Российский автопром – производство или импорт?

Российский автопром – производство или импорт?

24 января 2023


По какому пути пойдет развитие российского автопрома, а также какую стратегию предпочтут китайские производители в отношении рынка РФ?


автор

Александр Климнов, фото МАЗ «Москвич»


По данным маркетингового агентства НАПИ в 2022 году легковые автомобили, произведенные в РФ, составили меньше трех четвертей рынка новых машин. По итогам прошлого года доля таких автомобилей сократилась на 8,7%.

Вполне предсказуемо выросла доля автомобилей китайского производства, а также автомобилей казахстанского и белорусского производства (зарубежных марок – авт.).
Если доля легковых автомобилей белорусского производства выросла за счет того, что продажи этих машин просели не так сильно, как рынок в целом (–22,5% против –53,3%), то продажи автомобилей, произведенных в Казахстане и в Китае, выросли в 2022 году на 147,4% и 36,1% соответственно. Всего в прошлом году было продано 13,7 тыс. автомобилей Казахстанского происхождения и 72,9 тыс. автомобилей производсьва Поднебесной.
tab1.jpg
tab2.jpg
Из Казахстана в Россию в основном везли такие марки как Hyundai, KIA, Chevrolet и JAC. На долю этих брендов пришлось 99,9% от всех поставок автомобилей казахстанского производства. Самыми продаваемыми автомобилями стали Hyundai Tucson (2,6 тыс. за прошлый год), KIA Sportage (1,8 тыс.), Hyundai Santa Fe (1,1 тыс.).

Из Республики Беларусь ожидаемо везли автомобили Geely, за прошлый год их было продано в России 17,4 тыс. Всего же в России было продано 27,3 тыс. автомобилей Geely. Таким образом, большая часть проданных в прошлом году автомобилей бренда Geely – белорусского производства (63,7%), на долю машин из Китая пришлось только 36,3%.

В 2022 году КНР поставлял в Россию произведенные на его территории автомобили не только местных, но и европейских, американских и японских брендов, а всего за прошлый год в России было продано 2,6 тыс. автомобилей таких «мировых» брендов. Например, в сентябре–декабре достаточно хорошими темпами росли поставки автомобилей Volkswagen китайского производства, хотя объем продаж в физических единицах пока небольшой – всего 0,5 тыс. «китайских Фольксвагенов» за весь 2022 год.
tab3.jpg
Что касается автомобилей бренда Haval, то с августа в России развернулись продажи машин, привезенных из Китая. Пока число таких автомобилей относительно невелико – 1,4 тыс. за весь 2022 год, но объемы поставок ежемесячно росли. По итогам 2022 года в структуре продаж новых автомобилей Haval доминируют машины российского производства – 96%, однако, в декабре доля «российских» «Хэйвелов» была уже меньше – 81%.

Итак, в то время как производство автомобилей в нашей страну сократилось, наши ближайшие соседи – Беларусь, Казахстан наращивают объемы поставок в РФ, в т.ч. ушедших из России брендов.

Кроме того, разворачивается импорт автомобилей европейских, американских, японских брендов китайского производства, а также рост параллельного импорта автомобилей, произведенных в Германии, Японии и т.д. Так в декабре прошлого года было продано 13 тыс. машин, произведенных не в России и не в Китае.
tab4.jpg
На взгляд экспертов НАПИ подобная ситуация представляет угрозу для восстановления производства в России, в т.ч. и для новых проектов (МАЗ «Москвич», Evolute и др.).
Так как в Казахстане производится широкая линейка легковых автомобилей недоступных в России, то при расширении поставок автомобилей из этой сопредельной страны часть потребителей вполне может предпочесть привычные бренды российским и совместным российско-китайским.

