Норвегия шагает впереди планеты всей по электромобильности

Норвегия шагает впереди планеты всей по электромобильности

27 сентября 2021


Доля новых бензиновых и дизельных легковушек упала на норвежском рынке по итогам 8 месяцев 2021 года ниже 10%


автор

Александр Климнов, фото electrec.co


Ситуация с запретом продаж традиционных легковушек с бензиновыми и дизельными ДВС (обозначаемые аббревиатурой ICE – авт.) в разных странах складывается по разному. Целый ряд политиков (читай «зеленых» и популистов – авт.) раз называли период с 2030 по 2040-й пределом для разрешения продажи новых ICE, хотя и среди автопроизводителей, и среди более умеренных представителей власти раздаются голоса, что эти сроки просто-напросто нереалистичны.

На этом фоне заметно выделяется Норвегия, которая лидирует по продажам легковых электромобилей среди всех стран мира. На ее рынке новых легковушек доля ICE буквально испаряется с каждым месяцем и, причем гораздо быстрее, чем мог предположить любой эксперт за пределами портала Electrek. Это привело к тому, что именно норвежское правительство поставило самую раннюю в мире дату по поэтапному отказу от продаж новых ICE – назвав таковой 2025 год. Формальный запрет еще не принят (т.н. «мягкое решение), но правительство этой скандинавской страны стремится теми или иными мерами обеспечить достижение данной цели.

Самое интересное в данной ситуации – это то, что запрет ICE может и не понадобиться вообще, так как фактическое прекращение продаж машин с только с ДВС в Норвегии может случиться и вполне естественным «рыночным» путем, причем, намного раньше – уже в апреле 2022 года, т.е. всего через семь месяцев. Таков прогноз Автомобильной федерации Норвегии, опубликованный ее журналом Motor, основанный на анализе статистики продаж местного авторынка за последние 4,5 года.
Tab1.jpg
В стране действуют очень высокие налоги на транспортные средства, работающие на ископаемом топливе, которые наносят ущерб окружающей среде и здоровью населения. В результате в принципе все еще дорогие во всех странах мира (кроме Китая – авт.) электромобили именно в Норвегии оказываются по цене конкурентоспособнее ICE. Однако, рост парка электромобилей все же привел к тому что они потеряли в последние годы некоторые из своих прежних преимуществ, например, отменены бесплатная парковка и освобождение от платы за проезд по платным автострадам и пользование паромными переправами (в стране фьордов это существенно).

В результате именно в Норвегии для электромобилей сложились наиболее благоприятные условия приобретения и эксплуатации, а если еще учесть, что «зеленая» электроэнергия здесь получается не от ветряков и солнечных батарей, а от горных гидроэлектростанций, то картина просто самая радужная. Кроме того, рынок BEV и PHEV в последние горы расширился в разы еще и за счет появления новых моделей и брендов электромобилей, т.е. предложение попросту смогло соответствовать спросу.

Совет по дорожному движению Норвегии сообщает ежемесячные данные о продажах всех автомобилей, проданных в стране, поэтому у нас есть точные отчеты о том, сколько новых автомобилей с каждой трансмиссией будет продано. Так по последним данным за август и 8 месяцев на долю ICE пришлось менее 10% (точнее 9,66%) продаж новых автомобилей по сравнению с ~21% годом ранее и более 50% в 2017-м.

Впрочем, эти статистические данные, почему то относят к «электрифицированным» и обычные (не подключаемые) гибриды (HEV), хотя они на 100% получают энергию за счет бензина, но могут хотя бы частично двигаться и только на электротяге. Но и HEV составляют менее 10% продаж от рынка новых машин.

Как признает норвежский журнал Motor, последний новый бензиновый автомобиль в этой стране, вероятно, все же не будет продан в апреле 2022 года, ведь не в каждом сегменте автомобильного рынка пока имеется хороший выбор моделей, и всегда есть некоторые исключения. Норвегия может даже разрешить ограниченное количество продаж ICE и после 2025 года, если они будут крайне небольшими, так что прямой законодательный запрет, в любом случае, не будет иметь значения.
toyota_rav4_prime.jpg

Гибридный кроссовер Toyota RAV4 Prime – второй по популярности на норвежском рынке, но без электропривода у него не было бы никаких шансов

С начала этого года 14 моделей из Топ-15 наиболее продаваемых легковушек в Норвегии относятся к полностью электрическим BEV, при этом гибридный кроссовер RAV4 Prime занял второе место (6515 ед.) и это единственный PHEV в этом рейтинге (первое место, кстати, за Tesla Model 3 с 7048 ед., а 3-е – за VW ID.4 с 5235 ед.). Гибридная Toyota Corolla только на 16-м месте в рейтинге продаж, тогда как первый ICE – дизельный VW Tiguan, оказался в нем аж на 38-м месте!

Но, несмотря на частичное сворачивание льгот, рост продаж электромобилей идет и за счет разворота потребительской культуры к электромобилям. Так как автомобилистам уже ясно, что ICE уходят, никто не хочет, обременяться транспортным средством, которое он не сможет через 10 лет даже нормально заправить. Ведь уже многие норвежские заправочные станции уже стали заменять свои топливораздаточные колонки зарядными устройсвами (фото на заставке – заправочной станции ритейлера Circle K в Осло, которая еще в 2019-м начала заменять топливные колонки на суперчарджеры). Кроме того, торговые сети намереваются активно развивать зарядные устройства на своих парковках для сохранения притока покупателей.

