В Норвегии электромобили достигли в 2024 году доли в 89% рынка новых легковушек и более 28% от их парка
3 января 2025
Норвегия должна отказаться с 2025 года от новых автомобилей с ДВС, а к 2035 году вообще удалить их из парка
Александр Климнов, фото elbil.no
По данным Норвежской автомобильной федерации (OFV), доля электромобилей на рынке новых легковых машин в Норвегии в 2024 году составила 88,9%, что на 6,5% больше, чем в 2023 году, когда их доля составила 82,4%.
Доля электромобилей на норвежском рынке новых легковушек составила в 2024 году 88,9%, а на рынке новых LCV – 29,6%
Лидерами продаж среди электромобилей стали бренды Tesla, Volkswagen и Toyota.
В Топ-10 самых популярных легковушек на норвежском рынке в 2024 году присутствуют одни аккумуляторные электромобили и китайских среди них не было
Кроме того, доля китайских электромобилей и гибридов на рынке новых автомобилей в Норвегии достигла почти 10%, однако в Топ-10 моделей китайских пока что нет – отсюда, видимо и либерализм местных властей к производителям из Поднебесной.
Глава Норвежской ассоциации электромобилей Кристина Бу сказала: «Норвегия станет первой страной в мире, которая практически полностью исключит бензиновые и дизельные автомобили с рынка новых легковых машин».
В этой скандинавской стране бензиновые и дизельные автомобили (ICE) облагаются высокими налогами (и с 1 апреля 2025-го он еще будет повышен), в то время как чисто аккумуляторные электромобили (BEV) освобождены от пошлин и налога на добавленную стоимость, что сделало их более привлекательными для покупателей, хотя в 2023 году некоторые налоги и были восстановлены.
Кристина Бу также отметила, что летом 2024 года были отменены льготы для автомобилей в лизинге и во флит-парках компаний.
Она сказала: «Это было препятствием на пути к достижению цели 2025 года, но летом 2024 года политики наконец-то справились с этим. Теперь налоговое преимущество для автомобилей на ископаемом топливе на рынке лизинга также было устранено, и именно это изменение дало толчок электромобилям после лета».
Благодаря этому во второй половине 2024 года доля электромобилей на норвежском рынке достигла 92,5% и будет повышаться в 2025-м.
По мнению экспертов, такая политика оказалась эффективной благодаря своей последовательности на протяжении многих лет и поддержке правительств различных составов.
Кристина Бу отметила: «Часто мы видим, что в других странах вводятся налоговые льготы или освобождения, но затем они отменяются».
Помимо последовательной налоговой политики (кстати, обошедшейся норвежскому бюджету свыше 30 млрд крон – авт.), эксперты также отмечают отсутствие в Норвегии собственной автомобильной промышленности, что и позволяет правительству вводить более высокие налоги на бензиновые и дизельные автомобили.
Глава крупнейшего импортера автомобилей в Норвегии Harald A. Moeller Ульф Торе Хекнеби сказал: «Мы не производим автомобили, поэтому введение высоких налогов в прошлом было простым решением».
Кроме того, эксперты подчеркивают важность стимулирования продаж электромобилей, а не запрета на бензиновые и дизельные автомобили.
Напомним, что в Европейском союзе запланирован запрет на продажу новых автомобилей, вырабатывающих CO2 к 2035 году, но возможно, будет сделано исключение для автомобилей, работающих на т.н. «электронном» топливе, произведенном из «зеленого» водорода (полученного при помощи ветровых и солнечных электростанций – авт.) и захваченного из атмосферы углекислого газа.
Политика Норвегии привела к тому, что BEV в прошлом году обогнали бензиновые ICE на норвежских дорогах.
Парк электромобилей в Норвегии в 2024 году почти что достиг, а с учетом ELCV и перевалил за 800 тысяч машин
Они составили более 28% от парка всех автомобилей, эксплуатируемых в стране, по состоянию на декабрь, согласно данным Администрации общественных дорог Норвегии.
Растущая доля электромобилей на норвежских дорогах означает, что другие отрасли должны адаптироваться под них, так на автозаправочных станциях все больше бензоколонок заменяются мощными и быстрыми электрозарядными чарджерами.
Старший менеджер Circle K, крупнейшего розничного продавца топлива в Норвегии Андерс Клеве Свела сказал: «В течение следующих трех лет у нас будет не менее столько же зарядных станций, сколько и бензоколонок. Через пару лет более 50% всех автомобилей в Норвегии будут электрическими. Нам нужно расширить наш парк зарядных станций в соответствии с этим».
Норвегия с начала 2010-х опережает большинство других стран в переходе на электромобили. И если ее рынок опустился на 5-е место в Европе по абсолютным продажам BEV (по данным за 2023 год), то по степени проникновения на рынок она лидирует с огромным отрывом, подавая пример прочим странам.
Как уже упоминалось, электромобили китайского производства стремительно набирают популярность в Норвегии.
Интересно, что в отличие от ЕС и США, Норвегия так и не ввела повышенные тарифы на импорт китайских электромобилей.
Если в Брюсселе и Вашингтоне утверждают, что китайские электромобили получают несправедливые субсидии, то Пекин это категорически отрицает и утверждает, что автомобилестроители Запада создали себе проблемы сами, отставая как в разработке и внедрении (в том числе и в силу фундаментального отставания ЕС в разработке новейшего софта и харда), так и из-за непоследовательной государственной политики льгот и стимулов, слишком зависимой от популизма.
Западные автопроизводители (из ЕС и США) предупреждают, что могут пострадать от дешевых китайских импортных электромобилей.
Впрочем, есть сомнения, что покупатели так уж легко примут незнакомые азиатские бренды.
Однако, начиная с ноября 2024 года, Европейский Союз все же ввел пошлины на импорт китайских электромобилей в размере до 45,3%.
Решение ЕС последовало за решением США увеличить тарифы на импорт китайских электромобилей до 102% их стоимости.
При этом в Норвегии совокупная доля рынка китайских марок, таких как MG, BYD и XPeng, увеличилась в прошлом году до 8,8%, нарастая все последние пять лет сообщает Федерация автомобильных дорог Норвегии.
Первый китайский электромобиль модели MG4, был ввезен в Норвегию всего пять лет назад.
Кристина Бу сказала: «Норвежский автомобильный рынок, вероятно, является одним из самых сложных в мире. Здесь идет жесткая конкуренция».
Не являющаяся членом Европейского Союза Норвегия (вместе со Швейцарией и Исландией входит в Европейскую ассоциацию свободной торговли ЕАСТ – авт.), сохраняет открытый рынок для импорта китайских электромобилей.
Заместитель министра транспорта Норвегии Сесилия Книбе Кроглунд отметила: «Мы относимся ко всем странам [экспортерам электромобилей] одинаково».
Кстати, напомним, что в 2023 году Китай стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире с показателем в 5,26 млн машин, в том числе ~1,2 млн электромобилей.
По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), за первую половину 2024 года продажи новых электромобилей на внутреннем рынке страны составили около 4,94 млн, а их экспорт с января по июнь составил 708 тыс., что на 11,4% больше показателей 2023 года, так что и итоговые показатели за 2024-й год в целом, так же, похоже, станут рекордными.
P.S. Так как ~98% электричества в Норвегии производится гидроэлектростанциями, т.е. оно по определению «зеленое», то мировое лидирование этой 5-миллионной богатой страны в деле энергоперехода закономерно. Интересно, будут норвежцы отмечать продажу последнего автомобиля с ДВС (ICE)?
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.