Главная
Китай – полный обзор производства и рынка транспортных средств за 2019 год

Китай – полный обзор производства и рынка транспортных средств за 2019 год

Китай – полный обзор производства и рынка транспортных средств за 2019 год

14 Января 2020


Снижение выпуска и продаж автомобилей в Китае в прошлом году было заметным, но нижняя точка, похоже, уже пройдена


автор

Александр Климнов, фото автора и autonews.com


Пресс релиз ассоциации китайских автопроизводителей – СААМ по итогам местного автопрома в 2019 году начинается с хорошо подзабытой в нашей стране фразеологи: «В 2019 году под мудрым руководством Центрального комитета партии, во главе которого находился товарищ Си Цзиньпин, вся партия осуществляла процесс принятия и осуществления решений Центрального комитета партии, придерживаясь единого порыва к неуклонному прогрессу и сосредоточиваясь на структурной реформе в целях содействия развитию высокого качества продукции автомобильной промышленности». Фраза на целый абзац, но достойная цитирования.
Там же: «Экономическая деятельность (в КНР – авт.) все еще находится в разумных пределах (роста – авт.), и основная тенденция стабильного экономического роста и долгосрочного улучшения остается неизменной. Тем не менее, в процессе трансформации и модернизации автомобильной промышленности КНР под влиянием экономических и торговых разногласий Китая и США, ужесточения стандартов защиты окружающей среды и снижения субсидий на электромобили (BEV), подключаемые гибриды (PHEV) и электромобили на водородных топливных элементах (FCEV), отрасль находился под большим давлением. За прошедший год автомобилестроительные компании активно адаптировались (к новому законодательству – авт.) и активно реагировали (на падающий спрос – авт.), демонстрируя сильные возможности самовосстановления во второй половине года, так что динамика отрасли в целом оставалась в разумных пределах (т.е. не рухнула в пропасть – авт.)».

По мнению СААМ в 2020 году макроэкономическое развитие КНР по-прежнему будет демонстрировать стабильный рост с учетом движения властей к большей гибкости экономической системы при одновременной «стабилизации» социального развития.

В целом, общее состояние дел в автомобильной промышленности КНР в 2019 году характеризуется следующими параметрами:

I. Производство и рынок автомобилей

Производство и продажи автомобилей в КНР в целом снижались
В 2019 году давление на автомобильную промышленность Китая усиливалось, так что и объемы производства и продажи, а также основные экономические показатели отрасли демонстрируют отрицательный рост. Впрочем, судя по данным последних месяцев ситуация с производством и продажей автомобилей в Китае постепенно улучшается.

Так, в 2019 году производство и продажа автомобилей всех типов составили 25,712 млн и 25,769 млн, соответственно, на 7,5% и 8,2% в годовом исчислении. Сокращение объемов производства и продаж увеличилось на 3,3 и 5,4 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом соответственно.

В 2019 году каждый следующий месяц давал непрерывное снижение рынка, но спад был более выраженным в первой половине года и положение дел постепенно начало улучшаться во второй половине года, в том числе продажи в декабре снизились всего на 0,1% к тому же периоду прошлого года.
Производство легковых автомобилей и продажи падают быстрее рынка в целом.
SAM_0080.jpg
В 2019 году производство и продажи легковых автомобилей составили 21,36 млн и 21,444 млн соответственно, сократившись на 9,2% и 9,6% в годовом исчислении. На их долю пришлось 83% и 83,2% производства и продаж всех типов автомобилей соответственно, что на 3,4 и 1,2 процентных пункта ниже показателей предыдущего года.

Производство и продажи по четырем типам легковых автомобилей распределились так: непосредственно по легковым автомобилям (седанам, хэтчбекам и прочим типам кузовов) – упали на 10,9% и 10,7% соответственно; SUV (читай кроссоверы – авт.) сократились на 6% и 6,3%; MPV (минивэны) рухнули на 18,1% и 20,2%, а пассажирские утилитарные машины (читай внедорожники – авт.) снизились на 4,3% и 11,7%.

Производство и продажа коммерческих автомобилей оказались выше, чем легковых автомобилей
В 2019 году, благодаря благоприятным факторам, таким как восстановление инвестиций в инфраструктуру, ускоренной утилизации транспортных средств по программе National III, быстрому развитию новых транспортных средств на новых экологически чистых типах топлива (аккумуляторах, природном газе и топливных элементах – авт.) и ужесточению экологических нормативных требований, производство и продажи грузовых автомобилей оказались лучше, чем у легковых автомобилей.

Производство и продажи коммерческих транспортных средств (включая грузовики и автобусы) достигли 4,36 млн и 4,324 млн соответственно. Суммарный объем производства увеличился на 1,9%, а объем продаж, напротив, снизился на 1,1%.