По мнению Motor с внедрением электромобилей происходит то же самое, что и практически с каждой новой технологией. Когда таковая только вводится, то сначала ее внедрение еще относительно медленно и идет только среди первых последователей (энтузиастов и фанатов – авт.), пока не будет достигнута точка перегиба и не начнется массовое внедрение. Например, это произошло, когда фотоаппараты сменили цифровые камеры. Затем новая технология начинает быстро внедряется среди основной массы населения, так что, в конце концов, лишь ограниченная прослойка консерваторов остается приверженцами старой технологии. Обычно это характеризуется, т.н. математической «S-образной кривой».

Внедрение электромобилей, вероятно, так же будут следовать аналогичной кривой везде, где они будут массово представлены. Продажи электромобилей быстро растут в США и ЕС, но этот рост, вероятно, в ближайшее время значительно ускорится. Мало того, что уже существующие модели BEV получат рост продаж (если автопроизводители, конечно, произведут их в достаточном количестве), но и новые модели электромобилей будут сразу же пользоваться на рынке «удивительно высоким спросом».

Автопроизводители, потребители, поставщики, владельцы АЗС, правительства и так далее, которые не готовы к этим изменениям, будут застигнуты врасплох. Сдвиг происходит быстрее, чем общество к этому готово – утверждает Motor.

Справка: по данным аналитической компании Canalys, за первую половину 2021 года в мире продано 2,6 млн PEV (EV+PHEV), что на 160% больше, чем за тот же период 2020-го. По итогам 2021 года ожидается, что их будет реализовано более 5 млн из прогнозируемого объема мирового рынка в 71 млн машин. По регионам проданные модели распределились так: в КНР – 47%, в Европе – 40%, в США – 10% и еще 3% – прочие рынки.
Tab3.jpg
Среди производителей PEV лидирует Tesla с 15%, далее с 13% идет концерн Volkswagen Group, за ним с 11% – SGMW (Шанхайская автомобильная компания), еще по 6% заняли BMW Group и Stellantis. А всего эти Топ-5 производителей заняли 51% данного сегмента.

P.S. Доля рынка (проникновения) электромобилей в Норвегии – наиболее высокая в мире, что дает представление о том, что произойдет на других рынках, а также как такой полностью «электрифицированный» рынок будет функционировать. Уже на сегодня часть льгот для электромобилей в Норвегии отменена, а в дальнейшем стоит ожидать и значительного роста налогов за зарядку на высокомощных зарядных станциях (суперчарджерах). Ведь такие сборы с электричества по определению должны будут заменить собой акцизы на бензин (из-за которых цены на него и на дизельное топливо в Норвегии самые высокие в мире) – ведь бюджету-то с чего-то налоги брать со своих граждан надо.

P.P.S. Кроме того, высокие темпы роста спроса на электромобили могут упереться (не в Норвегии, но во всем мире) в такие фундаментальные ограничения как вздорожание редкоземельных металлов, необходимых для аккумуляторов, неприспособленность энергосетей для обслуживания огромного числа достаточно мощных потребителей, а также само отсутствие в нужном количестве «зеленой» электроэнергии без углеродного следа (читай от ВИЭ). Причем, если главное в этом уравнении – именно сокращение выброса парниковых газов, то связка «ветро- или солнечная электростанция – электромобиль» может оказаться и не самой экологичной и практичной, во всяком случае без развития промышленных накопителей должной емкости ВИЭ пока не может претендовать на замену собой традиционных электростанций – не то что газовых и атомных, но даже угольных. К тому же уже возможно получение «электронного топлива» из «зеленого» водорода, а это позволяет не менять кардинально топливопроводящие сети и частично даже сохранить ICE в тех сегментах, где их достоинства неоспоримы (магистральные перевозки, внедорожники, автоспорт, сельское хозяйство и т.п.), не говоря уже об авиации (четверть всех выбросов CO2 от транспорта).

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Ноябрьский рынок новых легковых автомобилей и упал и вырос

Ноябрьский рынок новых легковых автомобилей и упал и вырос

К октябрю продажи легковушек упали на 30%, а к ноябрю прошлого года выросли на 11%

05.12.2024

ОПЕК+ уже разоряется из-за бума электромобилей?

ОПЕК+ уже разоряется из-за бума электромобилей?

Аналитики Saxo Bank предрекают ОПЕК конец из-за роста популярности электромобилей

04.12.2024

Рост экспорта электромобилей из Китая замедлится в этом году из-за тарифов ЕС и снижения спроса

Рост экспорта электромобилей из Китая замедлится в этом году из-за тарифов ЕС и снижения спроса

По итогам 2024 года экспорт китайских электромобилей вырастет только на 9%

21.11.2024

Состоялось присуждение XXIV ежегодной национальной премии «Автомобиль года в России»

Состоялось присуждение XXIV ежегодной национальной премии «Автомобиль года в России»

Победителями XXIV национальной премии «Автомобиль года в России» стали 44 модели в разных номинациях

20.11.2024

Переходная команда Трампа намерена ликвидировать 7,5-тысячный госкредит Байдена на покупку электромобиля

Переходная команда Трампа намерена ликвидировать 7,5-тысячный госкредит Байдена на покупку электромобиля

Переходной команде Трампа не терпится свернуть Закон президента Джо Байдена о снижении инфляции (IRA)

15.11.2024

Рынок новых LCV вырос в октябре на 43%

Рынок новых LCV вырос в октябре на 43%

За 10 месяцев 2024 года в Росси реализовано около 96 тысяч новых LCV – на четверть больше, чем годом ранее

13.11.2024

Япония неожиданно сняла санкции на импорт Россией мягких гибридов

Япония неожиданно сняла санкции на импорт Россией мягких гибридов

В антироссийском санкционном барьере возникла первая трещина?

12.11.2024

Возврат к списку