Российский рынок новых легковых автомобилей в октябре показал рост до рекордных показателей
8 ноября 2024
В октябре продажи новых легковушек выросли более чем наполовину, а с начала года – на 3/5
Александр Климнов, фото автора
Агентство «АВТОСТАТ» сообщает, что по итогам октября нынешнего года в нашей стране было реализовано 171 179 новых легковых машин, что на 52,4% больше, чем в том же месяце 2023-го.
В октябре также до рекордной величины в 112 тыс. вырос чистый импорт новых легковушек, а за 10 месяцев – на 45,4% до 795 тыс., тогда как импорт легковушек с пробегом сократился в октябре до 38,6 тыс. и 332,7 тыс. (–2,9%) за январь–октябрь.
Наибольшей была доля китайских марок – 57,3%, причем, она немного снизилась по сравнению с сентябрем (61,8%), а вот российских – поднялась с 27,6% до 30,8%. «Японцы» также несколько выросли с 2,7% до 3,3%. Немного выросла и доля «прочих» (Belgee и Iran Khodro) – с 2,5% до 2,9%.
Доля юрлиц против «физиков» в октябре выросла до 18% против 82%, но это все равно меньше, чем в 2023-м (21% против 79%).
По типу кузова превалируют универcалы (преимущественно за счет сегмента SUV), чья доля в октябре составила 73% (против 65% годом ранее), тогда как у следующих по популярности седанов только 17% (22%), а у хэтчбеков и вовсе только 7% (10%). Таким образом, кроссоверы и внедорожники продолжают отвоевывать рынок у всех прочих типов легковых автомобилей.
По типу используемого топлива первенство, естественно, за бензином, хотя его доля за год несущественно снизилась – с 94,5% до 93,5%. Дизель снизился с 1,8% до 1,3% (но это уменьшение доли на 38,4%). Электромобили (BEV) снизили свою долю с 1,5% до 0,8%, т.е. почти вдвое, тогда как доля гибридов (HEV+PHEV) выросла в 2,2 раза – с 2,0% до 4,3%. А вот прочие типы, т.е. газобаллонные легковушки на СУГ (LPG) и КПГ (CNG), несмотря на достаточно большой шум вокруг газомоторного топлива, практически ушли в ноль против итак мизерной (0,1%) прошлогодней доли рынка.
Массовый сегмент (155 516 ед. и 90,8% от всего рынка) в октябре вырос на 13,7% к сентябрю и на 54,2% к прошлому году. Доля китайских марок в данном сегменте составила 56%, а юрлиц – 18%.
Премиальный сегмент (15 663 ед., доля рынка 9,2%) в середине осени вырос на 11,4% и на 37,3% к прошлому году. Доля «китайцев» составила 72%, а юрлиц – 24%.
Лидерство на российском рынке со значительным отрывом сохраняет отечественный бренд LADA*, на долю которого в середине осени пришлось более 26% от общего объема рынка, что в количественном выражении составляет 44 812 проданных автомобилей.
При этом год назад (в октябре 2023-го) доля LADA* превышала 30%.
Среди иностранных брендов лучшим снова оказался китайский Haval, модели которого во второй осенний месяц разошлись тиражом в 23 801 ед. Далее следуют еще три «китайца» – Geely (17 163 ед.), Chery (15 140 ед.) и Changan (10 973 ед.).
Шестое место занял белорусский Belgee с показателем 4346 ед. В Топ-10 также попали OMODA (4186 ед.), Jetour (4020 ед.), Toyota (3516 ед.) и EXEED (3424 ед.).
Кстати, японская марка оказалась в десятке лучших впервые с марта 2024 года. Восемь из десяти брендов, попавших в число лидеров рынка, показали в октябре положительную динамику.
При этом сильнее всех на низкой базе вырос Belgee (в 20 раз). При этом снижение продаж в Топ-10 демонстрируют EXEED (–22,5%) и OMODA (–12,4%).
За прошедшие 10 месяцев 2024 года в России было продано 1 325 957 ед. новых легковых автомобилей – на 59,8% больше, чем в январе – октябре прошлого года.
И здесь «в плюсе» находятся LADA*, Belgee и «китайцы», а отрицательную динамику показала лишь Toyota (–15,1%).
В модельном рейтинге по-прежнему первенствует семейство LADA Granta (в т.ч. произведенные на его базе), которое в октябре 2024-го было реализовано в количестве 21 199 ед., что на 14,6% больше, чем год назад, хотя доля «Гранты» за год снизилась более чем на 4 п.п. – с 16,5% до 12,4%.
Лучшей иномаркой в стране остается китайский кроссовер Haval Jolion, результат которого в середине осени составил 11 387 машин (+81,6%). Совсем немного уступила ему Vesta – автомобили этого семейства LADA в октябре разошлись тиражом в 11 335 ед. (+62,4%).
Замыкают пятерку лидеров два кроссовера Chery: Tiggo 7 PRO Max (6618 ед.; +78,5%) и Tiggo 4 PRO (5332 ед.; +43,6%).
Все модели в Топ-10 показали рыночный рост, причем, у 8-ми он оказался двузначным.
Сильнее всех в октябре выросли продажи у кроссовера Haval M6 (+102,4%), а менее других прибавил внедорожник LADA Niva Travel (+9,6%).
Если рассматривать динамику за 10 месяцев 2024 года, то у девяти моделей из представленных она положительная. В этот период объемы реализации упали только у Geely Coolray (–22,4%). Ну а самый сильный их рост зафиксирован у Haval M6 (почти в 7 раз), что обусловлено довольно низкой сравнительной базой.
* Статистика продаж отражает данные по всем моделям представленных брендов, а также модификациям автомобилей, изготовленных на базе основной модели (в т.ч. автомобили, произведенные на базе LADA Granta и LADA Niva Legend).
P.S. Несмотря на опасения аналитиков из-за существенного повышения с 1 октября утильсбора продажи новых легковушек в октябре выросли и в целом, и по чистому импорту, незначительно просев только по импорту машин с пробегом, что было вызвано распродажей из стоков по старой ставке «утиля» (оплатить можно было до 15 октября), а также ожиданием роста ставки ЦБ. Даже если в оставшиеся месяцы и произойдет снижение продаж (что маловероятно для декабря, так как утильсбор еще раз поднимут в январе, кроме того, на конец года приходится значительная часть госзакупок), рынок по итогам текущего года все равно выйдет на предсказанный уровень в 1,6 млн проданных новых легковушек.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.