Норвежский рынок в 2021 году вырос на четверть и поставил новый рекорд по электромобилям
4 января 2022
Продажи автомобилей в декабре и в течение 2021 года в Норвегии побили все рекорды
Александр Климнов, фото Tesla, Teslarati и goodwood.com
Норвежский рынок в 2021 году по данным Совета по информации о дорожном движении Норвегии (OFV) поставил новый рекорд регистраций новых легковых автомобилей, которые составили 176 276 машин, что на 24,7% больше, чем в 2020-м. Напомним, что прежний рекорд в 167,4 тыс. машин был установлен еще в 1986 году. Кстати, доля полноприводных машин в этой стране достигла 60% (в декабре, вообще, 68%).
Директор OFV Эйвинд Солберг Торсен отметил по этому поводу: «Мало кто ожидал, что 2021-й станет рекордным годом по продажам новых автомобилей в Норвегии, и ни в одной другой стране не наблюдается такого роста продаж электромобилей».
На графике наглядно видно, что электромобили (BEV) и гибриды (PHEV+HEV) за 10 лет почти что вытеснили обычные бензиновые и дизельные автомобили (ICE) с рынка новых машин
Поскольку десять лет назад началась третья эра электромобилей (на литий-ионных аккумуляторах), именно Норвегия оказалась первым рынком, который достиг 1-процентной доли рынка новых регистраций для BEV в 2011 году. Он также оказался первым рынком, который достиг показателя одного электромобиля на каждые 100 легковых автомобилей (в 2014 году) и первым, кто достиг двузначных показателей как по их доле на рынке (в 2014 году), так и по автопарку (в 2020 году).
Прирост сегментов BEV и PHEV на норвежском рынке в 2013–2020 гг.
Доля проникновения ТС с нулевым уровнем выбросов, т.е. электромобилей за 2021 год составила 64,5%, а в декабре поднялась до 67,1%. Продажи BEV поднялись на 51,1% до 124 223 ед., в том числе новых – до 113 751 ед. (+48,1%) и до 10 472 ед. импортных с пробегом (+93%), что вполне обычная практика для страны без собственного автопрома. Кроме того, резко выросли продажи электрических LCV (LCEV) – до 5495 ед. (+114,3%), из которых импортных с пробегом оказалось только 65 ед. (+140,7%). Подключаемых гибридов (PHEV) зарегистрировано 38 166 ед. (+32%), тогда как обычных неподзаряжаемых (HEV) – 9780 ед. (–20,1%). Суммарная доля гибридов снизилась с 29,1% до 27,2%.
Суммарно же все машины с электроприводом потянули на 91,7% рынка, тогда как в 2020-м их доля составляла 83,4%. Доля рынка обычных автомобилей с ДВС (ICE) на бензине снизилась с 8,0% до 4,2% (в декабре 3,3%), а на дизеле – с 8,6% до 4,0% (3,5%). Таким образом, электрификацию норвежского рынка легковушек можно считать уже почти что состоявшейся. Ожидается, что доля машин с электроприводом (BEV+PHEV) к 2023 году составит 100% рынка, а к 2024 году уже доля только BEV составит не менее 95%. Таким образом, запрет к 2025 году на любые машины кроме тех, что с нулевыми выбросами (ZEV) будет выполнен естественным рыночным образом.
Наиболее популярным брендом на рынке стала, вполне естественно, Tesla с объемом регистраций в 20 397 ед. (+133,5%) и долей 11,6% от рынка. Второе место у Volkswagen с 16 926 ед. (–12,2%) доля 9,6%, третье – у Toyota с 15 807 ед. (+22,7%) доля 9%. На 4-м месте Volvo (13 707 ед., +45,6%) с долей 7,8%, а на 5-м – BMW (11 119 ед., +15,5%) с долей 6,3%. Далее в Топ-10 идут бренды Audi (10 355 ед.), Skoda (9856 ед.), Ford (9400 ед.), Mercedes-Benz (9001 ед.) и Hyundai (8667 ед.).
Бестселлером рынка стал электроседан Tesla Model 3 (12 058 ед., +55,2%) с долей в 6,8% (и фото на заставке). На втором месте подключаемый гибрид Toyota RAV4 с 8928 ед. (рост на 102,4%) с долей в 5,1%, а на третьем – электрокроссовер Volkswagen ID.4 с 8645 ед. (в 2020-м его еще не продавали, а в прошлом его доля на рынке уже составила 4,9%). Ему в спину дышит также электрокроссовер Tesla Model Y с 8267 ед. (доля 4,7%). Топ-5 бестселлеров норвежского рынка замкнул Volvo XC40, предлагаемый как в BEV, так и в PHEV вариантах, с 6415 ед. (+117,5%) с долей в 3,6% рынка. Далее до 12 места в рейтинге только чистые электромобили, т.е. BEV, а в Топ-20 есть всего лишь еще две модели PHEV –Volvo XC60 и KIA Niro, впрочем, последний предлагается и в BEV-версии. Интересно, что VW ID.3 показал просто удручающие результаты – падение на 58,6% год к году и –89,2% в декабре, из-за чего оказался только на 17-м месте с 3209 ед., т.е. хэтчбек не выдержал внутренней конкуренции с кроссовером ID.4, а это весьма тревожный знак для Volkswagen, так как ситуация может повториться и на рынках других стран. Впрочем, провалились (на 37,7% до 9227 ед.) и продажи кроссовера Audi e-tron, бывшего бестселлером рынка еще год назад. Теперь же он занял лишь 7-е место с 5745 ед. Интересно также, что три модели в Топ-10 – новинки именно 2021 года, так что предложение на рынке BEV расширяется.
