четыре года с момента вхождения акций Tesla в индекс S&P 500.
Компания не ответила на запрос о комментариях.
Несмотря на хорошо известное отвращение Трампа к электромобилям, инвесторы, похоже, делают ставку на то, что продолжающаяся близость Маска к администрации облегчит путь для амбиций Tesla по созданию полностью автономного роботакси.
Несколько аналитиков с Уолл-стрит резко повысили свои целевые прогнозы на курс акций Tesla.
Они считают, что Белый дом при Трампе поменяет правила игры в области технологий автономного вождения (откажется от излишней осторожности администрации Байдена – авт.), а сближение Tesla Inc. с новой администрацией принесет пользу компании за счет смягчения правил.
Шаткая платформа
Одновременно ожидания ведущего производителя электромобилей по прибыли и выручке на 2024, 2025 и 2026 годы упали.
К тому же остается неясным, когда проект роботакси начнет приносить прибыль.
Эта неопределенность в отношении нескольких последующих лет заставляет некоторых инвесторов опасаться, что колоссальная рыночная капитализация Tesla Inc. построена на шаткой платформе (попросту говоря представляет собой классический «мыльный пузырь» – авт.).
Руководитель отдела глобальных исследований Wisdomtree Крис Ганнатти сказал: «В 2025 году акции Tesla столкнутся с огромными препятствиями. Здесь трудно представить себе позитивный сценарий».
По словам аналитика Evercore ISI Криса Макнелли Криса Макнелли, рыночная капитализация Tesla Inc. в диапазоне от $500 млрд до $600 млрд основана на электромобилях и энергетическом бизнесе, а остальное приписывается «будущим продуктам», таким как беспилотные машины и человекоподобные роботы.
В свою очередь расчеты соучредителя DataTrek Research Николаса Коласа показывают, что более 90% цены акций Tesla Inc. связано с тем, что компания может предложить в будущем.
Такую тенденцию прибыли компании можно проследить относительно другого лидера роста – гиганта чипов искусственного интеллекта Nvidia Corp.
До недавнего времени акции Nvidia считались самыми «горячими» на бирже. Теперь настала очередь Tesla Inc., но исходя из соотношения цены и прибыли, это две «большие разницы».
Так, Nvidia в настоящее время торгуется в 32 раза выше прогнозируемой прибыли в течение следующих 12 месяцев, а Tesla – в 129 раз!
Главный аналитик Interactive Brokers Стив Сосник сказал: «Как вы оцениваете тот факт, что у Маска есть прямой доступ к новой администрации? Вы можете присвоить ему практически любой номер».
Инвесторы, похоже, именно это и делают. Перед президентскими выборами в США акции Tesla упали на 2,3% по году. Со дня выборов они выросли на 73%, а в целом за 2024 год – на 69%.
Это означает, что менее чем за два месяца Tesla добавила ошеломляющие $572 млрд к своей рыночной капитализации, доведя ее до $1,4 трлн (!), хотя у самой компании ничего принципиально не изменилось.
Это существенный разрыв, особенно в свете рисков, с которыми сталкивается Tesla Inc. в краткосрочной перспективе.
Администрация Трампа хочет сократить федеральные субсидии на электромобили (до $7500 на один BEV – авт.), что сделает и без того дорогие электромобили еще дороже, чем автомобили с бензиновым ДВС (ICE).
Аналитик Barclays Дэн Леви написал в своей ежемесячной рекомендации инвесторам, что около 2/3 продаж бренда Tesla в США, или около 20% ее глобальных продаж, получают выгоду от налогового кредита.
Тем не менее, этот шаг, вероятно, нанесет больший ущерб менее крупным американским конкурентам компании, что может дать дополнительный выигрыш Tesla за счет дальнейшего укрепления ее рыночных позиций.
Однако делать ставки на смягчение регулирования рискованно, потому что для этого может потребоваться некоторое время. И даже если это произойдет, мало что указывает на то, что Tesla Cybercab готов отправиться в путь. Во всяком случае, ослабление правил до того, как технология Tesla достигнет нужного уровня, рискует принести пользу главному конкуренту Tesla в области роботакси — компании Alphabet Inc. Waymo.
«Это не регулирование, которое сдерживает Tesla, когда дело доходит до автономного вождения», — сказал Томас Торнтон, основатель хедж-фонда Telemetry.
Ставка на силу
Теорий о причинах геометрического роста стоимости акций Tesla (биржевое обозначение TSLA) на Уолл-стрит предостаточно.
Инвесторы хотят сделать ставку на растущую власть Маска в Вашингтоне и огромное количество поклонников компании среди розничных трейдеров стимулируют этот шаг.
К тому же победа Трампа на выборах может существенно преобразить производителя электромобилей и предложить ему огромные преимущества в будущем.
Портфельный менеджер Longboard Asset Management Коул Уилкокс говорит: «Люди, которые делали ставки против Маска и Tesla, постоянно оказывались неправы. Ничто на его пути не может помешать ему осуществить свои намерения и видения сейчас».
Во многих отношениях Tesla и биткоин стали лицом поствыборного ралли, вызванного возвращением бычьего духа на рынки.
Сосник из Interactive Brokers сказал: «Это ралли напоминает движения, которые мы видели в 2020 и 2021 годах, только на этот раз в истории Tesla гораздо больше нематериальных активов. В 2020 году акции выросли более чем на 740%, а затем выросли еще на 74% до 4 ноября 2021 года, установив новый исторический максимум. Разница в том, что этот рост произошел на фоне роста продаж и прибыли Tesla, а перспективы спроса на электромобили были радужными.
Однако, когда технологический бум 2021 года оборвался на фоне опасений по поводу роста инфляции и резкого подскока процентных ставок, акции Tesla резко обвалились. Затем последовало неожиданное замедление продаж электромобилей и сокращение прибыли, тогда как акции изо всех сил пытались вернуться к предыдущим максимумам. Их рост после избрания Трампа установил новый рекорд после 2021 года.
Пока такие настроения на рынке сохраняются, акции Tesla могут продолжать расти.
В конце концов, его инвесторам не привыкать к таким стремительным и масштабным ралли.
Ну а поскольку Маск теперь играет определенную роль в администрации Трампа – неизвестно, к чему в конечном итоге придет его компания.
Эксперт Колас из DataTrek сказал: «Проблема в том, что у Маска есть только один вариант игры на публичном рынке, и ее символом выступает TSLA. Это делает его центром внимания глобальных инвесторов, при чем реальность для многих из них просто не идет в зачет».
P.S. Кстати, Tesla Inc. объявила о новой акции для покупателей в Китае, согласно которой электрокроссовер Model Y доступен по самой низкой цене за всю историю – от $32 860. Компания также предлагает скидку $1370 для автомобилей, купленных до конца января 2025 года. Помимо этого, продлена возможность взять автомобиль в кредит на 5 лет с нулевой процентной ставкой. В какой-то степени этот «аттракцион невиданной щедрости» может быть связан с предстоящим в январе 2025 года запуском обновленного Model Y (с примерно теми же изменениями, что и у ранее модернизированного Model 3).
Колонна из непонятных машин (возможно обновленных моделей), сфотографированная папарацци возле завода Tesla во Фримонте
P.P.S. Кроме того, Tesla Inc. объявила о масштабном отзыве около 700 тысяч электромобилей моделей Cybertruck, Model 3 и Model Y из-за неисправности системы дистанционного контроля воздуха в шинах (TPMS). По данным Национального управления по безопасности дорожного движения США, индикатор TPMS может отключаться между поездками, что создает потенциальную угрозу безопасности, так как водители могут не получить своевременное предупреждение о падении давления в шинах. Компания уже анонсировала решение проблемы с помощью бесплатного обновления программного обеспечения, которое будет установлено дистанционно (OTA). Официальные уведомления начнут рассылаться владельцам проблемных автомобилей с 15 февраля 2025 года. Tesla рекомендует своим клиентам следить за уведомлениями и проверять электронную почту, чтобы не пропустить информацию о доступности обновления.
В 2024 году Tesla неоднократно оказывалась в центре внимания из-за отзывов автомобилей, так, Cybertruck уже отзывался семь раз из-за проблем с камерой заднего вида, стеклоочистителями и недостаточной фиксацией крышки багажника. В июне этого года компания выпустила масштабное обновление программного обеспечения для 1,8 млн электромобилей, устраняющее риск внезапного открытия капота во время движения.
Несмотря на регулярные проблемы, Tesla продолжает активно работать над их устранением, подчёркивая свою приверженность безопасности и качеству автомобилей.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
На выставке UrbanTrans'24 и китайско-российском форуме в области автомобильной промышленности «Управляй Будущим!» подвели итоги развития российского автобусного рынка к ноябрю 2024-го и рассказали о его перспективах до 2030 года