ВАЗ и дилеры Chery просят повысить утильсбор на автомобили, но дилеры других марок против
7 августа 2024
МАД полностью поддержало повышение утильсбора, а РОАД, наоборот, потребовало у Минфина и Минпромторга разъяснить куда и кому пойдет утильсбор
Александр Климнов, фото автора
Международная Ассоциация Дилеров (МАД), которая, помимо бренда LADA, включает дилеров концерна Chery, направила письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой увеличить утилизационный сбор на автомобили в России.
МАД «всецело поддерживает» инициативу об увеличении утильсбора, отмечая, что за последние годы в Россию хлынул поток импортных машин без долгосрочной гарантии и качественного сервиса. Иностранные компании, по мнению МАД, хотят только продать свои машины, но оставляют россиян без надлежащего обслуживания, нарушая, тем самым, их права.
В письме говорится: «Индексация утилизационного сбора будет способствовать формированию цивилизованного автомобильного рынка в Российской Федерации и более эффективной защите прав дилеров и автовладельцев. С рынка будут «вымыты» неплатежеспособные организации «однодневки», специализирующиеся на ввозе иномарок без инвестиций».
В МАД заявили, что повышение утилизационного сбора позволит повысить инвестиции в отечественное производство автомобилей, а жители РФ смогут получить больше легковых автомобилей.
Противоположная точка зрения на этот вопрос имеется у АВТОВАЗа. Так президент АВТОВАЗа Максим Соколов уверен, что повышение утильсбора поспособствует «приземлению» китайских автопроизводителей на российские сборочные предприятия и передаче ценных технологий местным автозаводам. Однако, нынешняя ситуация, по его словам, показывает, что китайские компании явно не спешат локализовывать производство в России из-за небольшого объема автомобильного рынка, который может стать еще меньше.
Напомним, что при этом сам АВТОВАЗ стабильно повышает цены на свои автомобили, несмотря на то, что утильсбор ему компенсирует государство. Кстати, ближайшая индексация цен на автомобили LADA должна состояться в августе–сентябре текущего года, т.е. буквально на днях.
Справка: в середине июля Минпромторг опубликовал проект постановления правительства, в котором расписана ежегодная индексация утилизационного сбора для автомобилей. Этот проект предполагает многоступенчатое повышение утильсбора для юрлиц начиная с 1 октября 2024 года и вплоть до 2029 года. Базовая ставка в размере 20 000 рублей для легкового автомобиля останется прежней, однако должны заметно вырасти коэффициенты, зависящие от объема двигателя и возраста машины. В результате общая сумма единовременного платежа может кратно увеличиться. Например, если сейчас размер утильсбора для автомобиля возрастом до трех лет и объемом двигателя до 2,0 л составляет 300,6 тыс. рублей, то к 2029 году он должен вырасти до 1 млн 174 тыс. рублей.
В свою очередь ранее ассоциация «Российские автодилеры» (РОАД), представляющая интересы более 1600 дилерских центров по всей стране, попросила от Минпромторга и Минфина разъяснить, кому и в каком порядке направляются средства компенсации утильсбора.
Соответствующие письма ассоциация направила в начале августа, факт получения подтвердили в пресс-службах Минфина и Минпромторга.
Так, в Минпромторге отметили: «Оно будет рассмотрено в установленном порядке совместно с отраслевым сообществом».
По данным Минпромторга, «за счет утилизационного сбора будет реализован комплекс мер господдержки, индексация не окажет влияния на стоимость отечественной автомобильной техники».
Однако РОАД просит объяснить, кто и в каких объемах получит компенсацию из российских производителей и тех, кто только планирует начать выпуск автомобильной техники в России.
Представитель РОАД заявил: «Мы пытаемся разобраться, куда направляется утильсбор, который как таковой сбором на утилизацию не является, так как его размер превышает стоимость производства и никак не соотносится с фактическими затратами на утилизацию».
Именно такого мнения придерживается исполнительный директор ассоциации РОАД Игорь Чикин. По его оценкам, если в 2014 году примерно 33% россиян могли купить новый автомобиль, то в 2023 году эта доля снизилась до 14–15%, а к 2030 году она может упасть и до 5%. Это неминуемо вызовет коллапс всей системы автомобильной торговли в стране.
В РОАД уверены, что если подготовленный порядок повышения утильсбора все же будет принят, то через шесть лет автомобили будут стоить в два раза дороже, чем сейчас.
Реагируя и на эти опасения Минпромторг сообщает, что окончательное решение по повышению утильсбора еще не принято.
В ведомстве продолжают «анализировать текущую динамику рынка автотранспортных средств и специализированной техники в части необходимости индексации утилизационного сбора».
Возможно, эти сомнения вызваны перспективой обвала российского автомобильного рынка из-за чрезмерного роста цен на автомобили, который едва ли смогут компенсировать государственные программы льготного автокредитования и лизинга.
P.S. Итак, на лицо явный лоббизм со стороны дилеров наиболее массовых марок (через МАД), причем, под соусом «заботы о клиентах», но одновременно наблюдается и противодействие ему в лице основной массы дилеров (через РОАД), которые отлично понимают, что резкий рост цен на машины также резко уменьшит и выбор марок машин и поток клиентов в их шоу-румы. То, что удорожание импорта по любым причинам ведет к росту цен и на местную продукцию – экономическая аксиома, что бы не говорили отечественные производители, зачастую в дальнейшем оправдывая рост своих ценников «общей ситуацией на рынке, где выросли издержки», естественно, при этом опуская свою активную работу в направлении «избирательного роста» этих самых издержек…
P.P.S. В свою очередь колеблются и в Минпромторге (тогда как Минфин, очевидно, уже настроился на получение дополнительных финансовых средств), так как за возможный обвал авторынка «отвечать» все же им…
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.