КАМАЗ показал карьерный самосвал-беспилотник «Юпитер-30»
27 июня 2022
НТЦ КАМАЗа совместно с «Бауманкой» разработали карьерный 30-тонный автономный самосвал-челнок КАМАЗ-6559 «Юпитер-30» вообще без водительской кабины
Александр Климнов, фото КАМАЗ
Конструкторы Научно-технического центра ПАО «КАМАЗ» разработали автономный самосвал КАМАЗ-6559 «Юпитер 30» для работы в карьерах по безлюдной технологии.
Самосвал-беспилотник, разрабатывается совместно со специалистами МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках проекта «Создание семейства электромеханических беспилотных автомобилей-самосвалов большой грузоподъемности в интересах добывающих отраслей промышленности РФ» – он стал продолжением КАМАЗ-овской линейки карьерных самосвалов.
Беспилотный КАМАЗ-6559, получивший собственное имя «Юпитер 30», создан для перевозки разрыхленной горной массы или руды по т.н. «безлюдной» технологии, т.е. вообще без присутствия людей в опасной зоне работы большегрузных машин и экскаваторов. В связи с этим в конструкции самосвала водительская кабина отсутствует в принципе.
Главный конструктор инновационных автомобилей Научно-технического центра ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко рассказывает: «Юпитер» изначально проектировался как автономное транспортное средство для работы в карьере. Он оснащен всей необходимой аппаратурой. В нем установлены специальные, защищенные от пыли, грязи, влаги и вибраций видеокамеры, 2D- и 3D-лидары, ультразвуковые датчики, радары. Также имеются GSM-антенны и GPS/ГЛОНАСС навигация. Оба моста у него поворотные, за счет чего автомобиль обладает хорошей маневренностью».
Самосвал с колесной формулой 4х4 оснащен гибридной трансмиссией по последовательной схеме, с буферными батареями для рекуперации энергии при торможениях и движении вниз по серпантинам карьеров. Также для улучшения эксплуатационных характеристик на самосвале реализован челночный режим движения.
Машина после загрузки без разворотов едет на место разгрузки и, там также без разворотов разгрузившись, едет в обратном направлении, чтобы без маневров встать под новую погрузку. Все это позволяет получить экономию топлива, сокращение времени цикла работы самосвала и увеличивает его эффективность.
Автономный автомобиль оснащен рядным 6-цилиндровым дизелем КАМАЗ-910.12-450 рабочим объемом 11,9 л. Двигатель приводит в действие электрический генератор, который дает энергию для тягового электродвигателя и заряжает тяговые аккумуляторные батареи. Полный привод при отсутствии раздаточной коробки осуществлен благодаря применению в самосвале двух тяговых электродвигателей – по одному на каждый мост.
Габариты самосвала: длина – 8769 мм, ширина – 2709 мм, высота – 3499 мм. Снаряженная масса машины – 23 т, оба моста (передний и задний) рассчитаны на одинаковую нагрузку – до 25 т на каждый. Роботрак способен перевозить груз объемом 21,5 м3 массой до 30 т в полностью автоматическом, либо дистанционном режиме. При этом максимальная скорость его движения ограничена 56 км/ч.
Самосвальная платформа с днищем и боковинами из специальной стали увеличенной толщины используется для перевозки добываемой руды или вскрышных пород. Проблема с примерзанием мокрого грунта в зимнее время решена за счет наличия системы обогрева платформы отработавшими газами от двигателя.
Сергей Назаренко так же добавил: «Юпитер 30» – абсолютная новинка и мировая премьера. Это первый образец новой линейки жесткорамных камазовских карьерных самосвалов семейства «Юпитер». Следующие модели будут более грузоподъемными, их разработкой компания будет заниматься в течение следующих лет».
В настоящее время специалисты ПАО «КАМАЗ» и МГТУ им. Н. Э. Баумана ведут работы по настройке всех систем автомобиля. После полигонных испытаний в Научно-техническом центре «КАМАЗа» самосвал будет передан холдинговой компании «СДС-Уголь» для опытной эксплуатации в разрезе «Черниговский» (Кемеровская область).
P.S. Работы над беспилотникамиКАМАЗначал еще несколько лет назад, а теперь они распространились и на карьерные самосвалы, что вполне логично, ведь именно карьерные работы наиболее пригодны для внедрения полностью безлюдных технологий (работа в карьерах наиболее опасная и вредна для здоровья людей). И хотя санкции на поставку электронных компонентов и осложняют работу, но отечественные ученые и производственники стараются сделать все возможное по локализации компонентной базы и софта. Возможно, им это и удастся…
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка