Фиат не побоялся коронавируса ради презентации электромобиля New 500
6 марта 2020
Концерн FCA запускает на рынок свой первый массовый электромобиль
Александр Климнов, фото FCA
Новый полностью электрический электромобиль Fiat New 500 (предполагалось название 500е) третьего поколения (в котором пока вообще не предполагается версий с ДВС – авт.) пополнит растущее число электрических ситимобилей с аккумуляторным питанием, предназначенных для тех клиентов в городах Европы, которые ищут «зеленую» мобильность без вредных выбросов. Трехдверный электрохэтчбек, получивший историческое название New 500 (как у его предшественника 1957 года выпуска), сохраняет ретро-стиль нынешнего поколения Fiat 500 (заводской код Fiat 312) с ДВС, который был вторым по популярности бестселлером в европейском А-классе в прошлом году после одноклассника Fiat Panda. Впрочем, по данным аналитического агентства JATO Dynamics, европейские продажи Fiat 500 в прошлом году упали на 8,6% до 164 648 ед.
Теперь Fiat бросил вызов опасениям по поводу вспышки коронавируса в Италии, продемонстрировав свой первый серийный электромобиль New 500 в среду 4 марта, так как он стремится догнать конкурентов в области мобильности с низким уровнем выбросов, а также вступить в слияние с компанией Peugeot PSA Group. Дебют New 500 был первоначально запланирован на отмененном Женевском автосалоне. В результате удаленная презентация прошла в Милане, что стало редкостным в данным момент зрелищем, поскольку власти большей части северной Италии, где отмечен самый сильный в Европе вирусный всплеск, препятствуют проведению крупных мероприятий.
Глава бренда Fiat и директор по маркетингу Fiat Chrysler Automobile Оливье Франсуа сказал ограниченной аудитории журналистов в музее дизайна Милана, где стулья были размещены на метр друг от друга для того, чтобы соответствовать требованиям здравоохранения местных органов власти: «Мы здесь, чтобы подтвердить, что FCA остается в Милане и в Италии».
Итак, Fiat представил New 500 в Милане в версии с мягкой крышей, кстати, впервые на этой серии (это не кабриолет, а именно обычный кузов со сдвижной тканевой крышей – своего рода привет из 1950-х – авт.). Стартовая версия электромобиля в Италии будет стоить €37 900 ($42 700), без учета государственных льгот для экологически чистого транспорта. Это сопоставимо с начальной ценой в €16 000 за бензиновую версию прежнего Fiat 500. Трехдверный цельнометаллический хэтчбек будет стоить дешевле, а его дебют состоится 4 июля. Франсуа сказал: «Fiat 500 – модель не для массового рынка, это не самая дешевая машина в своем сегменте, и так будет и дальше. New 500 располагает запасом хода в 320 км (200 миль) по европейскому циклу WLTP, и может возрасти до 400 км в городском цикле WLTP, который более благоприятен для электромобилей».
Новинка щеголяет логотипом «500» вместо фирменной эмблемы Fiat на передке, зато на задке теперь размещена крупная надпись «FIAT».
Фронтальная оптика на светодиодах весьма напоминает прежнюю «пятисотку», но кольца ходовых огней теперь заходят на капот. Естественно, что на электромобиле воздуховоды из «решетки радиатора» убраны, а передний бампер полностью новый. Задние фонари полностью новые как и новый бампер, теперь уже лишенный выемки под выпускной патрубок.
Напомним, что предшественник Fiat 500e, созданный на основе хэтчбека второго поколения (Typ 312) располагал электромотором мощностью только 83 кВт (113 л.с., 200 Н•м) и аккумулятором емкостью 24 кВт•ч, чего хватало лишь на 135 км пробега. Соответственно нынешний New 500, чье производство разворачивается на заводе Mirafiori в Турине (в реконструкцию которого вложено €700 млн), технически не имеет ничего общего с прежней моделью второго поколения, выпускающейся в польском городе Тыхы.
«Электрофиат» оснащен 87-киловаттным (116-сильным) электродвигателем и литий-ионным аккумулятором на 42 кВт•ч. Он достаточно быстро разгоняется с места, благодаря своей электрической трансмиссии. Так время разгона с 0 до 50 км/ч составляет 3,1 с, а до «сотни» – за 9 с. При этом его максимальная скорость ограничена 150 км/ч. В стандартную комплектацию включено быстрое зарядное устройство мощностью 85 кВт.
