Российский автомобильный рынок в марте стал активно восстанавливаться

Российский автомобильный рынок в марте стал активно восстанавливаться

13 апреля 2023


Китайские марки активно укрепляют свою роль на российском рынке и в автопроме


автор

Александр Климнов, фото автора


Структура российского автомобильного рынка в марте
Общие продажи автомобилей всех типов упали в РФ в I квартале 2023 года на 31% до 218,6 тыс., причем, несколько поддержали рынок коммерческие ТС, т.е. грузовики и автобусы.
Автомобильныйц-рынок-РФ-по-сегментам.gif
А вот легковушки упали к прошлому году на 35% (до 171,3 тыс.) против 59% в 2022-м к 2021-му годам, а LCV – на 40% (до 16,4 тыс.) против 48% в 22/21. Зато продажи грузовиков (MCV+HCV) подскочили, иного слова не подберешь, на 21% (до 26,7 тыс.) против спада на 16% в 2022-м к 2021-му, причем, исключительно за счет «китайцев», преимущественно самосвалов и седельных тягачей, ну а автобусы выросли на 10% (до 4,2 тыс.) против минус 7% в 22/21 гг.

Интересно, что доля легковушек в 78,4% осталась в I квартале текущего года ровно такой же как и за весь 2022 год, тогда как ранее их доля была выше 88%, что вполне объяснимо, наибольшим давлением санкций именно на легковой сегмент.

Структура рынка легковых автомобилей в марте
Рынок новых легковых автомобилей постепенно восстанавливается после обвала в марте–апреле прошлого года, причем, в нынешнем первом квартале даже быстрее, чем за три последние квартала прошлого года, хотя еще на 35% ниже уровня I квартала 2022-го – 171,3 тыс., при том, что весь прошлый год показал падение рынка новых легковушек почти на 59% до 626,3 тыс. Продажи в марте 2023-го оказались на 24,5% лучше, чем в феврале, но на 11,4% хуже к марту 2022-го.
Рынок-легковых-автомобилей_март'23.gif
График еженедельных продаж также показывает их оживление в марте, причем, во всех сегментах, включая коммерческие автомобили.
Новые-ТС_еженедельная-динамика-рынка.gif
Премиальный сегмент в январе-марте упал до своего «плинтуса» в 4%, так как премиальные немецкие бренды в Топ-25 (BMW, Mercedes-Benz и Audi) потеряли свыше 70% продаж каждый, а тогда как японский Lexus – почти 36%.
Структура-рынка-новых-автомобилей_март23.gif
В бюджетном сегменте рынка в январе-марте лидирует LADA с ростом почти на 42% (до 24,5 тыс.) к марту прошлого года и долей рынка почти в 35%. Далее идут сплошные «китайцы»: Chery (8,0 тыс., рост в 4,2 раза, доля рынка 11,5%), Haval (6,9 тыс., рост в 2,5 тыс., доля 9,8%), Geely (5,3 тыс., рост в 3,3 раза, доля 7,5%) и EXEED (3,4 тыс., рост в 4,1 раза, доля 4,8%). И только за ними идут «корейцы» Kia и Hyundai, чьи продажи обвалились на 64,2% и на 66,5%, соответственно, и доли их упали до 4,8% и 4,1%. Интересно, что на 8-м месте дебютировавшая только в середине прошлого года марка OMODA (очередной суббренд концерна Chery) с продажами 2,4 тыс. и долей 3,4%.

Доля юрлиц в марте выросла сразу на 4 п.п. до 23,7%, по предположению г-на Удалова из-за массовых флит-закупок в сервисы каршеринга и такси.

По типу кузова в марте лидируют… универсалы, но данная категория включает также SUV-ы (на их долю приходится порядка 58% рынка), так что реально лидирует именно такой тип кузова. На долю седанов пришлось менее 1/5 (19%) против почти четверти (24%) годом ранее, хэтчбеки заняли 13%, а доля всех прочих (купе, кабриолеты и проч.) упала до 2% против 4% в марте 2022-го.

Доля бензиновых моделей поднялась до 93,5% против 88,5% годом ранее. Существенно сократилась доля дизельных моделей – с 9,4% в марте 2022-го до 4% в нынешнем году. Доля электромобилей поднялась с 0,3% до 1%, т.е. троекратно, впрочем, по данному сегменту (как и по ДСМ и грузовикам) будет отдельный материал. Прочие (т.е. гибридные и газомоторные – авт.) сократились немного – с 1,8% до 1,5%.
Рынок-новых-легковых-авто-по-месту-производства.gif
В наибольшей степени с прошлого года пострадал сегмент новых иномарок российской сборки, так как практически все автозаводы остановились из-за санкций еще весной прошлого года, который упал с 57% до 19%. Естественно, доля российских марок выросла на этом фоне с 23% до 37%. Официальный импорт вырос с 20% до 32%, а ранее не применявшийся альтернативный (параллельный) импорт составил заметные 12%.
Рынок-новых-легковых-автомобилей-с-пробегом_март.gif
Вторичный рынок легковушек в возрасте до 7 лет вырос за первый квартал на 5% до почти 1,2 млн машин, тогда как более старых – на 11% (до 162,5 тыс.), правда, эти данные только за январь–февраль.
Динамика-импорта-легковых-авто.gif
Динамика импорта за I квартал представляет собой разительный контраст с двумя предыдущими годами, особенно по легковушкам с пробегом, причем, особенно импорт как новых, так и подержанных автомобилей вырос в марте.
Доля-ввоза-легковых-автомобилей-по-странам.gif
Доли импортных легковых по странам происхождения в марте показывают для новых легковушек огромное преобладание Китая (70,8%), за которым идет Казахстан (12,6%) и Беларусь (3,8%), причем, это также практически только китайские модели местной сборки. А вот машины с пробегом преимущественно ввозят из Японии (48,3%), а также Армении (18,8%) и Беларуси (12,5%), через последние страны преимущественно ввозятся европейские марки.
Динамика-срежневзвешенных-цен-на-автомобили.gif
Динамика цен на рынке новых легковушек показывает рост по двум месяцам 2023 года на 16% до 2,52 млн руб. (в 2022-м средняя цена выросла на 20% до 2,38 млн руб.), тогда как на вторичном рынке цены за авто с пробегом выросли за январь-февраль на 13% до 980 тыс. руб., а в 2022-м – на 33% до 890 тыс.
Выдачи-автокредитов-на-новые-легковые-автомобили.gif
Выдача автокредитов на покупку новых легковых машин физически выросла в марте в 3,6 раза к аналогичному месяцу 2022 года, а в рублях – в 3,4 раза, тогда как по январю и февралю еще наблюдалось их существенное снижение.
Выдачи-автокредитов-на-легковые-автомобили-пробегом.gif
Автокредиты на машины с пробегом растут еще бодрее – в плюсе за все три месяца первого квартала, причем, в марте они скакнули в 3,5 раза по количеству и в 4,5 раза в рублях.
Прогноз-рынка-легковушек-на-2023-год.gif
Прогноз по рынку на 2023 год от «Автостата» составляет 870 тыс. (рост на 39%) для оптимистического сценария, 780 тыс. (+25%) для базового прогноза и 630 тыс. (рост всего на 0,5%) к 2022 году. Благоприятный прогноз весьма оптимистичен ведь, например, АВТОВАЗ вынужден досрочно уйти на корпоративные каникулы в конце мая из-за срыва поставок комплектующих рядом иностранных партнеров, порвавших контракты из-за угрозы вторичных санкций, а это означает, что выполнить свой бизнес план по производству более 400 тыс. автомобилей, ему будет еще сложнее, не говоря уже об УАЗе, который сократил выпуск в марте 2023-го к тому же месяцу 2022-го более чем на 1/3, так что выполнить такой прогноз поможет только перезапуск большинства сборочных заводов, остановленных в прошлом году, но теперь уже с китайскими партнерами.
Производство-легковых-автомобилей.gif

Топ-10 производителей легковых автомобилей даны по странам Таможенного союза, а не только РФ и отечественные автозаводы (читай ВАЗ и УАЗ) выглядели в марте отнюдь не оптимистично

Однако, такой тренд, в свою очередь означает еще большую зависимость российского авторынка от Китая.

Базовый сценарий, в принципе, близок к прежним прогнозам и означает восстановление рынка на ¼, ну а пессимистический – на уровне прошлого года, пока что должен быть перевыполнен, хотя в первом квартале 2022-го еще вовсю продавались российские и импортные иномарки ведущих брендов. Так, что критическим для показателей нынешнего года станет именно II квартал.

P.S. Итак, российский рынок восстанавливается да счет импорта из Китая и сопредельных стран, тогда как отечественный автопром пока что сильно хромает в условиях санкций.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Новые пикапы в 2024 году поставили рекорд

Новые пикапы в 2024 году поставили рекорд

Продажи пикапов возросли в 2024-м так сильно, что даже омолодили их парк

29.01.2025

В мировые лидеры 2025 года по стоимости бренда среди автопроизводителей вырвалась Toyota

В мировые лидеры 2025 года по стоимости бренда среди автопроизводителей вырвалась Toyota

Рейтинг самых дорогих автомобильных брендов 2025 года оказался провальным для Tesla

23.01.2025

На рынке новых LCV в 2024 году сохраняется спрос на старые поколения «ГАЗели» и УАЗ СГР

На рынке новых LCV в 2024 году сохраняется спрос на старые поколения «ГАЗели» и УАЗ СГР

Российские производители уверенно удержали в 2024 году рынок новых LCV

22.01.2025

Трамп отменяет политику навязывания электромобилей и планирует ввести 25-процентные тарифы для Мексики и Канады с 1 февраля

Трамп отменяет политику навязывания электромобилей и планирует ввести 25-процентные тарифы для Мексики и Канады с 1 февраля

Политика Белого дома при Дональде Трампе в отношении электромобилей и импорта поменяется радикально

21.01.2025

Китайский парк электромобилей перевалил за 22 миллиона или 7% от всего автопарка

Китайский парк электромобилей перевалил за 22 миллиона или 7% от всего автопарка

В 353-миллионном автопарке Китая на электромобили вместе с гибридами приходится 31,4 млн или 8,9%

21.01.2025

Китайский автопром поставил в 2024 году новые рекорды производства, продаж и экспорта

Китайский автопром поставил в 2024 году новые рекорды производства, продаж и экспорта

В 2024 году производство автомобилей в КНР выросло до рекордных 31,44 млн, а экспорт до 5,86 млн

14.01.2025

Российский рынок новых электромобилей в 2024 году вырос более чем на четверть

Российский рынок новых электромобилей в 2024 году вырос более чем на четверть

Несмотря на общий положительный итог 2024 года для сегмента электромобилей на нем наблюдается спад

13.01.2025

Возврат к списку