Почему электромобили в России не пользуются спросом?

Почему электромобили в России не пользуются спросом?

5 августа 2020


Новых электромобилей в России за первое полугодие 2020 года продано всего 121 ед., а основной спрос пришелся на BEV с пробегом


автор

Александр Климнов, фото electrek.com


Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» отмечает, что за первое полугодие 2020 года россияне купили всего лишь 121 новый электромобиль, что на 18% меньше, чем за тот же период прошлого года (147 ед.). Более 40% от этого объема пришлось на модель Nissan LEAF, которая за январь-июнь разошлась тиражом в 49 ед. Электромобилей американского бренда Tesla приобретено 36 ед., в том числе 19 ед. – Model X, 16 ед. – Model 3 и одна – Model S. Электрокроссовер Jaguar I-Pace разошелся в количестве 28 ед. Результаты по другим моделям «электричек» выглядят скромнее: Peugeot Ion – 3 ед, Renault Twizy и JAC iEV7S – по 2 ед., Hyundai Ioniq – 1 ед. Каждый четвертый новый электромобиль по итогам полугодия был куплен в Москве (31 ед.). Жители Приморского края приобрели 14 ед. таких транспортных средств, Подмосковья – 11 ед. В Краснодарском крае за полугодие на учет поставлено 8 новых электромобилей, а в Новосибирской и Свердловской областях – по 5 ед. В других регионах РФ данные показатели еще ниже.

Как отмечают эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ», в июне рынок новых электрокаров  показал даже небольшой рост. Так, в первый месяц лета россиянами было приобретено 29 «электричек» против 28 ед, за этот же месяц 2019-го.

На вторичном рынке у электромобилей дела идут чуть лучше, хотя и здесь продажи исчисляются лишь десятками машин. Так, по итогам апреля-июня 2020 года спрос на электромобили с пробегом вырос на 6% по сравнению с первым кварталом 2020-го, но на 132% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го.

По мнению соучредителя ГК A3F Group и Marketcall Александра Дужникова упрощение процесса ввоза электромобилей в РФ может способствовать перераспределению пропорции новых и подержанных электромобилей на рынке, а также расширит круг их покупателей в целом. С таким предположением согласен и ГК «АвтоСпецЦентр», где отметили, что отмена пошлин уже привела и приведет в дальнейшем к снижению цен на «зеленые» машины, а также к расширению модельных рядов производителей.

Наиболее ярким примером может служить бренд Jaguar, который сразу после введения новых правил 4 мая переписал прайс на свой электрический кроссовер I-PACE, который теперь предлагается по цене 2-летней давности. Параллельно с этим о скором появлении электрической модели в своей российской линейке объявил и Nissan. В ближайшем будущем на российский рынок собираются выйти и еще несколько новых для России электромобилей – Audi e-tron и Mercedes-Benz EQC, уже давно получившие необходимые российские ОТТС.

Эксперты «Авито Авто» называют важнейшей проблемой российской мобильности на сегодняшний день – необходимость заряжать аккумуляторы BEV на специализированных зарядных станциях, которых пока еще совсем не много даже в столице, где их ~120, при том, что обычных АЗС порядка 740, ну, а в регионах этот разрыв еще больше. Реально, к существенному расширению парка электромобилей в России не готова в первую очередь инфраструктура.

Распоряжение Дмитрия Медведева об оснащении всех новых АЗС станциями для подзарядки электромобилей фактически проигнорировано. Да и на существующих станциях таких зарядок практически нет. С другой стороны без серьезных преференций и инвестиций со стороны государства ожидать столь дорогих и низкорентабельных вложений в инфраструктуру от рыночных игроков топливного рынка было просто бессмысленно. Здесь дилемма та же, что и с газобаллонными автомобилями: машин нет потому что нет сети заправок (в данном случае АГНКС), так и электромобили не заводят, потому что нет инфраструктуры, а инфраструктуру не развивают, поскольку нет электромобилей. В обоих случаях получается пресловутый «замкнутый круг».

Советник по ИТ компании «ПЭК» Вячеслав Тимонин считает, что реально массовыми электромобили в России станут лишь тогда, когда будет решен вопрос по емкости их АКБ (т.е. когда появятся аккумуляторы следующего, а то и последующего поколений – авт.), удешевлению их производства, а тогда последует и расширение инфраструктуры для самих электромобилей. Кроме того, волатильная динамика цен на энергоресурсы может сыграть в ближайшем будущем снижение стоимости традиционных видов топлива. Это может привести к потере электромобилями одного из немногих (кроме экологии) на сегодня преимуществ в виде экономии на расходах на топливо.

