В российском автобусном парке стала заметна доля автобусов на газе и даже электробусов

В российском автобусном парке стала заметна доля автобусов на газе и даже электробусов

21 сентября 2021


К 2025 году доля «зеленых» автобусов и электробусов составит 4,5% против нынешних 2,7%


автор

Александр Климнов, фото автора и КАМАЗ


По данным агентства Russian Automotive Market Research (RAMR) российский парк автобусов (включая микроавтобусы на базе LCV) на 01.06.2021 года, насчитывает 936,2 тыс. машин.

Подавляющее большинство автобусов в России по-прежнему заправляются традиционным нефтяным топливом – бензином или дизелем (91,4%), а машины, работающие на сжиженном пропан-бутане или углеводородном газе (СУГ) составляют 5,9% парка (55,2 тыс.). Доля «зеленых» автобусов, включая электробусы и автобусы на природном газе метане в компримированном (КПГ) и в сжиженном (СПГ) виде составляет лишь 2,7% парка (25,3 тыс.), включая 0,08% (0,75 тыс.) электробусов.
tab.jpg
Однако более интересен прогноз на 01.06.2025 года (вот так вот точно (!) – авт.), согласно которому отечественный парк автобусов составит 1 млн 81,6 тыс. машин (+15,5% у 2021 году). Согласно ему доля «зеленых» автобусов/электробусов, несмотря на рост на 92,5% (до ~48,7 тыс.), не превысит 4,5% от парка, из которых 0,25% (~2,7 тыс.) придется на электробусы и лишь 0,02% (~0,22 тыс.) на автобусы на сжиженном метане (что, впрочем, уже не соответствует реальному контракту нынешнего года с питерскими перевозчиками – авт.).

При этом доля автобусов, на не слишком экологичном СУГ не только не сократится, но даже вырастет на 21,5% до 67,06 тыс., тогда как автобусов на КПГ станет больше на 82,4% – 44,4 тыс. При этом парк уже упомянутых автобусов на СПГ возрастет практически с нуля (~5 ед.) в 44 раза (!), но это будет лишь капля в море.
KAMAZ_CNG_31-57.jpg
На недавно прошедшей выставке ComTrans'21 были показаны перспективные модели автобусов на различных видах «зеленого» топлива, которые, скорее всего, и обеспечат в ближайшие годы этот самый прирост парка. Например, КАМАЗ показал рестайлинговый пригородный полунизкопольный автобус модели 5299-31-57 на КПГ. На крыше этой машины размещены баллоны со сжатым метаном объемом 984 литра, в которых может разместиться 197 м3 газа под давлением 200 атмосфер.
KAMAZ_Tretiy_Park.jpg
Кстати на выставке состоялось подписание соглашения официального дилера ПАО «КАМАЗ» в Северной столице ООО «ТЕХИНКОМ ПИТЕР» о поставке крупной партии из 364 ед. газовых низкопольников для питерского перевозчика АО «Третий парк». Причем большая часть из них (303 ед.) будет работать на СПГ. Это модель КАМАЗ-5299-40-57 LNG с 350-литровым криобаком (–160°С) в заднем свесе. Кстати, транспортники Северной столицы уже ранее заключили контракт на покупку 20 городских автобусов КАМАЗ-5299-40-57 LNG (что в статистике RAMR отразиться еще не успело – авт.).
KAMAZ_LNG.jpg
По расчетам производителя в городском режиме запаса сжиженного метана должно хватать на 300 километров пробега. При этом «криозаправка» (АГНКС) для заправки СПГ в Санкт-Петербурге пока что единственная – на территории одного из предприятий «Газпрома».
KAMAZ-5299-40-57.jpg
Остальные 57 машин (полностью низкопольная модификация 5299-40-57 – на фото) рассчитаны на более традиционный КПГ (запас 197 м3). Вне зависимости от типа топлива все автобусы из питерского контракта оснащаются китайскими газовыми двигателями Weichai WP7NG 290E51 (279 л.с., 1100 Н·м, Евро-5) и «автоматами» ZF 6AP 1220B. При этом, если CNG-автобус рассчитан на перевозку 86 пассажиров, то его LNG-собрат способен взять на борт уже 102 человека: батарея баллонов на крыше очевидно тяжелее одного криобака. Впрочем, из-за его размещения в заднем свесе у такого автобуса меньше сидячих мест в салоне только 26 против 29 у версии КПГ.