Доли парков BEV и PHEV в норвежском автомобильном парке в 2011–2021 гг.
Правда, доля машин с электроприводом в парке пока еще равна 21% и потребуется еще несколько лет, чтобы с дорог ушли все автомобили с ДВС, но учитывая динамику рынка и решимость правительства, не приходится сомневаться, что к 2030 году эта задача вполне может быть выполнена. Кстати, с 2030 года в Норвегии междугородные автобусы и тяжелые грузовики с ДВС, т.е. дизелями должны будут составлять не более 25% и 50% соответственно, хотя в связи с успехами в сегментах легковушек и LCV такие ZEV-требования (им соответствуют BEV и водородомобили FCEV) могут быть распространены и на эти сегменты. И тогда на норвежских дорогах с ДВС останутся, разве что, машины туристов, да транзитные дизельные автопоезда. Кстати в Норвегии около 98% электричества получается из экологически чистых источников – преимущественно от гидроэлектростанций.
Таким образом, первым государством на планете, которое сможет реально осуществить стабильную углероднейтральную модель на автомобильном транспорте станет именно Норвегия.
Интересны и налоговые тренды в связи такой тотальной электрификацией. Ведь, последствия общего снижения потребления ископаемого топлива в стране уже видны, поскольку в Норвегии с 2017 года продажи бензина и дизельного топлива ежегодно падают на 3-5%, поэтому бюджет страны уже недосчитался в 2021 году ~$3,41 млрд налоговых поступлений от топлива. Стоит отметить, что сокращение продаж ископаемого топлива частично вызвано тем, что некоторые АЗС уже заменили свои заправочные колонки станциями быстрой зарядки электромобилей и гибридов.
Так вот, в Норвегии автомобилистам предложены несколько весьма существенных стимулов для приобретения электромобилей, включая освобождение от 25% НДС и регистрационных налогов не только при покупке машины, но и в течение всего ее срока службы.
Эти льготы включают также сниженный дорожный налог, использование выделенных полос для общественного транспорта, бесплатные автомагистрали, паромы и парковку. Причем три последних стимула были изменены в 2018 году, когда местным властям было предоставлено право отмены бесплатного использования этих бонусов.
В некоторых районах Норвегии, например в Бергене, именно бесплатность паромов для электромобилей дает большую экономию владельцу каждый месяц. Поэтому неудивительно, что именно здесь эта льгота стала причиной номер один для покупки электромобиля. Помимо этого, существуют также некоторые косвенные стимулы, такие как специальные номерные знаки или субсидии на домашние зарядные устройства. Для PHEV, такие стимулы, хотя и менее значимы, но также имеются, например, пониженный уровень налогов.
В настоящее время в государственном бюджете Норвегии на 2022 год предусмотрен ряд мер, а именно: льгота по снижению ежегодного дорожного налога отменяется; значительно сокращены стимулы для PHEV, так минимальный запас хода на электричестве должен для них увеличен с 50 км до 100 км по циклу WLTP. Кроме того, значительно увеличен налог на выбросы CO2, что окончательно дестимулирует и приобретение автомобилей с ДВС (ICE).
Кстати, исследование рынка электромобилей, проведенное институтом Transportokonomist (TOI) в 2016 году, показало, что средний возраст владельцев электромобилей был существенно меньше, чем у владельцев обычных автомобилей (47 лет против 56 лет), которые при этом еще имели более высокое образование и ежедневно ездили на работу дальше (25 км против 18 км), а также владели большим количества машин в расчете на каждого члена семьи. Аналогичный опрос 2018 года показал, что возраст владельцев BEV уже составил на нем постепенно возрастает (, что
P.S. Это может показаться забавным, но движение за введение стимулов для электромобилей в Норвегии началось в конце 1980-х с инициативы знаменитой местной поп-группы A-ha, участники которой привезли в Норвегию первый электромобиль на базе Fiat Panda, а в дальнейшем со скандалом отказывались платить штрафы за езду по Осло, периодически выкупая свою машинку на штрафных аукционах, что привлекло внимание общественности к проблеме стимулирования электромобилей.
С тех пор электрическая мобильность стала для этой северной страны одним из краеугольных камней, хотя до 2011 года особых усилий по продвижению гибридов и электромобилей здесь еще не предпринималось.