Китайские авто в России – продажи, парк и владельцы
18 августа 2022
АВТОСТАТ проанализировал состояние дел по китайским авто в России
Александр Климнов, фото автора и Chery
Продажи китайцев снижаются, но их доля на российском рынке растет
По данным АО «Электронный паспорт» (ЭПТС), обработанным экспертами агентства «АВТОСТАТ», за 7 месяцев нынешнего года россияне приобрели 48,8 тыс. новых легковых автомобилей китайских марок, что на 16% меньше, чем за тот же период 2021 года.
Также ими был составлен рейтинг наиболее популярных «китайцев».
Возглавил его кроссовер Haval Jolion, который с начала года был раскуплен в количестве 6912 ед., что в 3,7 раза больше, чем в январе–июле 2021-го. При этом в структуре общих продаж бренда он занял почти 47% – это самый большой такой показатель в Топ-10.
Второе место в данном рейтинге за Chery Tiggo 7 PRO – результат этого SUV составил 5209 ед. (+5%) и на него пришлось треть продаж данной марки в РФ.
Замкнул тройку лидеров Geely Coolray (–24% до 4516 ед.) с долей более 42% в объеме продаж бренда. Показатели прочих популярных «китайцев» представлены на инфографике.
Характерно также, что такие модели как Chery Tiggo 4, Haval F7 и F7x просели на 50–60%, тогда как вместе с Haval Jolion значительный рыночный рост (в 3,2 раза) демонстрирует новый кроссовер-купе Geely Tugella.
А лучше прочих конкурентов здесь преуспел Geely Atlas PRO, который благодаря низкой прошлогодней базе вырос в 55 раз!
Парк китайских авто в России достиг 0,83 млн
По состоянию на 1 июля 2022 года в нашей стране числится 829,8 тыс. автомобилей китайских марок, что составило 1,8% от общего числа зарегистрированных легковых машин в РФ. Свыше четверти (27,8%) всех «китайцев» в России представлено брендом Chery – таких авто на середину года было зарегистрировано в количестве 231,1 тыс. Сопоставимые друг с другом показатели имеют марки Geely и Lifan (159,4 тыс. и 153,2 тыс. соответственно). Седьмая часть «китайского» парка приходится на бренд Great Wall (118,7 тыс.), а десятая часть – на Haval (82,4 тыс.), который и замкнул Топ-5. На долю легковых моделей всех остальных брендов из Поднебесной суммарно приходится чуть более 10%.
Самой популярной китайской моделью остается Chery Tiggo – на 01.07.2022 в нашей стране числилось 56,5 тыс. таких кроссоверов. На втором месте в этом рейтинге располагается паркетник Lifan X60 (53,9 тыс.), на третьем – рамный внедорожник Great Wall Hover H3 (51,7 тыс.). Далее следует седан Lifan Solano (51 тыс.), а замыкает пятерку лидеров также рамный внедорожник Great Wall Hover H5 с парком в 35,3 тыс.
Портрет российского владельца китайского автомобиля
В ходе масштабного исследования, проведенного специалистами «АВТОСТАТа» в 2021–2022 гг. составлен и усредненный портрет владельца китайского автомобиля в РФ. Характерно, что большинство покупателей машин из КНР – люди семейные, достаточно зрелые и образованные. Так исследование, в частности, выяснило, что 89% из них женаты (или замужем). Почти 2/3 из них (64%) – с высшим образованием.
Средний возраст российского владельца новой машины из КНР составляет 47 лет, а автомобиля с пробегом – 42 года. Многие из них (63%) проживают в черте города. Результаты исследования также показали, что среди автовладельцев «китайцев» мужчин гораздо больше, чем женщин (71% и 29% соответственно). Анализ полученных данных также выявил профессии таких автовладельцев. Так, каждый пятый из них оказался рабочим (18,9%), каждый седьмой – специалистом (13,9%), каждый девятый – руководителем среднего звена (10,9%), а каждый десятый – инженером (9,7%). Кроме этого, среди них присутствует и некоторая доля IT-специалистов (6,4%). Выяснилось также, что многие из них предпочитают вести активный образ жизни – ездят на рыбалку (10%), путешествуют (6,5%), занимаются спортом (4,9%), отдыхают на природе (3,2%). Около 6% также указали, что увлекаются автомобилями.
P.S. Наиболее интересен в данном исследовании портрет российского владельца машины из Поднебесной – им оказался не «низкодоходный провинциал», а, напротив, достаточно продвинутый горожанин, а это предполагает дальнейшее успешное повышение престижности китайских брендов, а также перелом в субъективном отношении к ним и основной массы отечественных автомобилистов.