Естественно, что автобусы КАМАЗ для Питера оснащены всеми положенными современному транспорту гаджетами и элементами комфорта, как-то: климатической установкой с кондиционером, USB-зарядками и т.д. И хотя стоимость контракта не разглашается, исходя из рассчитанной для предыдущей поставки примерной стоимости в 16 млн рублей за один автобус на КПГ, можно предположить, что суммарно все 360 газовых автобуса обойдутся Северной столице в ~5,76 млрд рублей.
PAZ-4234.jpg
О перспективных моделях Группы ГАЗ мы уже писали, а что касается текущей программы, то выпуск городских ЛиАЗ-5292 и 6213, а также ПАЗов Vector Next продолжится, также как и ранних моделей ПАЗиков (3205 и 4234 без которых российскую глубинку и представить себе не возможно – авт., а также более свежих 3203/3204), хотя есть слухи, что моторостроитель ЗМЗ сворачивает выпуск бензиновых V8, которые будут окончательно заменены дизелями серии ЯМЗ-534 (и возможно Cummins), а также газовыми моторами как ЯМЗ, так и импортными.
SIMAZ.jpg
Впрочем, в сегменте бюджетных малых и средних автобусов кроме ПАЗиков на нашем рынке также имеется предложение. Так на ComTrans'21 был представлен СимАЗ-2258. Этот почти 9-метровый автобус вмещает 30 пассажиров. Однако грузовое шасси Isuzu с рессорной подвеской и неудобным для обслуживания люком спереди отнюдь не самое оптимальное решение, зато теперь есть и газовый вариант с обновленной передней маской, оцененный в 6,5 млн рублей.
SAM_8406.jpg
А вот компания «СТ-Нижегородец» привезла на выставку кроме спецкузовов на шасси «Транзита» обновленный капотный автобус модели VSN900 на шасси IVECO Daily, причем, в туристическом 31-местном исполнении. Изменение маски сделало экстерьер этой машины интереснее, чем у своих предшественников.
Nizegorodez.jpg
Кроме в салоне появились дополнительную дверь в середине кузова, а в салоне появились удобные мягкие сиденья, которые снабжены функцией выдвижения в проход. По словам разработчиков у них не получилось только разместить санузел из-за ограниченных габаритов машины. Оценен такой «турист» несколько выше 6 млн рублей.
SAMAUTO_buses.jpg
Одной из неожиданностей ComTrans'21 стал дебют узбекского дизельного автобуса Samauto HD50 на 29 пассажиров (15 мест для сидения). Построенный на аналогичном шасси Isuzu более короткий 8-метровый автобус перевозит 44 пассажира (включая стоящих). Производитель UzAuto уже сертифицировал его в России и просит за него на полмиллиона рублей меньше. Впрочем, до сих пор в России было реализовано лишь 5 (именно пять!) автобусов узбекского производства.
SAM_8673.jpg
Был показан и городской низкопольный 8,1-метровый мидибус LE60 заднемоторной компоновки на 48 или 56 мест при 23 сидящих. Автобус снабжен кондиционером, пневмоподвеской с книлингом ECAS, системой видеонаблюдения, электронным маршрутоуказателем системой ЭРА-ГЛОНАСС и предпусковым подогревателем 190-сильного дизеля Isuzu 4HK1.  

