Сотрудничество с ГАЗом позволило немецкой фирме EFA-S стать автопроизводителем
Александр Климнов, фото автора, А.Трохачева и efa-s.de
Российская «ГАЗель NEXT» была создана не без прицела на экспорт, но с нынешними российскими двигателями уровня Евро-5 рынки Европы, и в частности Германии, для нее закрыты из-за жестких экологических стандартов (с января 2020 года в Европе принят уже стандарт Euro 6d, а прежний стандарт Euro 5, актуальный сейчас в России, действовал до сентября 2015 года – авт.).
Электрогрузовик Е35 с тентом
Тем не менее, немецким клиентам GAZelle NEXT все же стала доступна, но только в самой «зеленой» версии с «зеро-выбросами», т.е. электроприводом.
Изготовлением и реализацией ELCV российского происхождения занимается компания EFA-S из Штутгарта, занимающаяся конвертированием бензиновых и дизельных коммерческих фургонов (в том числе и подержанных) в грузовые электромобили.
Компания EFA-S закупает у российского ГАЗа экипажную часть «ГАЗели NEXT» без двигателя, коробки передач и топливной системы, т.е. только т.н. «экипажную часть», которую оснащает своими силами непосредственно в Германии электросиловой установкой.
Электрогрузовик Е35 D
Для немецкого рынке предложены четыре модификации, включая базовый бортовой грузовик под индексом E35 с одинарной кабиной, грузовик E35 D с двухрядной кабиной, цельнометаллический фургон E35 V и микроавтобус E35 B.
Электрофургон Е35 V
Электрические германо-российские GAZelle NEXT оснащены немецким электромотором мощностью 110 кВт (150 л.с.) и МКМ=730 Н·м. Его питание осуществляется от литий-железофосфатного аккумулятора нового поколения (с удельной емкостью 170 Вт·ч/кг против 120 Вт·ч/кг ранее) емкостью 80 кВт·ч, который обеспечивает запас хода на одной зарядке до 200 км. Максимальная скорость ограничена 88 км/ч.
Грузоподъемность такой «электроГАЗели» оказалась на 600 кг меньше, чем у версий с традиционными бензиновыми и дизельными ДВС, так бортовой грузовик E35 может первозить не более 900 кг груза, так как полная масса машины сохранена прежней – равной 3,5 т, что точно соответствует категории LCV с правами категории «В».
Электромикроавтобус Е35В (прототип был показан на IAA-18 в Гамбурге)
Впрочем, EFA-S намеревается в перспективе предложить и усиленную версию «электроГАЗели» полной массой 4,25 т, грузоподъемность которой увеличена до 1,6 т. Для нее в Германии достаточно прав «облегченной» категории С1.
Мировая премьера первой серии российско-немецких LCEV от EFA-S состоялась 26 сентября на выставке коммерческого транспорта NUFAM в Карлсруэ, а поставки начались в конце прошлого года. В дополнение к бортовой платформе с тканевым тентом, поставляемой ГАЗом, EFA-S также будет предлагать легкие бокс-фургоны через своего партнера по бодибилдингу ORTEN Electric-Trucks, что позволит избавить клиента от лишних задержек и расходов, а также проблем с сертификацией и регистрацией. Впрочем, цены договорные и не озвучиваются.
Справка: фирма Swabian SME EFA-S, контрольный пакет акций которой с 2016-го принадлежит китайской компании Beijing Zhonghuan Investment Management Co. Ltd., изначально специализировалась на конвертировании подержанных коммерческих автомобилей в полностью электрические грузовики и фургоны (на сегодня уже выпущено около 200 таких машин, что вывело фирму в число лидеров в данном сегменте рынка), теперь приступила к производству новых легких коммерческих электромобилей.
Управляющий директор EFA-S Бастиан Бойтель говорит: «Переоборудование качественных подержанных автомобилей продолжает сохранять смысл, так как они становятся полностью экологически чистыми и экономически эффективными. Это средство дать вторую жизнь транспортным средствам, в случае, когда их силовые установки с ДВС больше не соответствуют современным экологическим стандартам. Но мы также хотим предоставить выбор нового ТС и тем клиентам, у которых не имеется автомобилей с пробегом для переоборудования на тихий, чистый и экономичный электропривод. Вот почему EFA-S решился приобретать совершенно новые автомобили без двигатели и коробки передач от российского производителя грузовых автомобилей ГАЗ, которые затем оснащаются электроприводом EFA-S и предлагаются на местном рынке под наименованием E35. Первый грузовой электромобиль E35 с тканевым тентом на базе GAZelle NEXT отпраздновал свою мировую премьеру на выставке коммерческого транспорта NUFAM в Карлсруэ, которая проходила с 26 по 29 сентября 2019 года».
