В фаворитах у автомобилистов всего мира теперь гибриды, а ИИ и робокаров они опасаются
9 января 2025
Опрос компании Deloitte показал, что водители по всему миру имеют схожие взгляды на автомобильные технологии
Александр Климнов, фото Deloitte
Компания Deloitte обнаружила, что интерес к гибридам и технологиям безопасности растет по всему миру, в отличие от беспилотных транспортных средств, отношение к которым у потребителей по-прежнему настороженное.
Новый опрос компании Deloitte «Global Automotive Consumer Study 2025» показывает мировым автопроизводителям, стремящимся принимать стратегические глобальные решения в области технологий, что мнения потребителей об электромобилях, гибридах, искусственном интеллекте и автономных транспортных средствах на крупнейших автомобильных рынках мира в чем-то схожи.
Так, в рамках исследования Deloitte прошлой осенью было опрошено более 31 тысячи потребителей из 30 стран и оказалось, что большинство автомобилистов по всему миру считают, что искусственный интеллект в автомобилях, в таких приложениях как голосовое управление и автономное вождение, будет полезным.
В исследовании говорится, что потребители не хотят, чтобы технология заходила слишком далеко, и заодно не доверяют организациям, управляющим базами данных их подключенных машин.
Далее в отчете говорится, что водители во всем мире предпочитают гибриды больше, чем когда-либо.
А вот энтузиазм по поводу полностью электрических транспортных средств, т.е. чисто аккумуляторных электромобилей (BEV) продолжает стагнировать.
В исследовании Deloitte обнаружили, что намерение покупателей приобрести гибридный (HEV) или подключаемый гибрид (PHEV) увеличилось на 5 п.п. в США до 26%, поскольку потребители стремятся снизить затраты на топливо без беспокойства о зарядке.
Так, согласно исследованию, по меньшей мере треть респондентов в Индии, Великобритании, Японии и Южной Корее заявили, что намерены купить гибрид.
А вот, что касается роботакси, то опасения сохраняются.
Согласно исследованию, более половины потребителей в США, Великобритании и Индии обеспокоены реализацией сервисов полностью автономных роботакси в тех местностях, где они живут.
Около 40% респондентов в Германии, Японии и Китае выразили обеспокоенность применением робокаров.
Вывод первый: хотя эксперты автоиндустрии и «зеленые» и говорят о «тупиковости» гибридного направления, но рыночный спрос пока что однозначно склоняется в эту сторону – человечество пока еще не готово полностью расстаться со служившим ему около 140 лет двигателем внутреннего сгорания, тогда как чисто аккумуляторные электромобили (BEV) забуксовали уже не только из-за высоких цен на сами машины, но и из-за недоразвитости и глючности зарядной сети.
Кстати, другие исследования показывают, что зачастую (а в США до 60%) владельцев подключаемых гибридов (PHEV) просто-напросто вообще не подзаряжаются от зарядных станций, а гоняют свои машины исключительно на бензине или дизеле!
Вывод второй: не слишком частые, но весьма громкие автокатастрофы и прочие серьезные ДТП с участием роботакси и автомобилей в режиме автопилота привели к перемене настроения общественного мнения с оптимистичного (от безудержного у энтузиастов до умеренного у экспертов и представителей автопрома) на крайне скептическое по всему спектру потребителей, за исключением, пожалуй, таких адептов автономного вождения как Илон Маск. Видимо, без привлечения ИИ в дальнейшем создание реально безопасного робокара не получится.
Вывод третий: развитие Искусственного интеллекта (ИИ) пока что находится на такой стадии (по аналогии с младенцем, переходящим от бессмысленного гукания к более-менее связной речи), что для рядового потребителя пользоваться его помощью, где это оправдано и безопасно он согласен, но откровенно не хочет за собой излишнего (и главное незащищенного от злоумышленников) контроля со стороны некого устройства и(или) устройств (комплекса). Это же относится и к «подключенности», где с одной стороны современное авто уже практически не мыслится без связи с интернет сетями, а с другой никто не хочет, чтобы его личные данные, собираемые провайдерами уходили на сторону или становились причиной нарушения работы машины или, вариант, перехвата контроля над управлением беспилотником (прецеденты уже были).
P.S. Компаниям и государственным органам, а также международным организациям надо «тщательнее» работать над этими вопросами, в том числе по унификации международного и национального законодательств, а также перенести акцент с продвижения именно самих электромобилей, на развитие зарядных сетей и обновление автомобильного парка не обязательно только электромобилями. Добиваться, чтобы пользоваться BEV стало проще и выгоднее, чем обычными ICE (во всяком случае, в городах). Проще говоря – надо плавно усиливать экологические налоги на старые машины с ДВС (ICE) низких экологических классов, а не навязывать любой ценой пока еще слишком дорогие «электрички», со все еще несовершенными аккумуляторами, впрочем, продолжая сохранять для них преференции по налогам и проезду с парковкой в исторических центрах городов, а также всемерно развивая сеть зарядных станций. Кстати, для экологии и экономики наиболее выгодна именно ночная зарядка низкой мощности, зачастую не требующая чрезмерных вложений в энергопередающую инфраструктуру в отличие от суперчарджеров – так, большая зарядная станция с суперчарджерами особо высокой мощности для электротягачей вроде Tesla Semi, из-за необходимости их быстрой зарядки будет потреблять энергии как один небольшой американский город. Кроме того, при наличии достаточно большого парка электромобилей появляется возможность создать из них своего рода «устойчивый облачный накопитель электроэнергии», что в свою очередь позволит уйти от суточных колебаний потребления электроэнергии (весь хард и софт для этого уже есть – не хватает только политической воли), о чем эксперты-футуристы говорили еще в XX веке.
ВИЭ, включая оффшорные ветряки, конечно, возьмут на себя часть электрогенерации, но… эксперты прогнозируют, что в ближайшую четверть века (до 2050 года) мировой энергобаланс будет меняться преимущественно в сторону природного газа, а ВИЭ останутся в качестве вспомогательных. Пока только двум странам мира: Норвегии благодаря ГЭС и Исландии благодаря ГЭС и геотермальным электростанциям удалось сделать свою энергогенерацию реально зеленой и, соответственно, активно электрифицировать автопарк.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.