Мировой прогноз по беспилотникам неизбежно выводит на «Экономику пассажиров»
12 июля 2019
Россия не приспособлена к массовому внедрению робокаров, а Индия их вообще запретила
Александр Климнов, фото bespilot.com
Интернет-издание «Компьютерра» приводит интересные факты из прогноза Json & Partners, в свою очередь основанного на данных таких известных мировых компаний как JP Морган, Статиста, PWC, HIS, BCG, BI Intelligence, GSMA и проч.
Рынок беспилотных технологий все еще находится в стадии зарождения, однако развитие робокаров и периферийных сервисов происходит достаточно стремительно (так что даже законодательство не успевает – авт.). Эксперты уверены, что к 2028 году объем рынка роботизированных автомобилей составит как минимум $42 млрд, при этом доля робокаров на мировом рынке достигнет 13%.
Абсолютное большинство международных ИТ-корпораций и ведущих автопроизводителей уже представили общественности прототипы автономных транспортных средств (преимущенственно легковых робокаров и шаттлов – авт.), а законодательство некоторых стран внесло соответствующие изменения для допуска беспилотников на общественные дороги. Так, что прогнозы по робокарам уже переходят из области околофантастических в реально значимые как для бизнеса, так и рядовых потребителей.
Так ежегодный объем продаж беспилотников должен к 2035 году составить порядка 30,4 млн робокаров, причем, его статистически заметный рост стартует с 2025 года. Именно на данный период большинство автоконцернов и анонсировали запуск робомобилей 3-го класса автономности в массовое производство.
Масковская Tesla будет доминировать на рынке беспилотников лишь до 2020 года, т.е. ровно до тех пор, пока в «большую игру» не вступят основные мировые производители, включая, естественно, Toyota Motor, GM, Volkswagen Group, Daimler AG, Renault-Nissan-Mitsubishi и проч. Отсюда появится здоровая конкуренция, которая должна по идее достаточно быстро привести к падению цен на беспилотные технологии и сами робокары (которые к тому же практически на 100% будут электромобилями, ну, или в крайнем случае гибридами – авт.).
Годовой объем рынка робокаров увеличится до $364,8 млрд уже к 2035 году. При этом эксперты в один голос твердят, что лидером на нем станет именно Китай (ну да, цена человеческой жизни в 1,4-миллиардной авторитарной стране достаточно низка для отработки любых робототехнологий – а польза на выходе, пардон, будет всему человечеству – авт.). По прогнозам именно КНР захватит треть от мирового рынка робокаров (добавим сюда еще военную, дорожно-строительную, складскую и прочую наземную технику, а также водный и железнодорожный транспорт – авт.). Соответственно США окажутся только на втором месте с 26% рынка (если, конечно, не задавят технологически КНР в торговых войнах – авт.), а третье место уверенно закрепит за собой Европа с 21% (вот здесь, думается, прогнозы недооценивают тот фактор, что именно интеллектуальный потенциал Старого света еще вполне силен, но вот сохранится ли такое положение в результате торговых войн, пока не ясно – авт.).
Автономное вождение 3-го уровня реально выйдет на рынок уже в 2021 году, а далее оптимистичные эксперты считают, что практически сразу на рынке окажутся и робомобили 4-го уровня, соответственно, позволяющие ТС передвигаться без участия человека, где водитель станет пассажиром (однако, с юридической ответственностью за результат развязки аварийных дорожных ситуаций, где должен будет страховать искусственный интеллект (ИИ) робокара – авт.).
В нынешнюю шестилетку (2018–2023 гг.) автономные ТС используются в ограниченных количествах в «тепличных» условиях, т.е. в «продвинутых» в цифровом плане мегаполисах. Пока что ИИ серьезно ограничен в своих возможностях предугадывания чрезвычайных ситуаций, плюс еще не утвержден «моральный кодекс» для разработчиков робокаров (проще говоря, законодательно не урегулирован принципиальный вопрос, а кого, собственно, может давить робокар: бегущего на красный пионера или переходящего на зеленый пенсионера, etc. – авт.).
Разработчики беспилотников уже сталкиваются с юридическими, информационными и технологическими препятствиями в большинстве стран. Пока что самые благоприятные условия создаются в США, в Китае и в Европе. Рейтинг же России – один из самых низких среди стран «не третьего мира», и ей потребуется ускорение, прежде всего, в области адаптации законодательства к реалиям цифровой эры.
При этом влияние автономного транспорта на экономику, сперва мегаполисов и городов вообще, а затем и национальных экономик в целом, проявится уже к 2022–2023 гг. В плюсен здесь будет существенное снижение напряженности трафика и уменьшение пробок. Однако страны с высокой безработицей (они же как правило отличаются и низким душевым ВВП) испытают на себе все «прелести» автоматизации. Например, уже сегодня Индия подстраховалась, введя строгий запрет на автономное вождение, что, по идее должно сохранить рабочие места в сфере автоперевозок и в будущем (по-моему, это «страусиная» позиция – робокары и роборикши все равно придут и в Индостан, но население заплатит за технологическое отставание страны еще дороже – авт.).
Автономные машины категорически нуждаются в высокоскоростном подключении к сети (не ниже 5G – авт.), так как они будут генерировать нереальные для наших дней объемы трафика. Отсюда сотни миллиардов (в любых валютах) пойдут на коренное обновление существующих ИТ-коммуникаций, а вот смогут ли более бедные и неповоротливые страны, не исключая и Россию, вовремя проскочить в новую информационно-технологическую эпоху, еще большой вопрос.
Согласно исследованию компаний Intel и Strategy Analytics, водители (в странах «золотого миллиарда» надо понимать – авт.) будут активно пересаживаться на автономные машины сразу после начал их массового производства. В свою очередь это вырастет в новый феномен 21 века под названием «Экономика пассажиров», ведь ее объем вырастет до $7 триллионов (!) к 2050 году (до которого, каких-то 30 лет осталось – авт.).
P.S. Восточный мудрец Насреддин, помнится, обещал шаху научить за 10 лет ишака разговаривать, исходя из жизненной сентенции: 10 лет срок немалый – или ишак издохнет, или шах умрет. У Запада (США и ЕС, да и Япония прежде всего) зуд насчет беспилотников в первую очередь из-за недостатка кадров водителей-профессионалов (в США не хватает свыше 100 тыс. дальнобойщиков, а только в Германии – 30 тыс. водителей грузовиков). В таких условиях и на «полуроботраки», т.е. автопоезда с электронной сцепкой, следующие за автофурой-лидером согласишься – лишь бы снять остроту проблемы. А там, глядишь, и от таксистов-гастарбайтеров можно будет избавиться.
Загрузка