Китай – полный обзор производства и рынка транспортных средств за 2019 год
14 января 2020
Снижение выпуска и продаж автомобилей в Китае в прошлом году было заметным, но нижняя точка, похоже, уже пройдена
Александр Климнов, фото автора и autonews.com
Пресс релиз ассоциации китайских автопроизводителей – СААМ по итогам местного автопрома в 2019 году начинается с хорошо подзабытой в нашей стране фразеологи: «В 2019 году под мудрым руководством Центрального комитета партии, во главе которого находился товарищ Си Цзиньпин, вся партия осуществляла процесс принятия и осуществления решений Центрального комитета партии, придерживаясь единого порыва к неуклонному прогрессу и сосредоточиваясь на структурной реформе в целях содействия развитию высокого качества продукции автомобильной промышленности». Фраза на целый абзац, но достойная цитирования.
Там же: «Экономическая деятельность (в КНР – авт.) все еще находится в разумных пределах (роста – авт.), и основная тенденция стабильного экономического роста и долгосрочного улучшения остается неизменной. Тем не менее, в процессе трансформации и модернизации автомобильной промышленности КНР под влиянием экономических и торговых разногласий Китая и США, ужесточения стандартов защиты окружающей среды и снижения субсидий на электромобили (BEV), подключаемые гибриды (PHEV) и электромобили на водородных топливных элементах (FCEV), отрасль находился под большим давлением. За прошедший год автомобилестроительные компании активно адаптировались (к новому законодательству – авт.) и активно реагировали (на падающий спрос – авт.), демонстрируя сильные возможности самовосстановления во второй половине года, так что динамика отрасли в целом оставалась в разумных пределах (т.е. не рухнула в пропасть – авт.)».
По мнению СААМ в 2020 году макроэкономическое развитие КНР по-прежнему будет демонстрировать стабильный рост с учетом движения властей к большей гибкости экономической системы при одновременной «стабилизации» социального развития.
В целом, общее состояние дел в автомобильной промышленности КНР в 2019 году характеризуется следующими параметрами:
I. Производство и рынок автомобилей
Производство и продажи автомобилей в КНР в целом снижались В 2019 году давление на автомобильную промышленность Китая усиливалось, так что и объемы производства и продажи, а также основные экономические показатели отрасли демонстрируют отрицательный рост. Впрочем, судя по данным последних месяцев ситуация с производством и продажей автомобилей в Китае постепенно улучшается.
Так, в 2019 году производство и продажа автомобилей всех типов составили 25,712 млн и 25,769 млн, соответственно, на 7,5% и 8,2% в годовом исчислении. Сокращение объемов производства и продаж увеличилось на 3,3 и 5,4 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом соответственно.
В 2019 году каждый следующий месяц давал непрерывное снижение рынка, но спад был более выраженным в первой половине года и положение дел постепенно начало улучшаться во второй половине года, в том числе продажи в декабре снизились всего на 0,1% к тому же периоду прошлого года.
Производство легковых автомобилей и продажи падают быстрее рынка в целом.
В 2019 году производство и продажи легковых автомобилей составили 21,36 млн и 21,444 млн соответственно, сократившись на 9,2% и 9,6% в годовом исчислении. На их долю пришлось 83% и 83,2% производства и продаж всех типов автомобилей соответственно, что на 3,4 и 1,2 процентных пункта ниже показателей предыдущего года.
Производство и продажи по четырем типам легковых автомобилей распределились так: непосредственно по легковым автомобилям (седанам, хэтчбекам и прочим типам кузовов) – упали на 10,9% и 10,7% соответственно; SUV (читай кроссоверы – авт.) сократились на 6% и 6,3%; MPV (минивэны) рухнули на 18,1% и 20,2%, а пассажирские утилитарные машины (читай внедорожники – авт.) снизились на 4,3% и 11,7%.
Производство и продажа коммерческих автомобилей оказались выше, чем легковых автомобилей В 2019 году, благодаря благоприятным факторам, таким как восстановление инвестиций в инфраструктуру, ускоренной утилизации транспортных средств по программе National III, быстрому развитию новых транспортных средств на новых экологически чистых типах топлива (аккумуляторах, природном газе и топливных элементах – авт.) и ужесточению экологических нормативных требований, производство и продажи грузовых автомобилей оказались лучше, чем у легковых автомобилей.
Производство и продажи коммерческих транспортных средств (включая грузовики и автобусы) достигли 4,36 млн и 4,324 млн соответственно. Суммарный объем производства увеличился на 1,9%, а объем продаж, напротив, снизился на 1,1%.