Если рассмотреть производство и продажи коммерческих автомобилей по типам, то производство и продажи автобусов (и электробусов – авт.) всех классов составили 472 тыс. и 474 тыс., соответственно, сократившись на 3,5% и 2,2%.
SAM_5774.jpg
Производство и продажа грузовых автомобилей всех классов от мини-пикапов до магистральных седельных тягачей составили 3,888 млн и 3,85 млн, соответственно, при этом производство выросло на 2,6%, а продажи сократились на 0,9%. В том числе производство и продажа тяжелых грузовиков (HCV) составили 1,193 млн и 1,174 млн, что на 7,3% и 2,3% выше показателей 2018 года.

Производство и продажи пикапов снизились в годовом исчислении сильнее грузовиков
В 2019 году производство и продажа пикапов достигли 456 тыс. и 452 тыс. соответственно, а объем их производства и продаж снизился на 4% и 4,7%, что существенно сильнее, чем у грузовиков в целом.

Что касается типов топлива (тема, дотошно фиксируемая китайской автостатистикой – авт.), то бензиновые пикапы показали более быстрый рост в годовом исчислении. Так, в 2019 году производство и продажа пикапов с бензиновым двигателем составили 129 тыс. и 128 тыс., соответственно, увеличившись на 21,6% и 18,4%, а производство и продажи дизельных пикапов составили 326 тыс. и 324 тыс., соответственно, что на 11,7% ниже 2018 года. Это произошло потому, что большая часть мелких производителей не успела к июлю перевести свои модели пикапов на более экологичные дизели класса State VI (аналог Euro 6).

В 2019 году пять крупнейших китайских компаний по продаже пикапов продали в общей сложности 312 тыс. автомобилей, что на 1,4% меньше показателя 2018 года и составило 69% от общего объема продаж пикапов в стране, так что коэффициент концентрации увеличился на 2,5 процентных пункта с января по сентябрь.

NEV облетели во втором полугодии как листва с дерева
В 2019 году под влиянием 2-кратного снижения государственных и муниципальных субсидий сегмент NEV показал резкий обвал во второй половине прошлого года.
DSC05490.jpg
Так, в 2019 году производство и продажа новых энергетических транспортных средств (NEV) составили 1,242 млн и 1,206 млн, соответственно, понизившись на 2,3% и 4%. В том числе производство электромобилей (BEV) составило 1,02 млн (+3,4%), а объем их продаж составил 972 тыс. (–1,2%); производство и продажа PHEV составили 222 тыс. (–22,5%) и 232 тыс. (–14,5%). Производство и реализация электромобилей (электробусов – авт.) на водородных топливных элементах (FCEV) составили 2833 ед. и 2737 ед., соответственно, увеличившись на 85,5% и 79,2%.

Доля рынка легковых автомобилей китайских марок понизилась
В декабре 2019 года было продано в общей сложности 929 тыс. легковых автомобилей китайских марок всех типов, что на 5,2% ниже по сравнению с декабрем 2018-го и составило 42% от общего объема продаж легковых автомобилей, что на 1,9 п.п. меньше, чем за декабрь прошлого года.

Продажи седанов (и прочих типов кузовов – авт.) китайских марок составили 232 тыс. (–2,8%), что составило 22,6% от общего объема продаж легковушек – понижение на 0,5 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продажи SUV китайских марок составили 532 тыс. (–4,2%), а их доля в сегменте составила 53,7% (снижение на 3 п.п.); продажи китайских MPV достигли 117 тыс. (–15,8%), а их доля – 79,2% от общего объема продаж MPV, увеличившись на 0,3 п.п.

За весь 2019 год продажи легковых автомобилей китайских марок составили 8,407 млн (–15,8%), а их доля на рынке составила 39,2% от общего объема продаж легковых автомобилей, что на 2,9 п.п. меньше, чем за тот же период прошлого года. В том числе: «седаны» китайских марок составили 2,046 млн (–15,2%) с долей от сегмента 19,9% (–1,1 п.п.); китайские SUV – 4,92 млн (–15%) с долей в 52,6% от общего объема продаж внедорожников (–5,4 п.п.). Продажи китайских MPV составили 1,041 млн (–21,6%) с долей 75,3% от сегменте (–1,3 п.п.).

Монополизация рынка Топ-10 автопроизводителей растет
С января по декабрь 2019 года общий объем продаж Топ-10 ведущих автомобильных компаний на рынке КНР составил 23,294 млн, что на 6,7% ниже уровня прошлого года и на 1,5 п.п. выше, чем темпы роста отрасли в целом. На долю «большой десятки» пришлось 90,4% от общего объема продаж автомобилей, что на 1,5 п.п. чем за аналогичный период прошлого года.

Экспорт автомобилей из Китая снижается в годовом исчислении
В 2019 году экспорт автомобилей из Китая (преимущественно местных брендов – авт.) составил 1,024 млн, что на 1,6% меньше, чем в предыдущем году. Среди них 725 тыс. составили легковые автомобили (преимущественно как раз типа SUV – авт.), что на 4,3% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и еще 299 тыс. пришлось на коммерческие автомобили, что, наоборот, на 5,7% больше, чем годом ранее.