Согласно релизу Fiat для New 500 возможна быстрая 5-минутная подзарядка через экспресс-терминал (на месте лючка бензобака над правым задним колесом встроен зарядный порт CCS/Combo), который добавляет 50 км пробега, что превышает обычный среднесуточный пробег. Ну, а 80% заряда достигаются за 35 минут, тогда как полная (100-процентная) зарядка занимает 6 часов или 14 часов при использовании домашнего настенного девайса Easy Wallbox мощностью 7,4 или 2,3 кВт.
Для электромобиля предусмотрены три режима движения: Normal, Range и Sherpa. Первый по характеру максимально приближен к бензиновой «пятисотке», Range позволяет управлять машиной при посредстве единственной педали, а «гималайский шерпа» настроен на максимальную экономию энергию – с ограничением максимальной скорости 80 км/ч, а также меньшей чувствительностью педали акселератора и отключением климат-контроля и подогрева сидений.
Новый «500-й» оснащен системой автономного движение второго уровня, включающей интеграцию адаптивного круиз-контроля iACC, которая тормозит или разгоняется в ответ на действия окружающих автомобилей, велосипедистов, пешеходов, с функцией Lane Centering удерживания машины в центре полосы как в продольном, так и в поперечном направлении. Система оповещения пешеходов AVAS на скоростях до 20 км/ч исполняет мелодию Нино Рота из фильма «Амаркорд». Датчики обеспечивают круговой обзор, чтобы избежать каких-либо препятствий при парковке или выполнении сложных маневров. В визуально более солидном салоне теперь появились мультифункциональный руль с двумя спицами, отдельный 10,25-дюймовый дисплей и «фортепианная» клавиатура под ним. При этом круглая 7-дюймовая панель приборов сохранена, но «постамент» для селектора трансмиссии убран.
Новый медиацентр UConnect 5 поддерживает интерфейсы Apple CarPlay и Android Auto по беспроводной связи, интегрирует смартфон за пять секунд, раздает пассажирам Wi-Fi и наделен улучшенной функцией распознавания голоса.
Габариты New 500, построенного «с нуля» на новой EV-платформе, немного больше, чем у прежнего поколения «500-ки» с бензиновым двигателем, которое в настоящее время остается на рынке. Так электромобиль стал на 20 мм длиннее по колесной базе (2320 мм), а по кузову: на 60 мм длиннее (3631 мм), на 60 мм шире (1687 мм) и на 20 мм выше (1508 мм).
Первоначально New 500 будет продаваться только в Европе, а после выхода на полную мощность Fiat надеется продавать по 80 тыс. таких электромобилей в год. Начиная со следующего года электромобиль также будет продаваться и в Бразилии. По словам Франсуа, экспорт в США может начаться, только если спрос будет достаточным. По его словам, Fiat выделил по 500 электромобилей из первой серийной партии для каждой из 28 европейских стран. Начальный объем производства составит 14 тыс., что «может оцениваться как годовой уровень поставок в 2020 году», сказал Франсуа. Подготовка производства уже началась на заводе Fiat Mirafiori в Турине, а полное производство начнется в июне. Первые поставки поступят в автосалоны в августе.
Итальянцы изменили бы себе, если бы сразу же не представили эксклюзивные исполнения New 500-го. Таковые к дебюту Fiat New 500 подготовили три именитых итальянских бренда: Giorgio Armani, Bvlgari и Kartell.
Версия от Армани отличается серо-зеленой «колором» с «шелковым эффектом» и лазерной гравировкой. Ее колесные диски выполнены в виде логотипа GA. Салон украшен натуральными кожей и деревом с алюминиевыми вставками.
Версия Mai Troppo («много не бывает») от Bvlgari выполнена в «цвете шафрана» с добавлением «золотого порошка» из отходов ювелирного производства. Позолотой покрыты детали снаружи и внутри. Колесные диски в форме звезды выполнены в стиле символики Bvlgari.
Салон украшен шелковыми шарфами из старых коллекций. Съемная брошь на руле инкрустирована тремя полудрагоценными камнями: аметистом, топазом и цитрином.
Известная дизайнерской мебелью и освещением компания Kartell в качестве фирменного предпочитает синий цвет. Поэтому металл, стекло, резина, пластик и ткань ее версии электромобиля окрашены одним оттенком. Салон отделан полимерами вторичной переработки.
Данные спецверсии будут проданы на аукционе, а вырученные средства пойдут экозащитным организациям, которые курирует голливудская знаменитость Леонардо Ди Каприо. Его назначили «послом» нового Fiat 500. Кстати, в цену стартового издания La Prima (€37 900 или ₽2,8 млн) с тиражем 500 экземпляров, кроме мягкой крыши в топовой комплектации включен зарядник Easy Wallbox. Для нее доступны три цвета кузова: серый «металлик» Mineral Grey, зеленый «перламутр» Ocean Green и голубой Celestial Blue.
