Калифорнийский стартап по замене батарей на электромобилях – Ample подал на банкротство
22 декабря 2025
Технология быстрой замены аккумуляторов на BEV пока кроме Дальнего Востока нигде «не взлетает»
Александр Климнов, фото производителей
Компания Ample Inc. со штаб-квартирой в Сан-Франциско, продвигавшая с 2014 года сервис замены аккумуляторных батарей в электромобилях (разряженных на заряженные) или Battery swapping, обанкротилась.
Ample была названа одной из 100 самых влиятельных компаний 2023 года по версии TIME, а также вошла в список мировых идей по версии Fast Company, а также в список 10 самых инновационных компаний 2022 года.
В заявлении компании говорится, что ее активы составляют от $10 до $50 млн (изначально компания смогла собрать венчурный капитал в размере $270 млн), тогда как ее обязательства составляют от $50 до $100 млн, причем, теперь она запрашивает еще $6 млн финансирования для пополнения оборотного капитала и финансирования процедуры банкротства.
На данный момент компания Ample уволила всех сотрудников, кроме двоих.
Ранее стартап Ample утверждал, что разработала автономные станции для замены батарей, которые можно быстро развернуть на местах и которые будут дешевы в производстве и смогут адаптироваться к любой конструкции электромобиля с модульной батареей, что упростит их использование производителями (ранее тоже самое говорил и израильский стартап Better Place, но он также прогорел, несмотря на бурный пиар и успешное IPO в конце 2000-х – авт.).
Израильский стартап Better Place (2007–2013) также обанкротился из-за неправильногго маркетинга – например, единственной моделью в его сети был электроседан Renault Fluence Z.E.
В Ample утверждали, что процедура замены батареи займет ~5 минут и обойдется всего в $13 (фото на заставке).
На сегодня рынок электромобилей сам по себе испытывает трудности (прежде всего в США из-за отмены щедрой дотации на покупку BEV), а о серьезном прогрессе в нише легкосъемных аккумуляторных батарей, вообще пока говорить не приходится, по крайней мере, в США, Евросоюзе и Японии.
За все время функционирования Ample привлекала инвестиции и сотрудничала с Shell, Mitsubishi и Stellantis.
Теперь же не исключено, что кто-то из них (или из китайских компаний) выкупит активы или какую-то конкретную собственность Ample.
На данный момент единственным относительно успешным примером в данном сегменте рынка электрификации стала китайская компания Nio (фото станций по заменен АКБ вверху и внизу). P.S. Банкротство калифорнийского стартапа Ample, продвигавшего технологию Battery swapping (или battery switching), конечно, неприятность, особенно, если вспомнить, банкротство предыдущего аналогичного распиаренного израильского проекта Better Place (действовал в 2008–2014 гг.), однако, в обоих случаях их создателей подвели слишком амбициозные бизнес-модели, где были неправильно оценены риски, а также стоимость установки станций замены АКБ (они оказались значительно выше предварительно названных $500 000 и даже в КНР превышают $800 000), а также весьма быстрый прогресс литий-ионных аккумуляторов как по емкости (Вт·ч/кг) и скорости зарядки (с нескольких часов до нескольких минут при условия использования высокомощных зарядных устройств – суперчарджеров), так и по снижению себестоимости (а это главное) за киловатт-час.
Однако объективно проблема ускорения зарядки электромобиля (особенно если это сервисы такси или каршеринга, которые в идеале должны работать по 24 часа в сутки, а не простаивать под многочасовой зарядкой) при одновременном соблюдении безопасности и устойчивости электросетей в условиях энергоперехода к безуглеродной экономике остается актуальной. Так, что Battery swapping, которому, кстати, в этом году исполнилось 115 лет (!) все же займет свою нишу на рынке, подтверждением чему служат успешно развивающиеся в 2020-х аналогичные проекты Neo и CATL (КНР) и Gorogo (Тайвань). Кстати, возможно, что проекты по замене батарей «не взлетели» именно в США, Европе и Израиле, кроме прочего, еще и из-за особенностей психологии израильской, европейской и американской клиентуры, предпочитающей индивидуальную зарядку от суперчарджеров по сути «коллективному пользованию» аккумуляторами от единственного монополиста.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
Руководство китайской компании Welion New Energy заявило о достижении нового рекорда плотности энергии аккумуляторов в 824 Вт·ч/кг и заявляет о достижимости планки в 1000 Вт·ч/кг
Между 2027 и 2030 годом производство революционных твердотельных аккумуляторов, позволяющих BEV перевалить за 1000 км пробега, выпустят сразу несколько ведущих китайских автопроизводителей