Главная
Следующее десятилетие автономных транспортных средств: кто, что, где, когда и почему?

Следующее десятилетие автономных транспортных средств: кто, что, где, когда и почему?

Следующее десятилетие автономных транспортных средств: кто, что, где, когда и почему?

21 Февраля 2020


Нынешнее десятилетие станет таким же непредсказуемыми для робокаров как и предыдущее


автор

Александр Климнов, фото Р.Яблонского 


Адвокат по делам рекламаций к автомобильной промышленности и производителям комплектующих Джесси С. Халфон из юридической фирмы Dykema в Энн-Арборе, штат Мичиган опубликовал на портале Automotive News свое видение ряда технологических, правовых и социальных проблем, которые неизбежно встанут перед автономными транспортными средствами уже в ближайшие годы. 

Так Джесси С. Халфон пишет: «Следующее десятилетие развития автономных транспортных средств окажется таким же непредсказуемым, как и предыдущее. Автомобильной промышленности придется столкнуться с некоторыми фундаментальными вопросами».

Основоположник современной компьютерной отрасли Билл Гейтс говорил: «Мы всегда переоцениваем изменения, которые произойдут в ближайшие два года, и недооцениваем изменения, которые произойдут в следующие 10 лет». 

Еще в 2010 году автомобили с автономным вождением (т.н. «робокары» – авт.) еще отнюдь не были в центре внимания большинства автолюбителей и технологов отрасли.

Но к концу 2019 года автономные и полуавтономные, а также подключенные транспортные средства стали отраслью с оборотом в миллиард долларов, которая к тому же успела пережить волны ажиотажа и разочарований.

Следующее десятилетие развития автономных транспортных средств окажется таким же непредсказуемым, как и предыдущее. При составлении карты этой terra incognita автомобильной промышленности придется столкнуться с некоторыми фундаментальными вопросами.

КТО выиграет от использования автономных транспортных средств? Теоретически технология автономного вождения может применяться на любом транспортном средстве – легковым автомобилях, такси, грузовиках и автобусах. В действительности, новые технологии, как правило, стоят дороже и первоначально используются лишь немногими избранными.

В обозримом будущем стоимость производства и обслуживания автомобилей с автоматизированным вождением будет оставаться дорогой. Некоторые аналитики выражают обеспокоенность тем, что автономные транспортные средства слишком долго будут доступны только для ограниченного количества обеспеченных людей, которые смогут позволить себе приобретение личного робокара или пользование роботизированными такси.

С другой стороны, некоторые энтузиасты утверждают, что автомобили с автоматизированным вождением лучше всего подходят для обслуживания социально уязвимых групп населения, такие как слепые или инвалиды – тех людей, которые ранее были отстранены от личного автомобиля из-за своей неспособности им управлять. Точно так же автономные транспортные средства были бы чрезвычайно полезны для стареющих слоев населения, которые вполне могут предпочесть личный робокар или роботакси частному «человекоуправляемому» автомобилю. Автономные транспортные средства могут стать технологией социальной трансформации или они просто превратятся в еще в один престижный гаджет для богатых людей.

КАКОЙ будет реакция на первый серьезный инцидент хакерского взлома робокара? На сегодняшний день пока еще не было никаких злонамеренных кибератак, которые поставили бы под угрозу безопасность автономного или управляемого человеком транспортного средства. Самым известным инцидентом с кибербезопасностью ТС была пранкерская атака хакеров, которые смогли дистанционно взять под контроль управление автомобилем Jeep Cherokee, используя уязвимость в его системе Uconnect. После этого случая данная уязвимость была быстро исправлена.

Известие о том, что автопилот Uber самостоятельно управлял автомобилем, который насмерть сбил пешехода, потрясли индустрию автономных ТС до основания, заставив пересмотреть не только программу автономного вождения Uber, но и побудив другие компании пересмотреть свой подход к тестированию в условиях реального движения. Любой инцидент с хакерским взломом автопилота, который привел бы к автокатастрофе, может вызвать гораздо более негативную реакцию со стороны общественного мнения и со стороны законодателей. Если индустрии автономных транспортных средств удастся завоевать доверие потребителей, то кибербезопасность должна будет поддерживать практически идеальную неуязвимость.

КОГДА автономные транспортные средства станут главными на дорогах? Если коммерческие приложения будут первоначальным целевым рынком для автоматизированных транспортных средств, то они смогут работать главным образом на закрытых территориях, где движение ограничено и где их полезность для доставки товаров может быть максимизирована. Ночное вождение приводит к гораздо большему количеству аварий, чем дневное, а вот робомобили не будут страдать от сонливости или усталости, а датчики, такие как лидар, позволят автономным транспортным средствам надежнее справляться с опасностями при плохой видимости, чем людям.

В то время как онлайн-торговля продолжает расти во всех секторах розничной торговли, наша дорожная система будет испытывать все большие трудности с трафиком обычных фургонов и грузовиков. Количество транспортных средств, которые сможет выдержать наша нынешняя инфраструктура, ограничено. Одним из решений могло бы стать специализация использования парка автономных грузовых автомобилей для перевозки грузов по нашим автомагистралям в ночное время, а в дневное время пока что сохранилось бы вождение людьми.

ГДЕ будут наиболее широко применены автономные транспортные средства? В настоящее время компании, занимающиеся разработкой автономного вождения автомобилей, сосредоточили свои практические испытания в городах, предполагая, что робокары заменят такси, в частности, это такие компании как Uber и Lyft. Тем не менее, городские районы с плотной застройкой считаются наиболее сложной средой для безопасной навигации автономного вождения автомобилей. Кроме того, в крупных городах есть и другие потенциальные транспортные решения – от традиционных автобусов (электробусов), метро и поездов до услуг «новой мобильности», таких как прокатные велосипеды и скутеры.

Вместо этого есть веские основания утверждать, что робокары более подходят для пригородных и междугородных трасс. Автономные транспортные средства превосходно передвигаются по специально оборудованным качественным дорогам и дорожным развязкам, таким как имеющиеся в большей части пригородов. Но и смертность на дорогах наиболее высока именно на пригородных и междугородных автострадах с высокими скоростями. В то время как автономные транспортные средства создаются и испытываются в городах на пространстве от Детройта до Сан-Франциско, в будущем это могут быть пригороды, которые станут вполне безопасным убежищем для опытных автомобилей с автоматическим управлением. 

ПОЧЕМУ мы должны заботиться о развитии автономных транспортных средствах, когда по ним остается так много неопределенности? Житейский здравый смысл говорит нам, что даже самые передовые компании, специализирующиеся на автономных транспортных средствах, еще не готовы к их широкому распространению. Когда речь идет о технологии роботизированного вождения, то безопасности только на 99% явно недостаточно.
Помимо проблем дорожной безопасности, автономные транспортные средства будут сталкиваться с другими социальными, культурными и экономическими проблемами. Например, водители коммерческих транспортных средств, таких как такси, автобусы и грузовики, в реальности делают гораздо большую работу, чем просто осуществляют процесс вождения. Так, водители автобусов собирают плату за проезд, помогают людям с ограниченными возможностями и реагируют на чрезвычайные ситуации (водители спецавтотранспорта зачастую еще и операторы их специальных надстроек – авт.). Автономные и подключенные транспортные средства столкнутся со многими сопутствующими проблемами, связанными с транспортным процессом, помимо простой навигации по дорогам.

Несмотря на эти неопределенности, автомобили с автоматизированным вождением несут обществу огромные надежды на сокращение жертв ДТП и повышение социального благосостояния. Как и в случае с другими новыми социальными технологиями, у нас мало ответов на вопросы о том, что именно ждет в будущем автономные и подключенные транспортные средства. Для решения предстоящих проблем автопроизводители, градостроители и законодатели должны выстраивать правильное целеполагание, в чем им должно помогать все общество.


Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В Пекине активно расширяют зону тестирования беспилотников

В Пекине активно расширяют зону тестирования беспилотников

В столице Китая открыли еще 215 километров городских дорог для тестирования беспилотных автомобилей

07.07.2020

Первым серийным беспилотным шаттлом в мире стал Донфенг Шэринг-ВАН 1.0 Плюс

Первым серийным беспилотным шаттлом в мире стал Донфенг Шэринг-ВАН 1.0 Плюс

В Китае запустили в серию беспилотник 4 уровня автономности с технологией 5G

06.07.2020

БМВ и Мерседес разорвали альянс по развитию беспилотников

БМВ и Мерседес разорвали альянс по развитию беспилотников

Распался альянс по созданию робокаров двух ведущих немецких компаний

22.06.2020

Яндекс вывел на дороги четвертое поколение беспилотников

Яндекс вывел на дороги четвертое поколение беспилотников

Суммарный пробег беспилотных прототипов «Яндекса», превысив 5 млн километров, стал 2-м в мире

03.06.2020

Автономность – вызовы и перспективы

Автономность – вызовы и перспективы

Новое исследование аналитического агентства IHS Markit показало вызовы и преимущества автономности

01.04.2020

Тойота инвестирует $0,4 миллиарда в китайский стартап беспилотников

Тойота инвестирует $0,4 миллиарда в китайский стартап беспилотников

Toyota Motor вложила $400 млн в китайский стартап беспилотников Pony.ai

26.02.2020

Возврат к списку