Норвежский рынок электромобилей обвалился в 2023 году из-за отмены льгот

Норвежский рынок электромобилей обвалился в 2023 году из-за отмены льгот

16 января 2024


В Норвегии в 2023 году рост налогов и процентов по кредитам привел к провалу рынка новых электромобилей


автор

Александр Климнов, фото insideevs.com



Год 2023-й стал настоящим «холодным душем» для норвежского автомобильного рынка и задачи «зеленого перехода» автопарка на ТС с нулевым уровнем выбросов CO2.

Так, количество впервые зарегистрированных новых легковых автомобилей по данным Норвежского совета по информации дорожного движения (OFV) составило 126 953 ед., что на целых 27% в меньше, чем в 2022 году. И хотя декабрь 2022 года принес новый рекорд регистраций за один месяц, составивший 40 тысяч новых автомобилей, однако, декабрь 2023 года завершился на колоссальном спаде на 69% ниже того же месяца предыдущего года.

Директор OFV Ойвинд Сульберг Торсен пояснил: «Основной причиной рекордно высоких регистраций в декабре 2022 года стало объявление о введении НДС на покупку электромобиля в размере свыше полумиллиона крон, а также введение нового [транcпортного] налога на полную массу для всех легковых автомобилей, начиная с 1 января 2023 года. При этом поставки новых машин действительно ускорились. Если посмотреть на 2023 год, то новые сборы вышли на первое место, и это на фоне сильной годовой инфляции и повышения банковских ставок. В целом это сильно повлияло на продажи новых автомобилей в 2023 году».

Доля электромобилей стабилизировалась, так как многие выбрали гибриды
Таким образом, 2023 год завершился с показателем 127 тыс. впервые зарегистрированных новых легковых автомобилей, что оказалось почти на 47 тыс. новых легковушек или на 27,2% меньше, чем за 2022 год.
Norveg_New_Cars_by_type_of_fuel_2023.gif

Доля BEV, хотя и выросла на рынке, но в абсолютных цифрах продаж просела на 24%

Несмотря на то, что доля чисто аккумуляторных электромобилей (BEV) составила по итогам 2023 года долю в 82,4% от норвежского рынка и оставалась практически стабильной в течение всего года, а продажи традиционных автомобилей с бензиновыми и дизельными ДВС (ICE) упали на 65,5% и 42,6% (доли рынка 1,2% и 2,5%) соответственно, однако, продажи BEV тоже упали на 24,3%, что само по себе замедляет обновление парка легковых автомобилей машинами с нулевыми выбросами.

За декабрь 2023 года было зарегистрировано 12 183 новых легковых автомобиля, что на 27 с лишним тысяч меньше, чем за тот же месяц 2022 года – падение составило 69,2%!

По-прежнему много людей, которые хотели бы приобрести подключаемые гибриды (PHEV) и обычные гибриды с бензиновыми двигателями (HEV и MHEV). В совокупности на данные типы легковых машин пришлось почти 14% регистраций новых автомобилей в 2023 году. В 2023 году на PHEV были резко повышены налоги, что автоматически привело к снижению их продаж по сравнению с 2022 годом. Так, количество регистраций новых PHEV с бензиновым ДВС составило почти 10 тыс., что на 36% меньше, чем годом ранее.

Поэтапный отказ Норвегии от традиционных автомобилей c бензиновыми и дизельными ДВС продолжается, так что в совокупности данные ICE в 2023 году составили 4,61 тыс. автомобилей и всего 3,7% от общего числа зарегистрированных новых автомобилей. Это самое низкое количество за всю историю рынка.

Существенное влияние оказали изменения в косвенных налогах
Сульберг Торсен говорит: «Год 2023-й стал ярким примером того, как изменения и повышение налогов на автомобили стимулируют продажи новых автомобилей. Сложная экономическая ситуация привела к тому, что многие отменили или приостановили покупку новых автомобилей. Вопрос в том – не сделали ли политики слишком резкий поворот со своими новыми налогами на электромобили, потому что будет трудно достичь цели, согласно которой все новые легковые автомобили должны быть безэмиссионными с 2025 года. Электрифицировать оставшиеся 17¬–18% рынка [ICE+гибриды] менее чем за год будет непросто.
И хотя доля электромобилей, вероятно, продолжит расти и в 2024 году, при нынешних трендах на рынке новых автомобилей потребуется больше времени, чем хотелось бы, чтобы заменить большинство бензиновых и дизельных автомобилей ТС с нулевым уровнем выбросов».