Бойтель также добавил: «Мы очень рады работать с ГАЗом, потому что их автомобили известны своей выносливостью, высокой функциональностью и низкой стоимостью владения». Он также подчеркнул, что емкость батареи в два раза превышает средний показатель по рынку электрических фургонов: «Мы должны оставаться верными нашей философии и предлагать клиентам электромобили серии E35 с запасом хода и грузоподъемностью, соответствующими целям для которых они предназначены. Так, базовая версия электромобиля рассчитана на полезную нагрузку около тонны и пробег в 200 километров. Этого вполне достаточно для множества применений в городской логистике, коммунальном секторе и в торговле».
Компания EFA-S использует литий-железо-фосфатные батареи нового поколения с керамическими сепараторами аккумуляторной ячейки (LFP). Последнее поколение таких аккумуляторов, которое не требует применения никеля и, главное, кобальта, располагает удельной емкостью 170 Вт·ч/кг, что на 41,7% больше, чем у аккумулятора предыдущего поколения, который демонстрировал 120 Вт·ч/кг».
Компания EFA-S весьма успешно использует стандарт LFP уже восемь лет и стала одним из первых использователей последнего поколения LFP в Германии. Бойтель говорит: «С нашей АКБ емкостью 80 кВт·ч, мы предлагаем удвоенную емкость аккумулятора против той, которая в настоящее время принята как стандартная для электрических фургонов». Кроме того, компания сочетает применение высокоэффективных синхронных электромоторов с высоковольтной (800V) технологией, что позволяет ей конвертировать в электромобили даже HCV полной массой до 18 т.
Кроме того, по требованию заказчика EFA-S может устанавливать АКБ еще больших емкостей: «Мы уже имеем опыт работы с большими аккумуляторами, например, для электрических кемперов, автоподъемников или оборудования для работы в туннелях емкостью от 120 до 244 кВт•ч». Электромобили EFA-S уже наездили в общей сложности более пяти миллионов километров, большинство из которых эксплуатировалось на таких интенсивных работах как развозка почтовых посылок и экспресс-доставка UPS.
P.S. Сама Группа ГАЗ намеревалась выйти на рынок с серией электромобилей «ГАЗель NEXT Electro» еще в 2017 году, когда оформила на нее Одобрение типа транспортного средства (ОТТС).
Предсерийный электрофургон «ГАЗель NEXT Electro» на выставке Busworld-2016
Дебют серии состоялся на выставках Busworld-2016 и «КомТранс-2017», но пока что была выпущена только опытная партия с асинхронным электромотором модели Siemens 1PV5135-4WS14 мощностью 63 кВт (86 л.с.). Электромобиль оснащен литий-ионной АКБ производства российской фирмы «СпецАвтоИнжиниринг». Предусмотрены два варианта емкости: 136 А•ч и 204 А•ч. При базовой батарее запас хода на одной зарядке достигает 100 км, а при батарее повышенной емкости доходит до 150 км. Однако, финансовые проблемы, возникшие у ГАЗа из-за антироссийских санкций, отложили данную задачу в долгий ящик, тем более что в 2020 году разразилась новая рецессия из-за пандемии коронавируса.
Серийный электрофургон «ГАЗель NEXT Electro» на выставке «КомТранс-2017»
Кстати, туда же отправился и проект выхода на европейских рынок дизельной версии «ГАЗели NEXT» с 2-литровым турбодизелем Volkswagen EA189 экологического класса Евро-6.
Фургон GAZelle NEXT с турбодизелеи VW E189 Euro 6 и односкатной задней ошиновкой был показан на IAA-18 в Гамбурге
Впрочем, по нынешним временам и простая поставка шасси и кузовов для квалифицированного европейского производителя электропривода, позволяет нижегородскому предприятию наработать опыт в создании LCEV, а также продвинуть марку ГАЗ на самый перспективный европейский рынок электромобилей.
Загрузка