Китайский автопром и авторынок в октябре 2022 года выскочили на рекордах электромобилей и гибридов
15 ноября 2022
В октябре 2022-го в Поднебесной были побиты рекорды производства, продаж и экспорта NEV
Александр Климнов, фото google.com
Сегодня Китайская ассоциация автопроизводителей (CAAM) опубликовала результаты производства, продаж и экспорта автомобилей в КНР за октябрь 2022 года.
Основные макроэкономические показатели Китая восстановились или остались в разумных пределах. При этом положительные факторы, наконец, стали проявляться в макроэкономике.
Так, была ускорена реализация пакетов национальных и региональных программ и прочих мер по стабилизации экономики. Основные экономические показатели автомобильной промышленности продолжали улучшаться, благодаря более благоприятной политике поддержки этой важнейшей для народного хозяйства отрасли, что также помогло внутреннему рынку добиться уверенного роста в течение всего года.
В октябре производство и продажи автомобилей показали в основном рост, а также совокупный рост с начала года.
Введенный с июля льготный налог на покупку легковых автомобилей и другие программы поддержки способствовали политике роста потребления населением, так что производство и продажа легковых автомобилей продолжали демонстрировать двузначный рост год к году.
Однако это не коснулось коммерческих автомобилей (LCV, грузовиков и автобусов – авт.), производство и продажи (но не экспорт – авт.) которых продолжают падать.
Кроме того, в октябре производство и продажи автомобилей на новых источниках энергии, т.е. NEV, включающих электромобили (BEV) и подключаемые гибриды (PHEV), а также экспорт автомобилей всех типов достигли рекордно высокого уровня, продолжая стимулировать устойчивый рост производства китайского автопрома.
1. Производство и продажи автомобилей показали хороший рост в годовом исчислении
В октябре производство и продажа автомобилей составили 2,6 млн и 2,51 млн автомобилей, соответственно, что оказалось на 2,7% и на 4% меньше по сравнению с сентябрем, но и на 11,1% и 6,9% больше к аналогичному месяцу 2021 года.
Посетители автосалона в Чэнду, прошедшего в августе-сентябре 2022-го, могли ознакомиться с новейшими моделями китайских автопроизводителей
Из-за частых вспышек эпидемии и, как следствие, местных локдаунов терминальный рынок находился под давлением, а предложение машин оказалось несколько ниже, чем в сентябре.
Впрочем, благодаря постоянным усилиям Пекина в области снижения налога на покупку легковых автомобилей и электромобилей, объемы производства и продаж по сравнению с тем же периодом прошлого года по-прежнему сохранили повышательный тренд.
С января по октябрь производство и продажа автомобилей составили 22,24 млн и 21,98 млн автомобилей, что больше в годовом исчислении на 7,9% и 4,6% соответственно. С января по сентябрь темпы роста увеличились на 0,5 и 0,3 п.п. соответственно.
2. Производство и продажи легковых автомобилей сохраняют двузначный рост по сравнению с прошлым годом
В октябре производство и реализация легковых автомобилей в КНР составили 2,334 млн и 2,231 млн соответственно. По сравнению с предыдущим месяцем соотношение снизилось на 3,1% и 4,3% соответственно, при росте в годовом исчислении на 16,9% и 10,7% соответственно.
В том числе объем внутренних продаж легковых автомобилей на традиционном топливе (ICE) составил в октябре 1,38 млн., что на 125 тыс. меньше (–8,3%), чем за аналогичный период прошлого года, а также на 5,2% ниже, чем в сентябре.
С января по октябрь производство и продажа легковых автомобилей составили 19,55 млн и 19,22 млн, что на 17,3% и 13,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года соответственно.
Рынок легковых автомобилей с июня демонстрирует быстрый рост благодаря таким факторам, как снижение Пекином вдвое налога на покупку легковых автомобилей, быстрый рост сегмента NEV и хорошие темпы экспорта автомобилей.
Партия люксовых китайских седанов Hongqi отправляется на экспорт в Саудовскую Аравию
В октябре объем продаж легковых автомобилей премиального класса, произведенных в Китае, достиг 340 тыс., что на 11,2% меньше по сравнению с предыдущим месяцем и на 12,5% по сравнению с октябрем 2021-го, при этом темпы роста в годовом исчислении на 1,8 п.п. выше, чем в предыдущем году.
С января по октябрь объем продаж премиальных легковых автомобилей местного производства, достиг 3,08 млн, увеличившись на 10,6% в годовом исчислении.
Льготная налоговая политика по налогу на покупку со второй половины нынешнего года принесла пользу также и состоятельным слоям населения, поспобствовав модернизации потребления, причем, общие показатели продаж брендов высокого класса также показывают рост.
3. Рынок коммерческих автомобилей все еще падает
В октябре производство и реализация коммерческих автомобилей составили 265 тыс. и 273 тыс. соответственно, при этом их производство возросло на 0,8% по сравнению с предыдущим месяцем при снижении объема продаж на 1,8%. К октябрю прошлого года снижение производства составило 22,7%, а продаж – на 16,2% соответственно.
