Первый полет модели-демонстратора российского суперсоника «Стриж» намечен на 2029 год
29 ноября 2025
Летный демонстратор сверхзвукового комплекса технологий «Стриж» НИЦ Жуковского обещает поднять в воздух в 2029 году при условии достаточного финансирования
Александр Климнов, фото сгенерировано Grok
Центральный аэрогидродинамический институт имени Н. Е. Жуковского (НИЦ им. Жуковского) сообщил, что летный демонстратор сверхзвукового комплекса технологий «Стриж» планируется поднять в воздух через четыре года, т.е. в 2029 году.
При этом в институте подчеркивают, что сроки могут сместиться при недостаточном финансировании.
На сегодня проект развивается в рамках крупной научно-технологической программы Минпромторга, куда вовлечены ОАК, ОДК и профильные институты.
Работы сосредоточены на создании технологической базы для гражданского сверхзвукового самолета (суперсоника – авт.) нового поколения.
В программу входят разработка и испытания демонстраторов, максимально приближенных к будущим серийным решениям.
И «Стриж» – ключевой из них, так как должен подтвердить работоспособность основных систем и аэродинамических решений.
Разговор о полномасштабном прототипе возможен лишь после 2035 года, когда силовая установка и бортовые комплексы достигнут нужного уровня готовности.
Дополнительным барьером остается отсутствие норм по допустимому уровню звукового удара над сушей – их сформируют только после проведения испытаний «Стрижа».
При этом отечественные авиакомпании уже проявляют интерес к российским сверхзвуковым пассажирским самолетам, и в перспективе их парк может насчитывать десятки машин, о чем ТАСС сообщили в НИЦ им. Жуковского.
В институте заявили: «Интерес к такому самолету, безусловно, есть. По результатам проведенных исследований можно говорить о парке в несколько десятков СГС (сверхзвуковых гражданских самолетов) для выполнения коммерческих рейсов на внутрироссийских авиалиниях, а также использования СГС в сегментах бизнес- и специальной авиации».
В институте также отметили, что аналогичные тренды наблюдаются и за рубежом: «Планируется, что основной пассажиропоток будет формироваться из пассажиров, летающих в настоящее время на дозвуковых самолетах бизнес- и первым классом. Соответственно, и пассажировместимость будущих СГС существенно меньше, чем у дозвуковых пассажирских магистральных самолетов».
P.S. Тема суперсоников сегмента бизнес-жет, действительно, выступает одним из ярких трендов в современной авиации, но пока что дело ограничивается летными демонстраторами, а до реальной серии даже в США еще далеко. Впрочем, этот не повод сидеть сложа руки, однако, и выделить требуемые разработчиками средства при нынешнем напряженном бюджете авиастроительной отрасли, думается, будет весьма сложно.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
Отечественная малая авиация хочет получить до пяти моделей новых отечественных самолетов, рассчитанных на перевозку до 9 пассажиров на расстояние до 600 км
ОДК успешно завершило цикл сертификационных испытаний винта АВ-112-114 – ключевой детали отечественного турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ-01 для самолета Ил-114-300