По словам генерального директора FCA Майка Мэнли, бренд Fiat будет постепенно выходить из европейского сегмента миникаров А-сегмента с ДВС, пытаясь перевести своих клиентов на более дешевые модели B-сегмента. По данным итальянского автомобильного веб-сайта Quattroruote, нынешний Fiat 500 с ДВС польского производства будет продаваться еще «в течение нескольких лет» с бензиновыми и мягкими гибридными силовыми установками.
Новый электрический «500-й» выступает частью плана, объявленного в 2018 году, по инвестированию €5 млрд ($5,6 млрд) в развитие автопроизводства в Италии до 2021 года. Это первый крупный шаг группы FCA в области внедрения электромобильности.
Согласно этому плану к 2021 году FCA планирует внедрить в свою линейку 12 моделей с электроприводом. Они включают в себя как гибридные, так и полностью электрические модели, как совершенно новые, так и конвертированные версии существующих автомобилей, а также электрические версии легких коммерческих автомобилей. Итальянско-американский автопроизводитель ранее в этом году начал продавать гибридные версии Fiat 500 и Panda. Кроме того, принадлежащий FCA американский бренд Jeep также собирается развернуть со второго квартала этого года выпуск гибридных версий своих моделей Renegade и Compass, а его премиальный бренд Maserati планирует представить гибридные и полностью электрические модели в этом или в следующем году.
Главными конкурентами New 500 считаются электромобиль Renault Twingo ZE, который будет доступена с конца этого года, а также электромобиль его дочернего бренда Dacia, на основе концепт-кара Spring, который будет запущен в Европе в следующем году на базе миникара Renault City K-ZE, который в настоящее время производится и продается в Китае. Также поступит в продажу в Европе летом и электромобиль Honda e, причем, японский автопроизводитель планирует продавать в Старом свете по 10 тыс. электромобилей в год. Ну, а Volkswagen Group уже запустил на рынок электромобильные версии своих миникаров VW Up, Seat Mii и Skoda Citigo (причем последняя модель вызвала у себя на родине в Чехии настоящий бум в сегменте электромобилей).
Справка: Электромобиль Fiat 500 первого поколения (Typ 312) был представлен в ноябре 2012 года на автошоу в Лос-Анджелесе и в июле того же года поступил на американский рынок. Это был фактически конвертированный вариант бензиновой модели, начинку для которой поставляла фирма Robert Bosch GmbH, включая электромотор на 83 кВт (113 л.с., 200 Н•м), аккумулятор емкостью 24 кВт•ч и силовую электронику. Запас хода в рекламе составлял 160 км, но фактически не превышал 135 км. Эта модель производилась в Мексике, а продавалась только на рынке США, причем, исключительно в штатах Калифорния и Орегон, где действуют наиболее жесткие правила по выбросам CO2 и, напротив, наиболее велики льготы для ТС с нулевым уровнем выбросов. Однако данный «электрофиат» оказался настолько дорогим (только стартовая цена составляла $33 460), что в 2014 году бывший CEO директор FCA Серджио Маркионне попросил клиентов вообще не покупать 500e, потому что компания теряла на этом деньги.
Знаменитый конструктор ФИАТа Данте Джакоза у двух своих знаменитых творений: Nuova 500 (слева) и 500 Topolino (справа)
Оригинальный заднемоторный Fiat Nuova 500 разработки Данте Джакозы был запущен в производство 1957 году и стал известен под народным прозвищем «Cinquecento». Этот микроавтомобиль (с посадочной формулой 2+2 – авт.) быстро стал настоящим символом итальянского городского дизайна (что подтверждают путеводители тех лет – авт.). До 1975 года его выпустили в количестве 5,232 млн.
Электромобиль Fiat Cinquecento Elettra 2001 года
В 1960-80-х превращением «фиатиков» в электромобили занимались сторонние фирмы, ну а сам FIAT взялся за эксперименты с аккумуляторными машинами только в начале 1990-х. На рубеже веков были созданы экспериментальные машины на основе серийных кузовов Cinquecento и Panda, которые соответственно, получили приставку Elettra. Такие конвертированные электроверсии оснащались электромоторами мощностью 9,2 кВт (12,5 л.с.) и свинцово-кислотными АКБ и были способны проезжать без подзарядки около 100 км. Название Elettra вернулось в 2010 году, когда на мотор-шоу в Детройте был показан одноименный шоу-кар (он же Fiat 500 BEV Concept).
Концепт электромобиля Fiat 500 BEV Concept 2010 года