Производство и продажи грузовиков в Китае продолжают хромать, xотя экспорт развивается успешно
По сравнению с сентябрем динамика производства и продаж автобусов была отрицательной – минус 1,1% и 11,7% соответственно. Тогда как так по сравнению с октябрем 2021 года выпуск автобусов вырос на 8% до 40 тыс. (плюс 1,0 тыс. шасси по комплектацию кузовами сторонних производителей), но продажи упали на 10% (шасси – на 22,3%) – до 35 тыс. (и 1,0 тыс. шасси).
С января по октябрь производство и продажа коммерческих автомобилей составили 2,69 млн и 2,76 млн, что, соответственно, на 31,7% и 32,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Автобусы за 10 месяцев упали на 22,6% до 318 тыс. (шасси – на 38,9% до 8,0 тыс.).
Выпуск грузовиков по сравнению с сентябрем вырос на 1,1% до 225 тыс., а продажи на 11,7% (до 238 тыс.) соответственно. В том числе надо отметить седельные тягачи и шасси под производство спецавтотехники сторонними производителями, которые к сентябрю упали на 4,8% (до 18 тыс.) и 15% (до 16 тыс.). По сравнению с октябрем 2021 года производство грузовиков упало на 26,3%, в том числе «седельников» на 13,1%, а шасси – на 45,8%. Продажи к прошлогоднему октябрю снизились только на 0,2% («седельники» – на 8,5%, а шасси – на 22,3%).
С января по октябрь производство и продажа коммерческих автомобилей составили 2,69 млн и 2,76 млн, что, соответственно, на 31,7% и 32,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Производство автобусов за 10 месяцев упало на 22,1% до 323 тыс. (шасси – на 38,9% до 8,0 тыс.), а продажи – на 22,6% до 318 тыс.
Выпуск грузовиков за январь–октябрь составил 2,37 млн (–32,8%), включая 244 тыс. (–58,7%) седельных тягачей и 233 тыс. (–55,1%) шасси, тогда как их продажи упали на 33,9% до 2,44 млн, на 59,2% до 258 тыс. и на 60,7% до 225 тыс. соответственно.
Судя по производству и продажам различных производителей, производство и продажи автобусов и грузовиков быстро падали.
4. Новые энергетические автомобили (NEV) установили новый рекорд
В октябре производство и продажа NEV, т.е. электромобилей (BEV) и подключаемых гибридов (PHEV) составили 762 тыс. и 714 тыс., что на 87,6% и 81,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, соответственно, с долей рынка 28,5%.
Партия новых китайских электробусов в Карачи (Пакистан)
С января по октябрь производство и реализация NEV составили 5,49 млн и 5,28 млн соответственно, при росте за 10 месяцев в 1,1 раза и доле рынка 24%.
5. Экспорт автомобилей и особенно электромобилей и гибридов из Китая рос наиболее бурно
В октябре экспорт китайских автомобилей составил 337 тыс., что на 12,3% больше по сравнению с предыдущим месяцем и на 46% к аналогичному месяцу прошлого года , несмотря уже упомянутые проблемы с логистикой.
Экспорт автомобилей всех типов из КНР за 10 месяцев составил 2,46 млн, что на 54,1% больше в годовом исчислении. В том числе за рубеж было поставлено почти 0,5 млн NEV (+96,7%), включая легковые и коммерческие машины.
Похоже, что КНР, наконец, прорвалась на самые важные автомобильные рынки мира, в особенности благодаря росту объемов производства NEV, т.е. легковых и коммерческих электромобилей, прежде всего электробусов, а также легковых подключаемых гибридов.
Так, легковых автомобилей было экспортировано в октябре 279 тыс. (+12,3% к сентябрю и +46% к прошлому году), а за январь–октябрь – 1,98 млн (+57,1% к 10 месяцам прошлого года), из которых на NEV пришлось в октябре 106 тыс. (рост к сентябрю на 129,3% и к прошлому году на 77,3%) и 481 тыс. (+95,6%) с начала года.
Надо отметить, что и экспорт коммерческих автомобилей, т.е. грузовиков и автобусов показал себя весьма достойно на фоне спада производства и продаж на внутреннем рынке. Итак, экспорт CV в октябре составил 59 тыс. (+15,5% к сентябрю и +77,5% к прошлому году), а за 10 месяцев – 480 тыс. (+43%), в том числе экспорт NEV CV (читай электробусов) подскочил в почти в 7,5 раз (!) до 3,0 тыс., а за 10 месяцев – в 2,2 раза, до 18 тыс.
P.S. Результаты автопрома КНР на фоне депрессии мирового автопрома из-за глобального дефицита чипов, срыва поставок электротехнических изделий из Украины и падения производства и продаж автомобилей в России, действительно, впечатляют, причем, росту экспорта из Поднебесной также способствовал активный импорт китайских машин в нашу страну.