Honda и Nissan окончательно расторгли меморандум о слиянии
13 февраля 2025
В единый суперконцерн Хонда и Ниссан уже не сольются, но электромобильный альянс сохранят
Александр Климнов, фото Reuters
В декабре прошлого года компании Nissan и Honda объявили о подписании меморандума о взаимопонимании, который был направлен на создание к 2026 году альянса, в который также была включена компания Mitsubishi Motors. так как 24,5% ее акций принадлежит «Ниссану».
Однако уже в январе начали циркулировать слухи о том, что стороны не могут прийти к взаимовыгодным условиям и сделка не состоится.
И вот теперь эта информация подтверждена официально.
Радости на лицах руководителей трех крупнейших японских автопроизводителей после объявления об их слиянии не наблюдалось
Все три стороны опубликовали заявление об аннулировании меморандума и отмене планов.
Главной причиной размолвки, естественно, стал конфликт интересов.
Первоначальный план подразумевал создание равноправного СП, под «зонтик» которого должны были перейти компании Honda и Nissan.
Однако их финансовое положение слишком сильно различается.
Согласно свежим отчетам, Honda показала в III квартале 2024 финансового года рост операционной прибыли на 5% (до 397 млрд иен), тогда как у Nissan за этот же период операционная прибыль упала более чем в семь раз (до 64 млрд иен)!
Рыночная капитализация Хонды (7,5 трлн иен) сейчас в пять раз превышает капитализацию Ниссана.
Есетственно, что в компании Honda Motor настаивали на иной форме объединения: Nissan Motor должен был стать ее дочерней структурой.
Однако, такие перспективы вторую сторону не устроили (не для того они «свистопляску» вокруг бывшего президента Карлоса Гона устраивали, что бы вместо французского господина получить себе местного хозяина – авт.).
В результате после длительных переговоров между советами директоров было принято решение отменить слияние.
Формально оно объясняется необходимостью «повышения оперативности принятия решений и реализации управленческих мер» в условиях нестабильного рынка и надвигающейся эры электрификации автомобилей.
Впрочем, партнеры все же намерены сохранить свой электромобильный альянс, образованный в августе прошлого года, так что сотрудничество Honda и Nissan в другой форме все же состоится.
После сообщения о разрыве сделки компания Nissan поспешила обнародовать свой новый антикризисный план на 2026 финансовый год (в Японии он начнется 1 апреля 2025 года).
Главная повестка – сокращение расходов на 400 млрд иен ($2,6 млрд).
Из них 200 млрд иен планируется сэкономить на общих и административных расходах, еще 100 млрд Nissan намерен выгадать на реструктуризации производственной базы, а 30 млрд иен – на оптимизации разработки новых моделей.
Разумеется, не обойдется без снижения производственных мощностей с нынешних 5 млн до 4 млн автомобилей в год. Все эти меры приведут к сокращению 6500 рабочих мест только в США и Таиланде, плюс уже идут сокращения в Китае.
Так, Nissan уже объявил о закрытии трех заводов в ближайшие два года, сокращении смен на заводах в США, и урезании руководящих должностей на 20%.
Кроме того, никуда не делись поиски нового партнера-инвестора, готового спасти японского автопроизводителя, но не поглощая его.
Ниссан уже возобновил переговоры с тайваньским электронным гигантом Foxconn: об этом на днях рассказал его глава Янг Лю, подчеркнув, что Foxconn стремится к партнерству с японским автопроизводителем, а не к его поглощению.
Главным направлением сотрудничества должны стать электромобили, тем более что соответствующее подразделение в компании Foxconn возглавляет выходец из Ниссана Дзюн Секи.
P.S. Как и следовало ожидать – план Токио по принудительному слиянию Хонды с Ниссаном не прошел – в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань. Посмотрим, сможет ли теперь Ниссан избежать участи «Титаника»…
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.