У китайских производителей намечаются несколько вариантов работы на российском рынке:
1) наращивание прямого экспорта в РФ из КНР автомобилей китайских брендов;
2) наращивание импорта автомобилей китайских брендов из соседних стран, т.е. Беларуси и Казахстана;
3) наращивание производства в России автомобилей китайских брендов, но пока этим занимается только Haval;
4) расширение производства в России в кооперации с российскими партнерами по примеру проектов МАЗ «Москвич», Evolute и проч.;
5) расширение поставок автомобилей некитайских брендов, произведенных в КНР.

Скорее всего различные автопроизводители из КНР будут комбинировать все вышеперечисленные стратегии в зависимости от политической, эпидемиологической ситуации, насыщенности внутреннего китайского рынка, условий работы на российском рынке (участие в программах господдержки, госзакупках, других преференций для локально произведенных автомобилей).

Таким образом, наступивший год будет не простым для восстановления автомобильного производства в России.

P.S. Конечно, отечественные производители понимают риски слишком сильного и многопланового проникновения на российский рынок и в российский автопром, производителей, пусть и дружественной, но все же вполне себе на уме державы. Отсюда, например, и недавнее предложение АВТОВАЗа по повышению утилизационного сбора, с его привязкой к уровню локализации…

P.P.S. Тем не менее, для российских автомобилистов ситуация с различными вариантами наполнения национального рынка, пока все же более благоприятна, чем, если бы на нем были только пара-тройка отечественных и совместных производителей – здесь, думается, как раз государство должно точно выстроить взаимоприемлемый баланс интересов между отечественными производителями и покупателями ТС, ведь как гласит пословица – птицу надо держать достаточно крепко, чтобы не улетела, но и не придушить…

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

За три квартала 2025 года с конвейеров российских автозаводов сошло 695 тысяч автомобилей

За три квартала 2025 года с конвейеров российских автозаводов сошло 695 тысяч автомобилей

В России за три квартала 2025 года производство легковых автомобилей снизилось на 2,7%, LCV – на 33%, грузовиков и автобусов – на 30%

03.11.2025

Бывший глава Stellantis предрекает мировому автопрому азиатское иго

Бывший глава Stellantis предрекает мировому автопрому азиатское иго

Карлос Таварес предрекает распад концерна Stellantis, выход Tesla из автомобильного бизнеса и вообще полный переформат европейского и мирового автопрома под руководством азиатских брендов

01.11.2025

Вице-премьер Денис Мантуров утверждает что почти все автозаводы в России перезапущены

Вице-премьер Денис Мантуров утверждает что почти все автозаводы в России перезапущены

В РФ перезапущены 11 остановленных автозаводов «российских иномарок», а скоро запустят и 2 последние площадки

31.10.2025

Автомобильное производство на бывшем заводе General Motors в Шушарах возобновят в 2026 году

Автомобильное производство на бывшем заводе General Motors в Шушарах возобновят в 2026 году

Производство автомобилей по полному циклу на бывшей площадке GM и Hyundai  по Питером начнется в 2026 году

30.10.2025

Эмблема Opel может засиять на китайских электромобилях Leapmotor

Эмблема Opel может засиять на китайских электромобилях Leapmotor

Модели китайского производителя Leapmotor, собираемые в Испании могут выйти на рынок Европы под брендом Opel

29.10.2025

Китайский автопром нацелился к 2040 году на 80-процентную долю электромобилей и автопилоты 4-го уровня автономности

Китайский автопром нацелился к 2040 году на 80-процентную долю электромобилей и автопилоты 4-го уровня автономности

Китай надеется с помощью инноваций стать в ближайшие 15 лет лидером мирового автопрома

24.10.2025

Volkswagen приостанавливает производство из-за дефицита полупроводников Nexperia

Volkswagen приостанавливает производство из-за дефицита полупроводников Nexperia

Европейский автопром может остановиться в ближайшие недели из-за запрета на поставки китайских полупроводников Nexperia

23.10.2025

Возврат к списку

Нажимая кнопку «Принимаю» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie.