Давно прогнозировавшийся выкуп АВТОВАЗом СП с GM состоялся!
Александр Климнов, фото автора, И.Горфина, autowp.ru, chevrolet-niva.ru
Сегодня пришло настолько давно ожидавшееся, что даже неожиданное сообщение о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) все же одобрила выкуп АВТОВАЗом доли у американского концерна General Motors в их совместном предприятии GM-АВТОВАЗ в г.Тольятти.
Пока что стороны владеют акциями СП в соотношении 50:50. Финансовые подробности сделки пока что не разглашаются, но уже известно, что в скором времени СП GM-АВТОВАЗ пройдет процедуру ребрендинга. При этом никаких изменений для сотрудников обеих фирм не планируется. Ныне действующие контракты с поставщиками и дилерскими центрами бренда «NIVA» останутся неизменными в течение переходного периода.
Президент Ив Каракатзанис сказал: «Я благодарен нашим партнерам из GM за более чем 18-летнее плодотворное сотрудничество. В рамках соглашения АВТОВАЗ получит второй классический внедорожник в линейке… Niva органично дополнит легендарный 4х4 и поддержит дальнейшее развитие АВТОВАЗа».
Весьма существенным представляется, то что вместе с самим совместным производством АВТОВАЗ возвращает себе и утерянный было бренд Niva (и «Нива» тож – авт.), запроданный американскому концерну фактически за бесценок еще на заре основания совместного производства в 2001-м. Пока что на предприятии сохранится выпуск внедорожников под обозначением Chevrolet Niva, но в ближайшей перспективе внедорожник также пройдет обратный ребрендинг в LADA.
В результате в линейке АВТОВАЗа окажутся оба родственных по конструкции внедорожника – классическая LADA 4х4 (до сих пор называемая в народе «старая Нива» – авт.) и бывшая совместная Niva (теперь видимо LADA Niva при том, что ее базовый отраслевой индекс, очевидно, итак не поменяется – ВАЗ-21236).
Пока же точные сроки ребрендинга еще не названы.
Справка: совместное предприятие «ДжиЭм – АвтоВАЗ» было основано в 2001 году и кроме Chevrolet Niva, недолго (менее четырех лет) выпускало седаны Chevrolet Viva, представлявшие собой бейджинжиниринговую версию модели Opel Astra G. Из-за чрезмерно высокой цены Viva потерпела рыночную неудачу. В 2014-м СП приступидо к разработке внедорожника Chevrolet Niva II, но до серийного производства модель не дошла. Кроме того, даже на плановую мощность (98 тыс. автомобилей в год) завод GM-АВТОВАЗ выйти оказался не в состоянии (отнюдь не по в ине АВТОВАЗа – авт.) – рекорд годовой производительсности был поставлен в 2012 году, когда с конвейера СП сошел 62 981 внедорожник, после чего производство только падало из года в год (так за 9 месяцев 2019 года по данным «АСМ-холдинг» произведено только 11 518 ед. Chevrolet Niva, что на 23,5% меньше, чем за аналогичный период 2018-го – авт.).
P.S. Такой итоговый расклад как бы предопределялся самим движением GM с российского рынка, начавшимся еще со сворачивания деятельности брендов Chevrolet и Opel (тогда еще принадлежавшим GM) в 2015 году.
Когда после показа прототипа Chevy Niva II на ММАС-2014, вскоре последовал отказ Детройта от его внедрения в серию, стало понятно, что окончательный уход GM из России – только вопрос времени. В развитие серийной модели Niva за последовавшие почти пять лет практически ничего не вкладывалось, так что АВТОВАЗу оставалось только дождаться, когда заокеанский партнер захочет сам избавиться от доли в СП.
Впрочем, АВТОВАЗ ничего этакого «ультрасовременного» в производственном плане от данного завода образца еще начала 2000-х и не получит. Очевидно также и то, что такой полный отказ от российского рынка происходит в преддверии нового раунда антироссийских санкций (кстати, 4-летний запрет WADA на выступления наших спортсменов в Олимпиадах и Чемпионатах здесь только первый, но характерный «звонок») поэтому и «Группе ГАЗ» американский конгресс (вот где Вашингтон и где Нижний Новгород?!) дал пока полугодовую отсрочку – чтобы американские инвесторы успели вывести свои капиталы.
Как теперь изменится судьба проекта «Нива-2» гадать пока рано, но очевидно, что в условиях поглощения основного конкурента у АВТОВАЗа больше не будет причины отказываться от перехода на платформу с поперечным двигателем (концепт LADA 4x4 Vision), хотя на отечественном рынке все же остается спрос и на классическую «Ниву», которую, думается, вполне можно было бы сохранить на основе наработок по второму поколению Cherolet Niva II.
Кстати, неясна теперь также стала судьба модели LADA 4x4 5-dr, т.е. ВАЗ-2131, которая теперь оказывается в прямой внутренней конкуренции с LADA Niva. И все же даже у таких схожих по агрегатам моделей имеются собственные сегменты потребителей и было бы жалко, если бы «31-я», наконец, добравшись до нормальной конвейерной сборки, до времени пала бы жертвой внутрикорпоративного каннибализма.
P.P.S. Вспоминается кампания в СМИ (включая наши издания «Внедорожник» и «Автомобили мира») давнего уже 2003 года по защите производства старой «Нивы», когда «на голубом глазу» представители американской стороны категорически настаивали на сворачивании ее выпуска на основании того, что де новая Chevrolet Niva лучше: «Ведь она же новая», – недоумевал тогдашний американский президент СП, откровенно лукавя, ведь в момент запуска Chevy Niva ее розничная цена в рублях была как раз вдвое выше, чем у ВАЗ-21214 «Нива», что полностью разводило потребительскую аудиторию этих моделей на рынке. Тогдашнее руководство АВТОВАЗа чуть-чуть не уступило заокеанскому напору и не прирезало «курицу несущую почти что золотые яйца», но вовремя одумалось и сохранило выпуск старой модели «до выхода СП на проектные мощности» как тогда казалось временно, но наша практика показывает, что именно временное у нас и есть наиболее долговечное. Так что теперь я бы первым делом даже не Chevy Niva «переребрендил» в LADA, а параллельно с новой модернизацией вернул бы название «Нива» на нынешнюю модель 4х4 – это был бы крайне знаковый маркетинговый ход! Тем не менее, поздравляю всех российских автомобилистов с возвращением в родные стены (на родную почву) самого известного и любимого отечественного бренда «Нива»!