Российский рынок новых автомобилей в 2021 году – подробности

Российский рынок новых автомобилей в 2021 году – подробности

14 января 2022


На конференции Комитета автопроизводителей АЕБ «Итоги 2021» озвучили ряд интересных подробностей по российскому авторынку


автор

Александр Климнов, фото автора и aebrus.ru


На ежегодной (уже 15-й) пресс-конференции Комитета автопроизводителей АЕБ «ИТОГИ 2021» его председатель д-р Томас Штэрцель (на фото ниже) представил результаты продаж легковых и легких коммерческих автомобилей на российском рынке в 2021 году, а также рассказал о ключевых вызовах, с которыми столкнулась отрасль, и озвучил прогноз продаж автомобилей на 2022 год.
1.jpg
Итак, за прошедший год в России продано 1 млн 666 тыс. 780 новых легковушек и легких коммерческих машин, что на 4,3% больше, чем в карантинном 2020 году. Впрочем, данная статистика не полна, она у АЕБ традиционно не включает ряд китайских марок, элитные бренды (Aston Martin, AURUS, Bentley, Ferrari, Lamborghini, Maserati, Rolls-Royce и проч.) и бюджетные узбекские Chevrolet.

Предварительный прогноз АЕБ на 2021 год (1,632 млн) оказался ближе всего к истине, а вот скорректированный в июле до 1,756 млн по положительному тренду первого полугодия (рост к аналогичному периоду 2020 года составил внушительные 37%) оказался слишком оптимистичным.
Продажи-по-кварталам_2021.jpg
К сожалению второе полугодие оказалось провальным, если, в октябре продажи просели на 18%, то в ноябре и декабре – уже 20 и 19,9% соответственно.
Продажи_по_месяцам_2021.jpg
С января по июнь была реализована 871 тыс. новых машин, тогда как с июля по декабрь – лишь 796 тыс.
Продажи_новых_PC&LCV_2021.jpg
Д-р Штэрцель отметил, что потенциал рынка был значительно выше – если бы не физический дефицит новых автомобилей, то результаты 2021 года могли оказаться гораздо более позитивными. Нехватка же новых машин оказалась следствие дефицита электронных компонентов, разрыва цепочек поставок (в том числе дефицита контейнеров) и роста цен на сырье (в первую очередь на сталь).
Кратко_о_2021-м.jpg
В результате рынок стал «рынком продавца», а не «рынком покупателя», что позволило дилерам пользуясь неудовлетворенным спросом отыграть на клиентах огромную маржу, например, через просто чудовищные наценки за копеечное допоснащение (например, напольные коврики за десятки и даже сотни тысяч рублей!). Ну а покупатели оказавшиеся между «молотом» инфляции и «наковальней» дефицита были вынуждены молча (ну разве что возмущаясь в соцсетях – авт.) выкладывать из своего кармана по несколько сотен тысяч (а то и несколько миллионов) рублей, лишь бы заполучить вожделенный новый автомобиль нужной марки и модели.
tab_Brands_2021_all.jpg
Самое же печальное в заключении речи д-ра Штэрцеля оказалось то, что: «признаков скорого улучшения ситуации не наблюдается», хотя он и отметил, что: «с 2015 года российский автомобильный рынок остается достаточно стабильным и находится в диапазоне от 1,4 до 1,8 млн. автомобилей». И это при условии, если, не случится новых форс-мажорных обстоятельств.
Доли-сегментов_2016-2021.jpg
Относительно структуры рынка данные АЕБ гласят, что 47% совокупного спроса на легковушки и LCV пришлось на «внедорожники», т.е. SUV – 788 тыс. На легковые модели бюджетного B-сегмента пришлось 24,1% рынка, а на компактные С-сегмента – 14%. Легкие коммерческие автомобили, т.е. LCV заняли 7,8% рынка (131 тыс.), а пикапы – лишь 0,6% рынка (10 тыс.) [ну не популярны у нас пикапы из-за сурового географического и социального климата – авт.]. Кроме того, у официальных дилеров был приобретен 1001 электромобиль (рост продаж в 2,6 раза), что, очевидно, пока что останется рекордом из-за новых налогов на такие машины.
tab_top-25_models_2021.jpg
В лидерах рынка остался бренд LADA, о чем мы уже писали по данным АВТОВАЗа. Следом традиционно идут бренды KIA, Hyundai и Renault, причем все три марки показали рост продаж на 2%, но дефицит машин коснулся и их. В премиум-сегменте на первом месте снова оказался BMW.
tab_top-10_LCV_2021.jpg
В результате бенефициарами кризиса (по пословице: кому война, а кому мать родна – авт.) оказались китайские автопроизводители, у которых проблем с поставками комплектующих фактически не было. Так, в Топ-3 китайских марок Haval нарастил спрос более чем вдвое, Chery – втрое, а Geely – на 59%. По объему продаж они идут уже на равных с Mitsubishi и Mazda. Дилеры «китайцев» тоже не чурались наценок, но в среднем они оказались ниже, чем у корейских аналогов.
Продажи-LCV_2021-2020.jpg
Впрочем, в годовой рейтинг Топ-25 самых продаваемых моделей не попало ни одной китайской модели, хотя в разные месяцы там засветились, например, Geely Coolray и Atlas, Haval Jolion и Chery Tiggo 7.
Топ-25_PC_2021.jpg
В сегменте LCV лидируют «ГАЗели» (доля на рынке
Топ-10_LCV_2021.jpg
В числе наиболее актуальных проблем российского автопрома д-р Штэрцель отметил:
Актуальные_темы_автопрома.jpg
В области прогноза на текущий 2022 год председатель Комитета сказал: «Исходя из того, что все негативные факторы не будут устранены в течение основной части 2022 года, Комитет считает, что автомобильный рынок не претерпит значительных изменений, и прогнозирует рост продаж на 3,3% при общем объеме продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 1 722 000 единиц».

P.S. Итак, российский рынок оказался на фоне мирового кризиса не в самом худшем положении (помогли китайцы), но перспективы у него не самые радужные, так как покупательская способность населения падает, в том числе из-за высокой инфляции (как рублевой, так и импортированной долларовой).
Продажи-электромобилей_2021-2020.jpg
В сегменте электромобилей отмена нулевой ввозной пошлины, а также резкое повышение утилизационного сбора, может дать «обнуление» данного сегмента как такового, ведь отечественных BEV пока что просто-напросто не производится, а на импорт фактически будет под запретом, о чем отдельно говорил д-р Штэрцель.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В Норвегии электромобили достигли в 2024 году доли в 89% рынка новых легковушек и более 28% от их парка

В Норвегии электромобили достигли в 2024 году доли в 89% рынка новых легковушек и более 28% от их парка

Норвегия должна отказаться с 2025 года от новых автомобилей с ДВС, а к 2035 году вообще удалить их из парка

03.01.2025

Китайский автопром перевыполняет планы Пекина по переходу на электромобили

Китайский автопром перевыполняет планы Пекина по переходу на электромобили

По предварительным расчетам в 2024 году китайский рынок машин с электроприводом превысит рынок автомобилей с ДВС

02.01.2025

Наиболее популярные в 2024 году у россиян гибриды и электромобили

Наиболее популярные в 2024 году у россиян гибриды и электромобили

Сайт Авто.ру выяснил какие гибриды и электромобили пользуются наибольшим спросом у потребителей в 2024 году

28.12.2024

Выпуск автотехники в РФ по итогам 2024 года может вырасти на 31% и превысить 950 тыс.

Выпуск автотехники в РФ по итогам 2024 года может вырасти на 31% и превысить 950 тыс.

Глава Минпромторга Антон Алиханов заявил, что 2025 год будет для автопрома и рынка более сложным, чем 2024-й

26.12.2024

Энди Палмер считает гибриды тупиком

Энди Палмер считает гибриды тупиком

Энди Палмер уверен, что фокусировка на гибридах была глупой затеей и западным автопроизводителям следует подготовиться к «битве на выживание»

25.12.2024

Калифорнийские дилеры Volkswagen хотят запретить прямые продажи электромобилей ее нового бренда Scout

Калифорнийские дилеры Volkswagen хотят запретить прямые продажи электромобилей ее нового бренда Scout

Калифорнийская ассоциация дилеров (CNCDA) объявляет судебную войну VW за его прямые продажи возрождаемого бренда Scout

25.12.2024

Капитализация Tesla выросла на $570 млрд благодаря победе Tрампа

Капитализация Tesla выросла на $570 млрд благодаря победе Tрампа

Рост акций компании Tesla по мнению экспертов базируется исключительно на пиаре будущих новинок

24.12.2024

Возврат к списку