Цены на бензин вырастут в 2021 году быстро или медленнее

Цены на бензин вырастут в 2021 году быстро или медленнее

29 марта 2021


По прогнозу НТС цена на бензин может подскочить на 10% у же в ближайшие месяцы


автор

Александр Климнов, фото topwar.ru


В начале прошлой недели Независимый Топливный Союз (НТС) обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с алармистскими предложениями по срочным мерам для стабилизации ситуации на рынке топлива, а также о необходимости системного подхода к решению накопившихся проблем.

Из-за того, что в начале 2021 года сложилась беспрецедентная ситуация на топливном рынке страны, когда биржевые цены на наиболее востребованные сорта бензина АИ-92 и АИ-95 выросли более, чем на 18,5%, достигнув 53 588 рублей/тонна и 55 315 рублей/тонна согласно данным АО «СПбМТСБ» за период с 1 декабря 2020 года к 17 марта 2021 года. Такой значительный рост, как и сами абсолютные значения биржевых котировок в конце первой декады марта, на бирже наблюдаются впервые. Ранее в такой период года биржевые цены на топливо всегда падали, что позволяло транспортным и сельскохозяйственным компаниям и независимым АЗС закупать его достаточные объемы в преддверии «высокого весенне-летнего сезона», таким образом, обеспечивая относительно низкие темпы роста цен. Так, относительно декабря 2018 к 17 марта 2019 биржевые цены на АИ-92 и АИ-95 падали на 11 и 13% соответственно при ценах в 39 624 рублей/тонна и 40 871 рублей/тонна. А относительно декабря 2019 к 17 марта 2020 рост составил 6% на АИ-92 и 9% на АИ-95 при достижении котировок в 44 135 и 46 166 рублей/тонна соответственно.

По мнению НТС причинами текущей аномалии стали: сохранение и усугубление налогового диспаритета между внутренним и внешним рынком, что выражается в росте индексов экспортной альтернативы (нетбэков). Другими словами, при поставке нефтепродуктов на экспорт налоговая нагрузка ниже, чем при поставке на внутренний рынок, а разница экспортных пошлин на нефтяное сырье и нефтепродукты не стимулирует отечественные нефтяные компании сохранять необходимые объемы переработки.

«Нетбэки» растут из-за нескольких причин. Во-первых, толчком стало очередное «плановое» повышение на 4% акцизов на бензин и дизельное топливо, которое произошло с 1 января 2021 года. Акцизы на автомобильный бензин 5-го экологического класса (Евро-5 – авт.) выросли до 13 262 рублей/тонна, а на дизельное топливо — до 9188 рублей/тонна. Также с 1 января 2021 года были увеличены параметры формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу для автобензина и дизельного топлива. Во-вторых, рост цены на нефть марки Urals на 20% на мировых рынках, которая по состоянию на середину марта закрепилась на уровне $67–68 за баррель. В-третьих, снижение корректирующего коэффициента в формуле расчета значений экспортных пошлин. Ну и в довершение всего – валютные интервенции Минфина, не дающие рублю значительно укрепиться, в пользу чего выступают фундаментальные факторы валютного курса.

На этом фоне заявляемые регуляторами меры похожи на «пляски с бубном» (по мнению НТС – авт.), суть которых сводится к тому, чтобы убедить нефтяные компании увеличить объемы поставок топлива на внутренний рынок при минимальных преференциях для его производителей.

Текущее увеличение обязательных нормативов объемов реализации на АО «СПбМТСБ» в рамках совместного приказа ФАС и Минэнерго, так и не привело к расширению предложения и к корректировке цен на бирже. При восстановлении спроса со стороны потребителей не произошло возрождение производства нефтепродуктов после прошлогоднего спада из-за пандемии коронавируса. При этом нормативы в России привязаны к текущему объему производства. Так, в январе 2021 года общий объем реализации на АО «СПбМТСБ» АИ-92 и АИ-95 составил –44,0% и –23,8% относительно января 2018 года, был на 35,2% ниже и на 0,8% выше относительно января 2019 года и на 32,4% и 5,6% ниже относительно января 2020 года соответственно.

В свою очередь, разрабатываемая в настоящий момент корректировка параметров демпфера (как считает НТС – авт.) также не даст ожидаемого эффекта. Фактически эта мера незначительно повысит рентабельность нефтепереработки, но без дополнительного фискального стимула не следует ожидать тех объемов, которые необходимы для перекрытия повышения спроса в высокий сезон. Пора уже расстаться с губительным для экономики страны мифом о том, что «демпфирующий механизм» положительно воздействует на динамику топливных цен. В 2020 году демпфер стал налогом на кризис для отечественных нефтяных компаний, которые в условиях резкого падения доходов вынуждены были вносить дополнительные платежи в бюджет. При этом смешно подавать в качестве достижения рост цен на топливо ниже уровня инфляции, когда они должны были падать при таком резком падении стоимости нефти. Топливный кризис 2018 года, например, был преодолен путем оперативного снижения ставок акцизов на топливо, поэтому решение грядущего кризиса лежит именно в фискальной плоскости.
1616580619.jpg
В НТС считают, что в преддверии начала сезона высокого спроса на топливо необходимо принять следующие срочные меры:

Во-первых, снизить ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо пятого экологического класса. Это должно снизить нетбэки и расширить маржинальность НПЗ, повысив привлекательность поставок на внутренний рынок.

Во-вторых, отменить демпфер или скорректировать его значения с учетом отраслевых ожиданий, а не лишь согласно логике Минфина, которая вот уже третий год доказывает свою несостоятельность.

В-третьих, увеличить нормативы обязательных объемов реализации на АО «СПбМТСБ» до 25% по бензинам и 15% по дизельному топливу. При этом действие фискального стимула необходимо сохранить лишь для тех НПЗ, которые выполняют указанный норматив.

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов заявил: «Предлагаемые Союзом срочные меры позволят повернуть ценовую динамику на бирже и тем самым избежать топливного кризиса. Необходимо решать проблему фискального диспаритета, а не заниматься опасными экспериментами. В конечном счете регуляторы все равно будут вынуждены в авральном порядке реализовывать наши предложения, но в совершенно другой социально-политической ситуации. Топливному рынку сегодня требуются системный редизайн, о чем мы всегда говорили, говорим и будем говорить. Надеюсь, что голос разума будет услышан нашим Правительством».

P.S. Однако некоторые издания (например Военное обозрение) достаточно жестко отреагировали на саму концепцию «экспортной альтернативы» (нетбэков) выдвигаемую НТС, назвав ее лишь прикрытием устоявшейся (но от этого не переставшей быть разорительной для экономики страны) практики наших нефтяных экспортеров по вывозу из страны сырья при минимальной степени переработки. В нынешних условиях снижения спроса из-за пандемии нефтяники и владельцы сетей АЗС фактически выкручивают руки исполнительной власти с целью отмены дополнительных платежей в бюджет (в виде предложений снижения акцизов на бензин и дизельное топливо, отмене демпфера и увеличению нормативов на бирже), что якобы подействует на рынок положительно в плане снижения цен (пока же их удается лишь «стабилизировать» на 3-4 месяца и не более), но сезонные «колебания» на топливной бирже больше похожи на вздувание сезонных цен (вроде цветов перед 8 марта и 1 сентября), но без обратных откатов на исходные позиции ибо топливный рынок уже давным-давно весь поделен и «конкуренция» на нем представляет собой лишь видимость таковой.
Внутренним же российским потребителям (причем тотально всем кто ходит в магазины, а не только автовладельцам непосредственно заправляющим баки своих машин на заправках), которым на нетбэки наплевать, в результате принятия (отмены) предлагаемых мер просто-напросто придется дополнительно раскошелиться на все товары, где есть транспортная составляющая, т.е. начнется дополнительный разгон инфляции (с дальнейшим падением курса рубля), бенефициарами которого в очередной раз станут нефтепроизводители и «короли бензоколонок».
1616580712.jpg
P.P.S. Конечно, Правительство и нефтяники еще потягаются в борьбе за преференции и налоги, но, есть стойкое ощущение, что цифры цен на топливо на АЗС вниз точно не пойдут при любом раскладе.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

#анализ рынка #авто #третий рим 

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Китайский автоэкспорт в Россию вырос в первой половине 2024 года

Китайский автоэкспорт в Россию вырос в первой половине 2024 года

Доля «китайцев» в легковом парке РФ достигла 4%

26.07.2024

«Автомаркетолог» уточнил расклад по парку легковушек

«Автомаркетолог» уточнил расклад по парку легковушек

Отечественные марки составляют свыше 2/3 российского парка легковых авто

24.07.2024

В Топ-3 по объему госзакупок вошли марки ГАЗ, УАЗ и LADA

В Топ-3 по объему госзакупок вошли марки ГАЗ, УАЗ и LADA

«Москвичей» для нужд чиновников стали покупать в пять раз больше, чем годом ранее, а Haval прибавил 25%

24.07.2024

Парк автомобилей в России на 1 июля 2024 года превысил 55 миллионов

Парк автомобилей в России на 1 июля 2024 года превысил 55 миллионов

Доля легковых автомобилей в российском автопарке составляет 85%

23.07.2024

Китайские авто: будущее российских дорог или временный тренд?

Китайские авто: будущее российских дорог или временный тренд?

Китайские автомобили успешно занимают российский рынок, но отечественные авто сохраняют ряд преимуществ

22.07.2024

Китайские производители активны во всех сегментах рынка грузовой автотехники

Китайские производители активны во всех сегментах рынка грузовой автотехники

Китайские марки особенно активны в сегментах фургонов и бортовых грузовиков

19.07.2024

Рынок новых грузовиков замедлился для российских и иностранных марок

Рынок новых грузовиков замедлился для российских и иностранных марок

За июнь продажи новых грузовиков упали на 16%, а за полугодие – сократились на 2%

18.07.2024

Возврат к списку