BYD начинает строительство первого завода по производству натрий-ионных аккумуляторов
9 января 2024
В сегменте недорогих электромобилей начинается гонка за натрий-ионными аккумуляторами
Александр Климнов, фото BYD и JAC
Крупнейший в мире производитель электромобилей – китайская компания BYD, на прошлой неделе заложила фундамент своего первого завода по производству натрий-ионных аккумуляторов. Инвестиции BYD составят $1,4 млрд (10 млрд юаней) с планируемой годовой мощностью 30 ГВт·ч.
На массовом электромобиле для американского рынка BYD Atto 3 пока еще используются литий-железо-фосфатные (LFP) аккумуляторы
Сенсацией (впрочем, вполне закономерной – авт.) начала нынешнего года стало известие о том, что концерн BYD обогнал Tesla Inc. по общему объему продаж электромобилей и стал крупнейшим производителем электромобилей в мире. Кроме того, BYD также носит звание ведущего мирового производителя аккумуляторов.
Несмотря на то, что в настоящее время основным типом тяговых аккумуляторных батарей в электромобилях и гибридах выступает литий-ионный аккумулятор (удельная емкость 200-250 Вт·ч/кг – авт.), производители разрабатывают новые электрохимические элементы, чтобы обеспечить более низкие цены на электромобили, больший запас хода, более быструю зарядку и уменьшить использование токсичного сырья.
Dolphin EV – новый электромобиль от BYD, возможно на натрий-ионных АКБ
Аккумуляторы Blade Battery от BYD применяются и на электромобилях других автопроизводителей, включая Tesla, Hyundai, Toyota и Ford, и это лишь некоторые из них.
Технология Blade Battery представляет собой аккумуляторную батарею LFP, разработанную и изготовленную подразделением BYD FinDreams.
Подразделение FinDreams начало разработку тяговой натрий-ионной батареи BYD Blade Battery в 2020 году. В июне прошлого года это подразделение BYD создало собственное СП с Huaihai Holding Group для расширения производства натрий-ионных аккумуляторов.
Компания стремится стать крупнейшим в мире поставщиком именно натриевых аккумуляторов. Компания Huaihai заявила, что начала изучать натриевые батареи много лет назад после того, как увидела их экономическую ценность.
Натрий-ионные батареи предлагают более дешевую альтернативу литиевым АКБ, но отличаются меньшей удельной плотностью энергии (140 Вт·ч/кг – авт.).
Применение таких аккумуляторных батарей наиболее выгодно на недорогих компактных электромобилях и двух- и трехколесных транспортных средствах (СИМ), которые могут обойтись АКБ с менее высокой плотностью энергии.
Коимпании FinDreams и Huaihai договорились в минувшем ноябре о строительстве первого совместного завода по производству натрий-ионных аккумуляторов BYD в Сюйчжоу.
Причем данное предприятие – отнюдь не первый совместный проект этих компаний. Так, годом ранее – в ноябре 2022 года, BYD и Huaihai заключили партнерское соглашение о строительстве завода по производству аккумуляторов Blade. Строительство началось в январе прошлого года, а начало производства запланировано на март нынешнего.
В 2022 году также появились слухи о том, что BYD начнет производство натрий-ионных аккумуляторов в 2023 году, а его субкомпактный ситикар Seagull станет первым электромобилем, использующим новую технологию. Тем не менее, модель Seagull была выпущена BYD на рынок в апреле с батареей типа LFP Blade (литий-железо-фосфатный аккумулятор [LiFePO4] – авт.).
Городской электромобиль YiWei E10X стал первым BEV на натрий-ионных аккумуляторах
Данная новость появилась после того как новый бренд электромобилей YiWei, принадлежащий JAC Group и поддерживаемый самим Volkswagen, начал производство своего первого электромобиля с натрий-ионным аккумулятором. Эта модель сошла с конвейера под самый занавес прошлого года, а поставки, как ожидается, начнутся в нынешнем январе.
Председатель нового производителя Yiwei Tech г-н Ся Шуньли сказал, что натрий-ионные батареи станут: «недорогим решением, которое будет способствовать популяризации массовых электромобилей».
Кстати, аккумуляторный гигант CATL также сообщил в апреле 2023-го, что бренд iCar от концерна Chery Auto станет первым, кто будет использовать натрий-ионные батареи.
P.S. Хотя натрий-ионные аккумуляторы (NIB, SIB или Na-ion) и обеспечивают в 1,3–1,6 раза меньшую удельную емкость и мощность, чем литий-ионные, но не содержат токсичных редкоземельных металлов, что делает их в 3,4–1,8 раза дешевле (в расчете на килограмм массы), и кроме того, они на порядки долговечнее (сотни тысяч циклов зарядки-разрядки против всего лишь ~3500 у литиевых АКБ), а также менее пожароопасны, что начинает приобретать все большее практическое значение на фоне развития зарядных сетей, которые позволяют обойтись на BEV тяговыми батареями меньшей емкости.
Возможно, что именно благодаря натрий-ионным аккумуляторам электромобилям из все еще в какой-то степени «экзотики» удастся превратиться в действительно массовый вид транспорта.