В начале 2024 года уровень заказов оказался очень низким
Существует большой ажиотаж по поводу того, что произойдет с продажами новых автомобилей в 2024 году. Многие импортеры и дилеры обеспокоены и уже сообщили об очень низком уровне поступления заказов в начале нового года.
Сольберг Торсен объясняет: «В то время как декабрь 2022 года принес исторический максимум – январь 2023 года обеспечил исторический минимум, закончившись с менее чем 1,9 тыс. новых легковых автомобилей. Это был самый низкий январский показатель для впервые зарегистрированных новых легковых автомобилей с 1962 года. И никогда еще не было такого большого падения от месяца к месяцу».

Он утверждает: «Но есть основания для беспокойства по поводу низкого интереса к покупке нового автомобиля, который мы наблюдаем сейчас. Высокий уровень процентных ставок и ужесточение правил кредитования уже оказывают серьезное влияние на продажи новых автомобилей, и последнее, что нужно рынку – это еще более высокие налоги на электромобили, если мы хотим добиться «зеленого» перехода.

Менеджер OFV по анализу продаж Магнус Лундберг говорит: «OFV ожидает, что первая половина 2024 года по-прежнему будет характеризоваться низким поступлением заказов, хотя запуск нескольких новых марок и моделей электромобилей может способствовать положительному стимулированию рынка».

Топ брендов за 2023 год
Известные автомобильные бренды доминируют в первых пяти местах в статистике регистрации новых автомобилей в 2023 году, так Tesla уверенно заняла первое место, в то время как Toyota, Volkswagen, Volvo и Skoda также остались в лидерах предпочтений покупателей новых легковушек.
Norveg_Top-20_cars_model_sales_2023.gif

Кроссовер Tesla Model Y и в 2023 году остался в фаворитах норвежского рынка

Г-н Торсен говорит: «Несмотря на то, что в последние годы появилось большое количество новых марок и моделей, мы видим, что когда в экономике времена становятся более трудными, большинство людей выбирают автомобильные бренды, к которым у них уже есть привычка или с которыми они знакомы. Поэтому многие новички изо всех сил пытаются удержать новоприобретенную клиентуру».
Он добавляет: «Однако здесь могут произойти серьезные изменения, потому что в ближайшем будущем появится целый ряд субкомпактных моделей электромобилей (электроситикаров), некоторые из которых будут поставляться новыми автопроизводителями. Такие небольшие электромобили, вероятно, также продемонстрируют привлекательный уровень цен, поэтому будет интересно посмотреть, к каким изменениям в рейтингах продаж марок и моделей это приведет в 2024 году».

На вторичном рынке произошло более 500 000 перерегистраций
Несмотря на то, что в 2023 году продажи новых автомобилей были высокими, на вторичном рынке подержанных автомобилей перепродажи также шли полным ходом. Около 507 тысяч частных автомобилей перешли из рук в руки, что соответствует уровню предыдущего 2022 года. Дизельные автомобили (ICE), которые также наиболее распространены в автомобильном парке, по-прежнему доминируют и на рынке подержанных автомобилей, заняв 41% перепродаж. В то же время количество электромобилей в ассортименте вторичного рынка увеличивается, так в прошлом году на них пришлось 19% всех смен собственников.

Сульберг Торсен отмечает: «Снижение продаж новых автомобилей, в то время как наблюдается устойчивый темп перепродаж машин с пробегом, показывает, что многие либо сохраняют уже имеющиеся авто, либо выбирают подержанные, а не новые автомобили. Электромобили также привлекательны на вторичном рынке, причем, для многих выступают хорошей альтернативой покупке совершенно новых машин. Так, количество перепродаж электромобилей в 2023 году оказалось на 6,3% выше, чем в предыдущем году, и почти сто тысяч BEV перешли из рук в руки».

