Евросоюз частично откатил пошлины на электромобили из Китая
20 августа 2024
Евросоюз снижает дополнительные пошлины на импортированные из КНР электромобили
Александр Климнов, фото Bloomberg
ЕС снижает до 9% дополнительный тариф на седаны Tesla Model 3, импортируемые из Китая, а BMW и VW также получают выгоду от сниженных пошлин.
Также были снижены дополнительные тарифы для крупнейших китайских экспортеров в Европу, включая BYD, Geely и SAIC.
Европейская комиссия снизила предложенные дополнительные тарифы на многие модели электромобилей, импортируемых в Европу из Китая, включая модели производства Tesla Inc., Volkswagen Group, BMW Group, BYD, Volvo Cars (принадлежащей Geely) и MG Motor, принадлежащей SAIC.
В проекте решения, опубликованном 20 августа, комиссия снизила до 9% дополнительный тариф на седаны Tesla Model 3, экспортируемые в Европу с завода американского автопроизводителя в Шанхае, тогда как еще в июле комиссия заявляла, что будет применять к этой модели тариф в размере 20,8%.
Также были снижены дополнительные тарифы, введенные в отношении крупнейших китайских экспортеров в Европу. К ним относятся BYD (снижение до 17%), Geely (снижение до 19%) и SAIC (снижение до 36,3%). Новые тарифы оказались несколько ниже, чем объявленные ранее.
Группа BMW заявила, что ее совместное предприятие в Китае, которое производит электромобиль Mini, теперь имеет право на более низкую пошлину в размере 21,3%.
Электромобиль Cupra Tavascan от VW Group также получит выгоду от более низкого тарифа на 21,3%. Электрический внедорожник построен в провинции Хэфэй, Китай, совместным предприятием Volkswagen Anhui для бизнеса VW Group Seat.
Дополнительные тарифы на импорт китайских электромобилей дополняют 10-процентные пошлины, которые ЕС уже взимает с китайского автоэкспорта. Они были введены в рамках расследования ЕС о дотировании Пекином отечественной индустрии электромобилей.
Другие компании, которые сотрудничали с комиссией по расследованию китайского «госдемпинга», такие как Dongfeng Motor Group и Nio, также получат доптарифы в размере 21,3%, в то время как тем маркам, которые не сотрудничали с ней, доначислят дополнительный сбор в размере 36,3% (см. диаграмму ниже).
Вот зримое разделение Брюсселем на «агнцев и козлищ» в отношении китайских производителей электромобилей
Компания BMW Group приветствовала решение комиссии включить в круг сотрудничающих компаний Spotlight Automotive – совместное предприятие с Great Wall Motors в Китае по производству BEV бренда Mini.
Кстати, бренд Mini не был частью выборочного анализа Брюсселя в преддверии объявления тарифов, что означало, что электромобили Mini, произведенные в Китае, первоначально автоматически подверглись самой высокой тарифной ставке в 37,6%.
Бренд Seat заявил, что работает со своей материнской компанией VW Group, чтобы снизить тариф на модель Tavascan еще ниже новой пошлины в 21,3%.
Комиссия заявила, что некоторые китайские компании, участвующие в совместных предприятиях с автопроизводителями из ЕС, также смогут получить более низкие дополнительные штрафные пошлины на импорт электромобилей, произведенных в Китае. В нем также говорится, что никаких обратных пошлин вводиться не будет.
Объяснение более низкой ставки Tesla
Американская компания Tesla Inc. запросила перерасчет своего тарифа, который должен был быть основан на конкретных субсидиях, полученных компанией. Комиссия заявила, что подтверждает, что Tesla Inc. получала меньше субсидий от Пекина по сравнению с местными производителями электромобилей, попавшими под расследование Брюсселя.
Основная часть выгод, полученных Tesla Inc., заключалась в поставке аккумуляторов по стоимости ниже рыночной, заявили официальные лица ЕС. По словам официальных лиц, среди других программ, спонсируемых Пекином, есть права на землепользование, снижение подоходного налога и гранты в различных формах, включая национальную субсидию, которую получили все производители-экспортеры.