А вот необходимый для страны сегмент междугородних автобусных перевозок на ComTrans'21 был практически проигнорирован отечественными производителями. Разве что КАМАЗ показал уже упоминавшийся пригородный газовый автобус НефАЗ-5299-31-57, который фактически затерялся среди городских водородных и электрических концептов. Очевидно, что данный сегмент отечественного рынка на сегодня практически полностью находится в руках китайских производителей, лишь при самом минимальном предложении отечественных моделей марок ГАЗ, КАМАЗ и Volgabus, ну а передовых, но безумно дорогих «европейцев» могут себе позволить лишь эксклюзивные заказчики вроде международных перевозчиков, да спортивных клубов.
Yutong_6338.jpg
Поэтому от «коучей» на выставке представительствовали лишь традиционные китайские Yutong с газовым (КПГ) ZK6938HB9 (длина 9,4 м и 35–39 посадочных мест),
SAM_8400.jpg
а также 12-метровый ZK6122H9 (51 или 53 посадочных места) да King Long с 12,2-метровым XMQ6120С на 55 мест.
KingLong_XQM6120C.jpg
Их автобусы были похожи как близнецы, включая и цены, так, например, модель XMQ6120С стоит около 11 млн рублей.

P.S. Характерно, что распиаренные на ComTrans'21 «водородбусы» в прогнозе RAMR вообще не просматриваются, если только они не включены в понятие «электрогибридов» заодно с чисто аккумуляторными электробусами. И это несмотря на заявления, например, столичных властей о твердых планах по опытной эксплуатации «водородного общественного транспорта», а также уверения отечественных производителей в реалистичности производства такой техники – при том, что они утверждают, что такие водородные электробусы в 3–9 раз, т.е. практически на порядок (!) дороже обычных дизельных автобусов. Отсюда получается, что тема «Н2» будет сугубо зависеть от инициативы государства и наиболее богатых местных (читай столичных) властей и, думается, не выйдет за пределы нескольких опытных партий (как пока что машин на СПГ-LNG). Ну а что будет дальше – покажет только время…

P.P.S. Кстати, для справки: в ЕС решено выделить на закупку «зеленых» электробусов и газовых автобусов, а также организацию зарядной/газозаправочной сети и прочую сопутствующую инфраструктуру 1,25 млрд евро только до 2024 года.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru 





Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Продажи новых автомобилей за апрель 2024 года выросли в РФ на 2/3, а 4 месяца – на 71%

Продажи новых автомобилей за апрель 2024 года выросли в РФ на 2/3, а 4 месяца – на 71%

Минпромторг сообщил о росте продаж новых автомобилей в России на 66% в апреле и на 71% с начала года

02.05.2024

Парк коммерческих автомобилей в России достиг 8,14 млн

Парк коммерческих автомобилей в России достиг 8,14 млн

Больше половины парка коммерческих авто в стране составляют LCV

24.04.2024

Российский парк мотоциклов в 2024 году составляет 2,155 млн

Российский парк мотоциклов в 2024 году составляет 2,155 млн

Продажи в России новых мотоциклов в I квартале 2024 года составили 3,5 тыс.

23.04.2024

Каждый третий россиян по статистике владеет легковым автомобилем

Каждый третий россиян по статистике владеет легковым автомобилем

Россияне владеют 322 легковыми автомобилями на тысячу человек населения

22.04.2024

В марте российский рынок новых LCV вырос на 28%

В марте российский рынок новых LCV вырос на 28%

За I квартал 2024 года рост рынка новых LCV составил свыше 42%, а доля российских марок на нем составила 92,5%

12.04.2024

До 75% такси в РФ могут оказаться китайскими

До 75% такси в РФ могут оказаться китайскими

Таксисты бьют тревогу в связи с резким ростом доли китайских марок в таксопарках

09.04.2024

Налог на роскошь расширили, а утильсбору установили нижнюю границу

Налог на роскошь расширили, а утильсбору установили нижнюю границу

Минпромторг РФ расширил список «роскошных» моделей и установил нижнюю границу исчисления утильсбора

05.04.2024

Возврат к списку