Повышение утильсбора нужно для пополнения бюджета и ликвидации «серого» импорта
9 октября 2025
Глава Минпромторга объясняет повышение утильсбора сокращением доходов бюджета и поддержания иностранных инвестиций в автопром
Александр Климнов, фото РБК
Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов на одном из заседаний в ГД связал необходимость изменения механизма утильсбора с недополучением миллиардов рублей в федеральный бюджет, о чем написал РБК.
Кроме того, министр заявил, что изменения направлены против «серого» импорта, из-за развития которого иностранные производители могут прекратить инвестиции в российский автопром.
По словам Антона Алиханова, за прошедшие три квартала 73% импортированных иномарок были ввезены физическими лицами, несмотря на то, что как минимум часть из них была предназначена для последующей перепродажи, в том числе и через дилерские центры.
Министр сказал: «Это приводит к существенному искажению рынка. Мы понимаем, что те компании, в том числе китайские, которые пришли и запустили заводы в Калуге, в Калининграде, Липецке и других городах – все эти компании свои инвестиции прекратят, если мы не урегулируем эту ситуацию».
Прекращение инвестиций, в свою очередь, приведет к остановке предприятий и росту безработицы.
Что касается федерального бюджета, то, по мнению Алиханова, из-за сокращения поступлений по линии утильсбора Минпромторг не сможет адекватно финансировать не только автопром, но и другие отрасли промышленности.
Министр заявил, что планируемые расходы ведомства уже были сокращены на 110 млрд рублей, и сейчас обсуждается возможность секвестра еще 124 млрд руб.
По его словам, это суммы, недополученные из-за утильсбора, а причиной недофинансирования стало как раз массовое применение «серых» схем ввоза автомобилей.
Еще в середине сентября в адрес министра было направлено письмо с просьбой заново проанализировать возможные последствия изменения механизма начисления утильсбора.
Его авторы считают, что реформа приведет к росту не федеральных доходов, а социальной напряженности (во Владивостоке даже прошли массовые выступления против роста утильсбора).
О принятии окончательного решения пока не сообщалось, но в проекте соответствующего постановления правительства датой его вступления в силу обозначено 1 ноября.
По данным агентства АВТОСТАТ импорт новых легковых автомобилей показал в сентябре обвал на 68% до 33,6 тыс., а с пробегом, напротив, вырос на 14% до 48,4 тыс.
Новые легковушки импортируются в основном из Китая (доля 65%, т.е. практически 2/3), а подержанные по-прежнему из Японии (доля 39%, т.е. 2/5).
P.S. В условиях весьма сложной конъюнктуры рынка резкий рост дополнительных сборов в виде утилизационного может значительно подорвать потенциал его восстановления, а основные последствия придутся на 2026 год.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.