II. Мотоциклы

Производство и продажи мотоциклов значительно выросли за счет электропривода и трайков
В 2019 году, с постепенным завершением перехода на четыре новых национальных стандарта для мотоциклов, производство и продажи в мотопромышленности и на моторынке начали стабильно восстанавливаться, причем особенно быстро идет развитие электрических мотоциклов, за счет которых значительно улучшились цифры производства и продаж в отрасли. Так, в течение 2019 года было произведено и продано 17,367 млн и 17,133 млн мотоциклов соответственно, что на 11,5% и 10% больше, чем в предыдущем году. Среди них производство и продажа двухколесных транспортных средств составили 15,43 млн и 15,194 млн, увеличившись на 10,5% и 8,9% в годовом исчислении, а производство и продажа трехколесных транспортных средств составили 1,936 млн и 1,939 млн, увеличившись на 20,2% и 20,1% соответственно.

В поквартальном разрезе, объем продаж мототехники в первом квартале оказался самым низким – 3,431 млн, что на 11,4% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ну а самые высокие темпы были показаны в четвертом квартале – 4,668 млн, что на 26,2% больше в годовом исчислении, причем темпы роста ускорялись в течение года квартал за кварталом.
China_e-moto_trikes.jpg
Экспорт мотоциклов продолжил снижение и в 2019 году
В 2019 году экспорт мотоциклов продолжил незначительно снижаться к предыдущему году. В целом за год было экспортировано 7,125 миллиона мотоциклов, что на 2,5% ниже, чем в предыдущем году. В том числе экспорт двухколесных транспортных средств составил 6,755 млн (–2,9%), экспорт трехколесных транспортных средств составил 369 тыс. (+5,4%).
Поквартально объем экспорта мототехники в первом квартале был также самым низким в году – 1,661 млн (–10,2%), а в четвертом квартале составил 1,884 млн (+11,7%). Восстановление экспорта в четвертом квартале было вполне очевидным.

P.S. На фоне заметного снижения объемов производства и продаж автомобилей в КНР в 2019 году, в первую очередь из-за торговой войны с США (от чего на китайском рынке пострадали, прежде всего, именно американские бренды, а также немецкие бренды, часть моделей которых ввозится в КНР именно из США), а также обвала во втором полугодии продаж подключаемых гибридов и электромобилей из-за кардинального урезания государственных субсидий, заметно, что периферийные сегменты, такие как коммерческие автомобили, а также мототехника (в электрических исполнениях, которые добрались даже до России), напротив, пусть умеренно, но росли. В 2020 году рынок NEV будет напрямую зависеть от щедрости властей, хотя пока что Пекин намерен выкручивать руки всем игрокам рынка квотами на выбросы CO2, а также обязательными объемами продаж электромобилей каждым брендом, которые должны уже в 2020-м составить не менее 12% от их годового объема продаж. Интересно как Пекин спустит на тормозах невыполнение годового 10-процентного объема продаж? Возможно, что и далее реальные цифры реализации будут весьма далеки от намечаемых чиновниками, а автопроизводителям пока проще будет платить штрафы, чем гнать на рынок объективно не пользующиеся спросом «электрички»?
Tesla-Model-3-at-Shanghai-plant.jpg
P.P.S. Что-то это мне эти шаги Поднебесной напоминают отечественные «игры» со СПИКами и утилизационным сбором – чем дальше, тем жестче и дороже, невзирая на покупательную способность населения. На эту тему Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер сказал сегодня на итоговой пресс-конференции: «Уж что-то, а налоги в нынешней России научились поднимать и взимать отлично». Зато разрешение на строительство завода Tesla Shanghai (ранее обозначавшегося как Gigafactory 3) было дано Илону Маску в позапрошлом году всего за 5 месяцев (вместо нескольких лет мытарств), а построен он был менее чем за год и уже дал первую продукцию – локализованные (т.е. с китайским VIN) электроседаны Model 3.


Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Шевроле из Узбекистана будет больше

Шевроле из Узбекистана будет больше

Бренд Chevrolet расширяет линейку бюджетных моделей

25.09.2020

Красноярск лидирует по росту на фоне падающего рынка новых легковушек

Красноярск лидирует по росту на фоне падающего рынка новых легковушек

Главными рынками новых легковых машин в августе остаются Москва, МО и Санкт-Петербург

17.09.2020

Импортные иномарки останутся в дефиците до конца года

Импортные иномарки останутся в дефиците до конца года

Дефицит импортных иномарок будет сохраняться до декабря 2020 года

16.09.2020

Рынку КНР предсказывают 5-летнюю стагнацию

Рынку КНР предсказывают 5-летнюю стагнацию

Китайские аналитики считают, что в 2020-м рынок Поднебесной упадет на 10%

14.09.2020

Новые легкие коммерческие автомобили в августе упали на 16%

08.09.2020

Российский рынок легковушек и LCV в августе ушел в небольшой минус

Российский рынок легковушек и LCV в августе ушел в небольшой минус

Продажи новых автомобилей сократились в августе на полпроцента

07.09.2020

Форд Транзит – самый популярный новый LCV в Москве

Форд Транзит – самый популярный новый LCV в Москве

Ford Transit обогнал отечественные марки по динамике за 7 месяцев 2020 года

03.09.2020

Возврат к списку