Продажи LCV немного выросли в 2023 году
В 2023 году по сравнению с 2022-м количество впервые зарегистрированных новых LCV (преимущественно фургонов) в Норвегии увеличилось на 1,3%. Всего было зарегистрировано 28 673 ед. новых LCV. Из них на машины с дизелями пришлось 67%, а на электрические фургоны – 31%, что на 6,7 процентных пункта больше, чем в 2022-м.

Ойвинд Сульберг Торсен из OFV говорит, что потеря поддержки Enova для покупки электрических фургонов произошла слишком рано и призывает правительство и компанию возобновить поддержку и продлить ее действие до конца 2025 года, что должно помочь достижению цели нулевого уровня выбросов для новых ТС с 2025 года, которая также включает в себя LCV.

Он утверждает: «Поставки электрических фургонов [LCV] неуклонно улучшаются. Но их полезные качества пока еще недостаточно хороши, чтобы удовлетворить потребности многих трейдеров. Все дело в цене, ассортименте и других важных факторах для этой группы».

P.S. Пилотный по отношению ко всему мировому автопрому авторынок Норвегии (чем он и интересен) показывает, что по мере завершения электрификации сегмента новых легковых машин – его конкурентом становится именно вторичный рынок, на котором консервативные и(или) просто малоимущие покупатели предпочитают проверенные временем автомобили с ДВС (ICE), так как льготы для новых BEV (метод «пряника») рьяно отменяются недальновидными политиками, так как Норвегия потеряла на электрификации 40 млрд крон, из которых 35 млрд только на нулевом налоге на покупку нового автомобиля, а значит проблема «озеленения» ее автопарка в целом растягивается на гораздо более длительный период.

Кстати, для устранения «чадящих старых авто» с ДВС (ICE) с норвежских дорог и улиц местные власти вполне могли бы взвинтить экологические требования при их перерегистрации и(или) повысить экологические налоги, тогда как муниципалитеты могли бы дополнительно вводить прямые запреты на въезд в центры городов и парковку для авто с низкими экологическими стандартами, но такие методы «кнута» в демократической стране точно не будут популярными.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

До 75% такси в РФ могут оказаться китайскими

До 75% такси в РФ могут оказаться китайскими

Таксисты бьют тревогу в связи с резким ростом доли китайских марок в таксопарках

09.04.2024

Налог на роскошь расширили, а утильсбору установили нижнюю границу

Налог на роскошь расширили, а утильсбору установили нижнюю границу

Минпромторг РФ расширил список «роскошных» моделей и установил нижнюю границу исчисления утильсбора

05.04.2024

В марте рынок новых легковых автомобилей жил в опасении повышения цен в апреле

В марте рынок новых легковых автомобилей жил в опасении повышения цен в апреле

Рост продаж новых легковушек в марте 2024-го составил 109%, а по кварталу – 93%

04.04.2024

Правила ввоза иномарок снова изменились с 1 апреля

Правила ввоза иномарок снова изменились с 1 апреля

Дешевая растаможка иномарок через страны ЕАЭС для «физиков и юриков» закончилась

02.04.2024

Легковые автомобили класса Евро-5 составляют 30% от российского парка

Легковые автомобили класса Евро-5 составляют 30% от российского парка

Доля низкоэкологичных легковушек в российском парке все еще составляет около трети

02.04.2024

Европейцы опасаются, что уже в 2024 году четверть рынка электромобилей будет захвачена машинами китайского производства

Европейцы опасаются, что уже в 2024 году четверть рынка электромобилей будет захвачена машинами китайского производства

Электромобили китайских и прочих брендов, произведенные в КНР, вряд ли остановят даже повышенные ЕС ввозные пошлины

01.04.2024

Новые и подержанные легковые автомобили в России подорожали за 2 года в 1,5 раза

Новые и подержанные легковые автомобили в России подорожали за 2 года в 1,5 раза

Цены на новые и бу легковушки выросли за 2 года на 49%

25.03.2024

Возврат к списку