Российский рынок новых легковых автомобилей в октябре вырос в 2,4 раза и мог бы стать 5-м в Европе
9 ноября 2023
Новых легковушек в октябре 2023 года в России было приобретено 112,6 тыс., а с начала года – 836,9 тыс.
Александр Климнов, фото автора
По данным агенства «Автомаркетолог» в октябре 2023 года россиянами было приобретено 112,6 тыс. новых легковых автомобилей, что на 144% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Октябрь стал лучшим месяцем в нынешнем году – прирост к сентябрю почти 2%.
За 10 месяцев текущего года продажи составили 836,9 тыс., что на 61% больше, чем за тот же период прошлого года.
В Топ-10 марок лидирует LADA с 34,7 тыс. (рост в 2 раза), далее подряд идут шесть китайских марок во главе с Haval с 12,9 тыс. (рост почти в 3 раза) и Chery с 10,9 тыс. (рост в 2,7 раза). Интересно, что если KIA сократил продажи до 2,55 тыс. (–23,5%) – 8-е место, то Toyota (9-е), напротив, увеличила их до 2,05 тыс. (+62,6%). Две марки: OMODA с 4,78 тыс. (6-е место) и Jetour с 1,91 тыс. в прошлом году на рынке еще не присутствовали.
В Топ-10 моделей первенство остается за LADA Granta с 18,6 тыс. (+70%), за которой следуют еще две модели LADA – Niva с 8,9 тыс. (рост в 2,1 раза) и Vesta с 7,01 тыс. (рост в 5,3 раза), а лучшая из иномарок – Haval Jolion с 6,3 тыс. (рост в 2,1 раза) только 4-я, зато Топ-5 замыкает OMODA C5 с 3,79 тыс., которой в прошлом году еще не было.
По данным статагенства «Автостат» доля новых легковушек российских марок снизилась в октябре с 41% до 33%, доля российских иномарок сократилась почти троекратно – с 29% до 11%, чистый импорт подскочил с с 20% до 45%, а вот альтернативный импорт поднялся всего лишь с 10% до 11%.
По странам происхождения доля китайских марок в октябре составила 54% против 29% годом ранее (тогда как в феврале 2022-го она составляла всего лишь 9%), тогда как доля европейских марок упала с 8% до 3% (в феврале 2022-го – 28%), а корейских – с 7% до 4% (в феврале 2022-го она была равна 23%). Японцы упали с 13% (18%) до 4%, а американцы так и остались в районе 1%.
Интересно также, что выдача автокредитов на покупку новых легковых автомобилей выросла в октябре к сентябрю на 17% в физических единицах (+77% за 10 месяцев) и на 14% в миллионах рублей (+107% за 10 месяцев).
Кстати, если ориентироваться на данные ACEA, европейским лидером по реализации новых легковых автомобилей в октябре стала Германия с 219 тыс. машин (+4,9%). Второе место среди крупнейших европейских авторынков заняла Великобритания с показателем 153,5 тыс. (+14,3%) – по данным SMMT, это лучший результат за октябрь с 2018 года, что означает преодоление допандемийного уровня. Третий результат у авторынка Франции – 152,4 тыс. (+21,9%). Далее идет Италия с 139,1 тыс. машин (+20%). Если учесть, что далее идет Испания с 77,9 тыс. (+18,1%), то российский рынок мог бы быть на нем 5-м.
P.S. Итак, легковой рынок в октябре продолжил рост (по итогам года он, скорее всего перешагнет миллионный рубеж), при этом его марочная структура почти полностью переформатирована – мощнейшая переориентация на китайские марки, привела к тому что даже доля отечественных марок продолжает падать.