Электрогиперкар McMurtry Speirling может прилипать к потолку благодаря системе Downforce-on-Demand
18 апреля 2025
Электрический гиперкар McMurtry Speirling с двумя вентиляторами на днище побил рекорд тестовой трассы проекта Top Gear
Александр Климнов, фото производителя
В 2016 году британский инженер и бизнесмен ирландского происхождения Дэвид Макмертри основал фирму McMurtry Automotive, которая создала электрический гиперкар Speirling («гроза» на ирландском языке): первый образец был показан летом 2021-го, а через год ходовой прототип поставил рекорд трассы в Гудвуде.
Сейчас компания подготовила усовершенствованный прототип-монопост McMurtry Speirling Pure VP1, который стал первым в мире автомобилем, способным ездить вверх колесами!
Индекс VP1 в названии расшифровывается как Validation Prototype 1, то есть машина для проверки и подтверждения заявленных характеристик.
В целом она повторяет образец трехлетней давности, представляя собой достаточно маленькое одноместное купе с габаритами 3,7х1,78х1,02 м.
Монокок и внешние панели выполнены из углепластика, а два электромотора на задней оси развивают в сумме 1013 л.с. (745 кВт).
Разгон с места до 60 миль в час (97 км/ч) занимает всего 1,5 с, а максимальная скорость достигает 298 км/ч, тогда как на прохождение четверти мили гиперкару требуется всего 8 с.
Основным отличием монопоста в версии VP1 стала новая тяговая батарея Molicel, емкость которой увеличена с 60 до 100 кВт·ч.
Отсюда снаряженная масса электромобиля выросла с 1000 до 1200 кг.
При этом сохранена ключевая особенность проекта в виде пары вентиляторов под днищем, которые могут раскручиваться до 23 000 оборотов в минуту, обеспечивая работу системы Downforce-on-Demand.
Она увеличивает прижимную силу, причем работает даже у неподвижной машины!
Максимально возможный прижим достигает 2000 кг, и это позволяет развивать ускорение в поворотах до 3g!
Правда, такой показатель достижим лишь в двух из четырех режимах работы системы.
Они названы в честь классов гоночных болидов: GT3 (35% мощности и 40% прижимной силы), LMP2 (65% и 75%), ле-мановский Hypercar (80% и 100%) и Formula-1 (100% и 100%).
Причем от режима работы сильно зависит не только эффективность системы, но и дальность хода самого электромобиля!
В режиме GT3 полного заряда батареи хватит на 20 минут в гоночном режиме, а вот в максимальном формульном McMurtry Speirling сможет пройти лишь два круга по трассе в Сильверстоуне – это примерно четыре минуты.
Пока же в компании наглядно продемонстрировали, что прижимной силы болидам Формулы-1 хватит для передвижения даже по потолку (фото на заставке).
Для этого был построен специальный стенд с вращающейся платформой, на которую заехал McMurtry Speirling Pure VP1 под управлением главы компании Томаса Йейтса.
Он остановил машину, включил систему Downforce-on-Demand на полную, после чего платформа перевернулась вверх тормашками, но сам автомобиль устоял, буквально прилипнув к ней!
Затем Йейтс проехал немного вперед, тем самым на практике доказав, что его электромобиль реально может ездить вверх колесами.
Почти одновременно McMurtry Speirling Pure VP1 установил и другое впечатляющее достижение, побив рекорд тестовой трассы проекта Top Gear, проехав круг длиной 2,82 км за 55,9 с!
Предыдущее достижение (59 секунд) принадлежало как раз болиду Формулы-1 Renault R24 2004 года, за рулем которого выступал Фернандо Алонсо.
Заезды на более длинных и серьезных трассах еще впереди.
Впрочем, столь яркие выступления прототипов McMurtry Speirling наверняка сыграют на руку продажам товарных дорожных машин, появление которых сдвинуто еще на год и теперь намечено на 2026-й.
Всего будет выпущено 100 экземпляров экстремального электрического гиперкара.
Обновленная цена тоже впечатляет – минимум £895 тысяч ($1,19 млн), и это без учета налогов.
P.S. Трюк с прилипшим к вертикальной поверхности гиперкаром, конечно, впечатляет, хотя кроме гоночных трасс использовать его вряд ли где получится…
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.