Если рассмотреть производство и продажи коммерческих автомобилей по типам, то производство и продажи автобусов (и электробусов – авт.) всех классов составили 472 тыс. и 474 тыс., соответственно, сократившись на 3,5% и 2,2%.
Производство и продажа грузовых автомобилей всех классов от мини-пикапов до магистральных седельных тягачей составили 3,888 млн и 3,85 млн, соответственно, при этом производство выросло на 2,6%, а продажи сократились на 0,9%. В том числе производство и продажа тяжелых грузовиков (HCV) составили 1,193 млн и 1,174 млн, что на 7,3% и 2,3% выше показателей 2018 года.
Производство и продажи пикапов снизились в годовом исчислении сильнее грузовиков
В 2019 году производство и продажа пикапов достигли 456 тыс. и 452 тыс. соответственно, а объем их производства и продаж снизился на 4% и 4,7%, что существенно сильнее, чем у грузовиков в целом.
Что касается типов топлива (тема, дотошно фиксируемая китайской автостатистикой – авт.), то бензиновые пикапы показали более быстрый рост в годовом исчислении. Так, в 2019 году производство и продажа пикапов с бензиновым двигателем составили 129 тыс. и 128 тыс., соответственно, увеличившись на 21,6% и 18,4%, а производство и продажи дизельных пикапов составили 326 тыс. и 324 тыс., соответственно, что на 11,7% ниже 2018 года. Это произошло потому, что большая часть мелких производителей не успела к июлю перевести свои модели пикапов на более экологичные дизели класса State VI (аналог Euro 6).
В 2019 году пять крупнейших китайских компаний по продаже пикапов продали в общей сложности 312 тыс. автомобилей, что на 1,4% меньше показателя 2018 года и составило 69% от общего объема продаж пикапов в стране, так что коэффициент концентрации увеличился на 2,5 процентных пункта с января по сентябрь.
NEV облетели во втором полугодии как листва с дерева
В 2019 году под влиянием 2-кратного снижения государственных и муниципальных субсидий сегмент NEV показал резкий обвал во второй половине прошлого года.
Так, в 2019 году производство и продажа новых энергетических транспортных средств (NEV) составили 1,242 млн и 1,206 млн, соответственно, понизившись на 2,3% и 4%. В том числе производство электромобилей (BEV) составило 1,02 млн (+3,4%), а объем их продаж составил 972 тыс. (–1,2%); производство и продажа PHEV составили 222 тыс. (–22,5%) и 232 тыс. (–14,5%). Производство и реализация электромобилей (электробусов – авт.) на водородных топливных элементах (FCEV) составили 2833 ед. и 2737 ед., соответственно, увеличившись на 85,5% и 79,2%.
Доля рынка легковых автомобилей китайских марок понизилась
В декабре 2019 года было продано в общей сложности 929 тыс. легковых автомобилей китайских марок всех типов, что на 5,2% ниже по сравнению с декабрем 2018-го и составило 42% от общего объема продаж легковых автомобилей, что на 1,9 п.п. меньше, чем за декабрь прошлого года.
Продажи седанов (и прочих типов кузовов – авт.) китайских марок составили 232 тыс. (–2,8%), что составило 22,6% от общего объема продаж легковушек – понижение на 0,5 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продажи SUV китайских марок составили 532 тыс. (–4,2%), а их доля в сегменте составила 53,7% (снижение на 3 п.п.); продажи китайских MPV достигли 117 тыс. (–15,8%), а их доля – 79,2% от общего объема продаж MPV, увеличившись на 0,3 п.п.
За весь 2019 год продажи легковых автомобилей китайских марок составили 8,407 млн (–15,8%), а их доля на рынке составила 39,2% от общего объема продаж легковых автомобилей, что на 2,9 п.п. меньше, чем за тот же период прошлого года. В том числе: «седаны» китайских марок составили 2,046 млн (–15,2%) с долей от сегмента 19,9% (–1,1 п.п.); китайские SUV – 4,92 млн (–15%) с долей в 52,6% от общего объема продаж внедорожников (–5,4 п.п.). Продажи китайских MPV составили 1,041 млн (–21,6%) с долей 75,3% от сегменте (–1,3 п.п.).
Монополизация рынка Топ-10 автопроизводителей растет
С января по декабрь 2019 года общий объем продаж Топ-10 ведущих автомобильных компаний на рынке КНР составил 23,294 млн, что на 6,7% ниже уровня прошлого года и на 1,5 п.п. выше, чем темпы роста отрасли в целом. На долю «большой десятки» пришлось 90,4% от общего объема продаж автомобилей, что на 1,5 п.п. чем за аналогичный период прошлого года.
Экспорт автомобилей из Китая снижается в годовом исчислении
В 2019 году экспорт автомобилей из Китая (преимущественно местных брендов – авт.) составил 1,024 млн, что на 1,6% меньше, чем в предыдущем году. Среди них 725 тыс. составили легковые автомобили (преимущественно как раз типа SUV – авт.), что на 4,3% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и еще 299 тыс. пришлось на коммерческие автомобили, что, наоборот, на 5,7% больше, чем годом ранее.
II. Мотоциклы
Производство и продажи мотоциклов значительно выросли за счет электропривода и трайков
В 2019 году, с постепенным завершением перехода на четыре новых национальных стандарта для мотоциклов, производство и продажи в мотопромышленности и на моторынке начали стабильно восстанавливаться, причем особенно быстро идет развитие электрических мотоциклов, за счет которых значительно улучшились цифры производства и продаж в отрасли. Так, в течение 2019 года было произведено и продано 17,367 млн и 17,133 млн мотоциклов соответственно, что на 11,5% и 10% больше, чем в предыдущем году. Среди них производство и продажа двухколесных транспортных средств составили 15,43 млн и 15,194 млн, увеличившись на 10,5% и 8,9% в годовом исчислении, а производство и продажа трехколесных транспортных средств составили 1,936 млн и 1,939 млн, увеличившись на 20,2% и 20,1% соответственно.
В поквартальном разрезе, объем продаж мототехники в первом квартале оказался самым низким – 3,431 млн, что на 11,4% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ну а самые высокие темпы были показаны в четвертом квартале – 4,668 млн, что на 26,2% больше в годовом исчислении, причем темпы роста ускорялись в течение года квартал за кварталом. Экспорт мотоциклов продолжил снижение и в 2019 году
В 2019 году экспорт мотоциклов продолжил незначительно снижаться к предыдущему году. В целом за год было экспортировано 7,125 миллиона мотоциклов, что на 2,5% ниже, чем в предыдущем году. В том числе экспорт двухколесных транспортных средств составил 6,755 млн (–2,9%), экспорт трехколесных транспортных средств составил 369 тыс. (+5,4%).
Поквартально объем экспорта мототехники в первом квартале был также самым низким в году – 1,661 млн (–10,2%), а в четвертом квартале составил 1,884 млн (+11,7%). Восстановление экспорта в четвертом квартале было вполне очевидным.
P.S. На фоне заметного снижения объемов производства и продаж автомобилей в КНР в 2019 году, в первую очередь из-за торговой войны с США (от чего на китайском рынке пострадали, прежде всего, именно американские бренды, а также немецкие бренды, часть моделей которых ввозится в КНР именно из США), а также обвала во втором полугодии продаж подключаемых гибридов и электромобилей из-за кардинального урезания государственных субсидий, заметно, что периферийные сегменты, такие как коммерческие автомобили, а также мототехника (в электрических исполнениях, которые добрались даже до России), напротив, пусть умеренно, но росли. В 2020 году рынок NEV будет напрямую зависеть от щедрости властей, хотя пока что Пекин намерен выкручивать руки всем игрокам рынка квотами на выбросы CO2, а также обязательными объемами продаж электромобилей каждым брендом, которые должны уже в 2020-м составить не менее 12% от их годового объема продаж. Интересно как Пекин спустит на тормозах невыполнение годового 10-процентного объема продаж? Возможно, что и далее реальные цифры реализации будут весьма далеки от намечаемых чиновниками, а автопроизводителям пока проще будет платить штрафы, чем гнать на рынок объективно не пользующиеся спросом «электрички»?
P.P.S. Что-то это мне эти шаги Поднебесной напоминают отечественные «игры» со СПИКами и утилизационным сбором – чем дальше, тем жестче и дороже, невзирая на покупательную способность населения. На эту тему Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер сказал сегодня на итоговой пресс-конференции: «Уж что-то, а налоги в нынешней России научились поднимать и взимать отлично». Зато разрешение на строительство завода Tesla Shanghai (ранее обозначавшегося как Gigafactory 3) было дано Илону Маску в позапрошлом году всего за 5 месяцев (вместо нескольких лет мытарств), а построен он был менее чем за год и уже дал первую продукцию – локализованные (т.е. с китайским VIN) электроседаны Model 3.
Загрузка