Берлинский эксперимент по ограничению скорости на центральных улицах 30 км/ч признан «неоднозначным»
14 февраля 2020
Сенат Берлина подвел спорные итоги ограничения скорости на улицах 30-ю километрами в час
Александр Климнов, фото Reuters
Только что в Берлине был подведен итог длившегося почти два года (с апреля 2018 года) пилотного городского эксперимента по ограничению скорости дорожного движения на центральных улицах 30-ю километрами в час. Цель ставилась благородная – привести городскую воздушную среду в соответствие со стандартами Евросоюза по выбросам NO2, признанного опасным для здоровья. Как сообщает берлинская газета Berliner Morgenpost, пилотный проект, который осуществлялся на 106 магистралях протяженностью 14 километров, дал «неоднозначные результаты».
Издание задает вопрос: «Успех или пыль в глаза?». C одной стороны, берлинский сенат отрапортовал о снижении уровня NO2 на некоторых участках до 25%, что реально немало. Однако с другой стороны, целостной картины по всей территории Большого Берлина пока нет. В столице ФРГ и ранее действовали весьма жесткие ограничения по максимальной скорости, однако, практически только в утренние часы и только возле определенных объектов, таких как школы, детские сады, дома престарелых, больницы и стройки, где существовала опасность наездов и был нежелателен шум.
Весной 2018 года скоростной запрет стал тотальным, хотя и в этом случае он охватил менее 1% всей дорожной сети Берлина, но зато центральной. Например, в «зону-30» вошла обычно перегруженная улица Лейпцигерштрассе. Берлинские водители не рискуют превышать запрет, хотя и крайне им недовольны. Так, например, издание цитирует 74-летнего пенсионера из района Шпандау Вольфганга М.: «Больше никакого удовольствия от езды по городу! Тридцать километров в час – просто смехотворно. Если бы только можно было найти способ, как обойти этот запрет, но вряд ли... Отныне я буду садиться за руль только в случае самой крайней необходимости». Кстати, таксисты, водители «скорых», социальные работники и даже развозчики продуктов, сразу же потребовали для себя исключений из нового ограничения.
Издание подводит свой итог: та же Лейпцигерштрассе по-прежнему стоит в «жутких пробках» в часы пик. По мнению экспертов, время в пути только увеличилось, а значит, автомобили в среднем расходуют еще больше топлива, чем прежде. Означает ли это, что ограничение скорости движения так и не принесло реальной пользы?
Не совсем так, но пресс-секретарь берлинского сената Ян Томсен признает, что: «Установить, насколько снижение уровня вредных газов в воздухе на 2-3 микрограмма на кубометр (при максимально допустимой норме ЕС 40 микрограммов) помогло улучшить здоровье берлинцев, смогут только лабораторные анализы, однако, такими данными берлинский сенат пока не располагает».
P.S. Берлин менее урбанизированный (т.е. менее многоэтажный и больший по площади при меньшей численности населения) чем Москва мегаполис. В нашей же столице сейчас продвигают инициативу по снижению скоростного режима до 50 км/ч, объясняя ее, прежде всего, заботой о снижении аварийности, но все же стоило бы более внимательно оценить результаты берлинского эксперимента – благими намерениями устлана дорога в ад. Снижение скоростного режима может заметно снизить среднюю скорость движения в городе, ростом каковой так гордится столичное правительство. Экологический же эффект как показывает Берлин, тем более, неуловим.
Загрузка