Комиссия ЕС заявляет, что дополнительные тарифы направлены на противодействие тому, что она называет несправедливыми субсидиями, которые Пекин предоставляет китайским производителям электромобилей. В июле компания заявила, что Китай субсидирует свою индустрию электромобилей до такой степени, что это наносит экономический ущерб европейским автопроизводителям.
Последние изменения отражают комментарии и просьбы, сделанные европейскими и прочими автопроизводителями после того, как 4 июля были опубликованы предварительные тарифы. И Tesla Inc. была в числе тех автопроизводителей, которые призывали к снижению тарифов, включая VW Group и BMW Group.
После выпуска нынешнего проекта автопроизводители могут запросить слушания и представить комментарии в течение 10 дней. Затем комиссия представит «окончательное решение» государствам ЕС, которые далее проголосуют по регламенту.
Окончательные правила планируется ввести в действие к 30 октября, после чего они будут действовать в течение пяти лет.
Снижение доли рынка
С тех пор, как в 4 июля были введены временные тарифы, китайские автопроизводители столкнулись с серьезным снижением доли на европейском рынке BEV.
Тарифы, вероятно, сократят импорт из Китая на четверть, составив примерно $4 млрд, согласно недавней оценке Морица Шуларика, президента Кильского института мировой экономики в Германии.
При этом многие европейские автопроизводители ясно дали понять, что они выступают против повышения тарифов, а такие компании, как Mercedes-Benz AG и Volkswagen Group, предостерегают от них, заявляя, что они могут начать торговую войну.Напомним, что Китай на сегодня выступает крупнейшим рынком для компаний Mercedes, VW и BMW.
Предлагаемые окончательные пошлины будут вынесены на голосование 27 стран-членов ЕС. Несколько стран, в том числе Германия и Венгрия, выразили сопротивление тарифам, но для их отмены потребуется блокирующее большинство.
Окончательные тарифы будут введены в действие, если квалифицированное большинство из 15 членов ЕС, представляющих 65% населения ЕС, не проголосует против. Это высокий барьер, который редко достигается, хотя это политически важный вопрос.
В ходе консультативного голосования в июле 12 стран поддержали предварительные тарифы, четыре проголосовали против и 11 воздержались, сообщили источники.
Министерство торговли Китая заявило, что оно «решительно против и крайне обеспокоено» выводами и намерено принять все необходимые меры для защиты китайских автопроизводителей.
Проект выводов был основан на «фактах, установленных в одностороннем порядке стороной ЕС, а не на фактах, взаимно согласованных», говорится в заявлении министерства.
P.S. Пекин вполне может противопоставить «нерыночному самоуправству» Брюсселя – адекватное ответное повышение импортных тарифов на автомобили с большим литражом (уже вовсю идут консультации Пекина с местными автопроизводителями), которые как раз и поставляет в Поднебесную немецкий автопром. Так, что палка ЕС вполне еще может оказаться о двух концах. Причем, европейские зеленые говорят, что снижение поставок дешевых китайских BEV затормозит «озеленение» европейского автотранспорта и тем самым сыграет против самой сути «безуглеродного перехода». Так, что некоторое снижение Брюсселем дополнительных пошлин представляется как бы уступкой именно такому мнению, а также лоббизму европейских брендов, которые уже начали получать выгоды от поставок из Китая электромобилей, произведенных на тамошних филиалах или СП с местными производителями.
P.P.S. Казалось бы какое дело нам до европейско-китайских торговых споров, тем более про электромобили? Однако, объективно закрытие для Поднебесной рынка в США и существенное ограничение в ЕС, косвенно могут привести к интенсификации китайского экспорта на российском направлении (впрочем, ряд китайских брендов, ориентированных на завоевание именно «белых» рынков, вполне опасаются вторичных антироссийских санкций). Впрочем, и наше правительство озабочено именно организацией производства электромобилей в стране, включая СП с китайскими компаниями, а не просто их импортом из КНР.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.