Подведены итоги исследования «Рейтинги Авто Года в России» за 2023 год
20 марта 2024
В исследовании «Рейтинги Авто Года – 2023» названы лучшие модели автомобилей
Александр Климнов, фото autogoda.ru
В ИА ТАСС 20 марта 2024 года состоялась презентация масштабного исследования «Рейтинги Авто Года в России», в ходе которого в детальных опросах респонденты выбирали лучшие модели автомобилей по их ключевым потребительским качествам в двух сегментах и девяти номинациях.
Масштабное исследование «Рейтинги Авто Года в России» проходило с 20 октября 2023 года по 29 февраля 2024 года. Опросы проводились на сайте Национальной Премии «Автомобиль Года в России», и в них мог принять участие любой желающий старше 18 лет, проживающий на территории РФ.
Справка: премия «Автомобиль года в России» существует уже 24 года. А исследовательский проект «Рейтинги» в рамках Премии появился 10 лет назад. Это глубокое изучение не только мнения потребителей, но и их потребительского поведения. В проекте «Рейтинги» автомобили разделяются по близким для потребителей категориям, ровно как потребители выбирают автомобили в жизни.
Руководитель Национальной Премии «Автомобиль Года в России» Владимир Безукладников отметил, что мы стали свидетелями и участниками исторического момента – полной трансформации авторынка: «Проект «Автомобиль Года в России» пишет хронику потребительских предпочтений именно в этот момент, который является крайне интересным с исследовательской точки зрения. Удивительно, с какой скоростью наполняется рынок новыми игроками. Если в 2022 году мы говорили о том, что автомобильный рынок будет спасен, то в 2023 году даже начали размышлять, как и кем именно, получая удивительные впечатления от новинок, таким образом, активно войдя в фазу наполнения рынка, которая, кстати, отнюдь еще не закончилась».
В этом году исследование состояло из 9 детальных опросов в 2 основных сегментах: новые автомобили и автомобили с пробегом.
Обработка данных исследования производилась профессиональными социологами по специальной методике. В каждой из предложенных категорий участник должен был выбрать один или последовательно три автомобиля. Далее респонденту было предложено ранжировать их в порядке значимости – от наиболее приоритетного в конкретной категории. Для каждой выбранной модели участник исследования отметил наиболее подходящие для модели параметры выбора. Автомобиль, который респондент поставил на 1-е место, получал 3 балла, на 2-е место – 2 балла, на 3-е место – 1 балл. Баллы каждой модели суммировались. Полученные данные взвешивались – экстраполировались на жителей России в возрасте от 18 до 54 лет, которые пользуются Интернетом и имеют хотя бы один автомобиль. В итоге по полученным баллам выявлялись лучшие модели в каждой категории исследования. Обработка и анализ данных осуществлялись независимой исследовательской компанией Ipsos.
В сегменте «Новые авто» участники составляли ТОП-автомобилей в двух ключевых разделах.
Это смешанный рейтинг, в котором принимали участие как модели, официально поставляемые на российский рынок, так и авто, поставляемые в Россию по схемам параллельного импорта. И второй раздел – это авто, официально поставляемые на российский рынок. Лучшие новые авто предлагалось выбрать в пяти номинациях: «Семейный», «Надежный», «Современный», «Многоцелевой» и «Гибриды и Электрокары». Свой выбор респондентам нужно было основывать на таких характеристиках, как качество сборки, безопасность, практичность, комфорт, экономичность и подготовленность к российским условиям.
Вторым направлением исследования «Рейтинги Авто Года – 2023» стал сегмент «Авто с пробегом». Респондентам предлагалось голосовать здесь в смешанном списке, то есть делать выбор среди всех представленных на рынке моделей вне зависимости от того, поставляются они официально или по схемам параллельного импорта. Лучшие авто с пробегом предлагалось выбрать в четырех номинациях: «Выгодная покупка», «Первое авто», «Доступная надежность», «Автолегенда».
Также в ходе исследования была выявлена общая частота упоминаний всех брендов, за которые отдали свои голоса участники «Рейтингов» – это так называемый «Топ-оф-майнд», то есть то, что на виду и на слуху у людей. Тут оказалось четыре безусловных лидера по числу упоминаний: Audi, Toyota, BMW и LADA.
Игорь Моржаретто, шеф-редактор «Радио Автодор», партнер аналитического агентства «Автостат»:
«Исследовательский проект «Рейтинги» в рамках Национальной Премии «Автомобиль Года в России» появился 10 лет назад, с тех пор он является хорошо зарекомендовавшим себя инструментом анализа российского автомобильного рынка. По сути, «Рейтинги» – это большое размышление потребителя, которое дает более значимый материал для обсуждений, выводов, формирования представления об актуальных рыночных тенденциях».
Роман Бумагин, кандидат социологических наук, руководитель группы партнерских коммуникаций ФОМ, член экспертного совета Премии «Автомобиль Года в России»:
«В период масштабных трансформаций всего общества и автомобильного рынка, как его части, значительная доля активности потребителей переместилась на рынок автомобилей с пробегом. С учетом того, что на этом рынке традиционно сильно недоверие покупателя к продавцу (этому посвящен целый корпус исследований экономистов, психологов, социологов), возрастает роль ведущих игроков рынка в части обеспечения качества совокупного предложения. От эффективности предлагаемых ими решений во многом зависит то, как потребители пройдут через этот переходный период, то есть фактически зависит социальное самочувствие значительной части такой массовой социальной группы, как автомобилисты».
Кирилл Вотяков, управляющий директор Авито Авто:
«В 2023 году мы отмечали активный рост спроса на новые автомобили на Авито Авто. Всего в 2023 году спрос на новые автомобили вырос на 58% относительно 2022 года. Проанализировав активность пользователей, мы наблюдаем растущую популярность китайских марок. За весь 2023 год доля новых китайских авто в общем предложении на платформе составила 73%. Часть китайских моделей потеснили привычные европейские и азиатские бренды в топе самых ликвидных авто, как в массовом, так и премиальном сегменте».
Антон Ганжа, автомобильный эксперт, руководитель Pango Cars:
«В дилерском сегменте продаж автомобилей с пробегом модель Lada Granta является также востребованной моделью. Среди федеральных округов Lada больше всех покупают в Северо-Кавказском округе. Бренд Toyota, согласно нашим данными, входит в пятёрку лидеров на Дальнем Востоке. Бессменными лидерами в России также являются Kia Rio и Hyundai Solaris. В целом, стоит отметить, что сейчас самое благоприятное время для покупки авто с пробегом, с мая цены будут подниматься.».
Ксения Глиник, представитель шинного бренда Gislaved:
«Рынок автомобильных шин также отличается интересными тенденциями развития. По нашим данным, объем рынка легковых шин в стране в 2023 году достиг показателя в 45,9 млн единиц. При этом, по разным оценкам, примерно 44% рынка приходится на шинный импорт. Среди ввозимых из-за рубежа шин заметные позиции занимают производители из Китая, которые в основном представлены в нижнем ценовом сегменте, завозя зачастую шины, которые не проходили никаких испытаний, несертифицированные и тем самым могут быть небезопасны в эксплуатации. В условиях такого наплыва из КНР и уходом европейских шинных производителей с рынка мы ощущаем особое внимание к шинам Gislaved среди категории клиентов, которые привыкли рационально использовать бюджет, отдавая деньги за качественный, премиальный продукт. И Gislaved есть что предложить, как в летнем, так и в зимнем сезоне».