Согласно результатам исследования аналитического центра НАФИ сами россияне пока что не горят желанием пересаживаться на электромобили. Лишь каждый четвертый опрошенный водитель заявил о своей готовности, причем, только чисто теоретически, приобрести «экологичную» машину. Среди главных преимуществ «электричек» россияне выделяют экономию на топливе, высокий комфорт, обеспеченный отсутствием шумов двигателя, ну и экологичность. Если первый пункт, в принципе, бесспорен, то последние два далеко не столь однозначны. Бесшумность электромобиля даже при наличии зуммера для низкой скорости может спровоцировать наезд на невнимательного пешехода, уткнувшегося в мобильник. Соответственно и неправильная утилизация литиевого аккумулятора может нанести серьезный вред окружающей среде (на уровне чуть менее тяжелом, чем радиоактивные отходы – авт.). При этом большинство респондентов (57%) понимает, что владельцы электромобилей испытывают острую нехватку станций для подзарядки. Завышенной стоимость электрических машин считают чуть меньше половины (47%). А столкнуться с проблемами дальнейшего технического обслуживания опасаются 25% участников опроса.
P.S. Основатель компании по производству графеновых нанотрубок OCSiAl Юрий Коропачинский считает, замена ДВС на электромоторы неминуемо приведет к падению автомобильной индустрии, что должно произойти уже в ближайшее время.

По его мнению электромобили (BEV) уверенно вытесняют автомобили с ДВС (ICE), и уже в следующем десятилетии нынешний автопром, текущий ежегодный объем продаж которого в автомобильном сегменте и смежных отраслях составляет $15 трлн, что составляет ~18% от мирового ВВП и 18% капитализации всего рынка акций, пройдет через жесточайший кризис.

Крах нынешней автоиндустрии как считает Коропачинский произойдет, потому что выпуском BEV уже занимаются (и еще больше займутся в будущем – авт.) совершенно новые компании, которым и будет принадлежать авторынок, где они унаследуют клиентуру традиционных автомобильных брендов.

Кроме того, эксперт считает, что компетенции современных автоконцернов ограничены, и они просто напросто не потянут огромные инвестиции в кардинальную перестройку своих предприятий. Те же, кто не сможет выдержать давления конкурентов, неминуемо придут к банкротству и закроют свои заводы, что выбросит на улицу огромное количество людей.

P.S. Мое мнение, что экологическую проблему выбросов парниковых газов в стране надо решать и решать достаточно интенсивно, но при этом комплексно и правильно расставлять приоритеты сообразно возможностям экономики и населения. Так, что электромобильность здесь выступает лишь одной из составляющих, к тому же дорогостоящей, а в условиях российского Севера пока еще и малоприменимой. Важнее для страны и планеты в целом на сегодня было бы активное обновление российского автомобильного парка (да и про парки тепловозов и речных судов, оперирующих на маневровых станциях и водоемах в пределах крупных городов стоило бы не забыть), а также совершенствовать технологии в металлургии и на прочих производствах, например, углублять степень переработки нефти и экологически чистую утилизацию биологических и прочих отходов.

В отношении же расширения применения автомобилей на газомоторном топливе (LGV и NGV) акцент должен ставиться на применение именно сжиженного метана (LNG) для автобусов и магистральных тягачей, а для городских развозных LCV и такси можно обойтись и сжиженным нефтяным газом (LPG) и(или) сжатым метаном (CNG). Развитие инфрастуктуры АГНКС именно под сжиженный метан может позволить в дальнейшем без чрезмерных затрат перейти и на водородное топливо (H2), которое можно использовать на всех видах транспорта при посредстве водородных топливных элементов (Fuel Cell). Электромобили же смогут занять нишу городских машин, включая электробусы и коммунальные машины, а также беспилотные такси-электрошаттлы (которые, впрочем, могут работать и на водородных топливных элементах).

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

«Росамтом» создал универсальный аккумулятор для электротранспорта

«Росамтом» создал универсальный аккумулятор для электротранспорта

«Росатом» показал на «Атомэкспо-2024» универсальную аккумуляторную батарею для электротранспорта

26.03.2024

АВТОВАЗ запатентовал логотип e-Largus

АВТОВАЗ запатентовал логотип e-Largus

Электромобили e-Largus получат собственный логотип

20.03.2024

Apple отступилась от проекта электромобиля и робокара Titan

Apple отступилась от проекта электромобиля и робокара Titan

Убытки по закрытому проекту электромобиля Titan компании Apple составили свыше $10 миллиардов

04.03.2024

Электрические ситибусы «ГАЗель e-City» сделали шаг к серии

Электрические ситибусы «ГАЗель e-City» сделали шаг к серии

Горьковский автозавод выпустил опытно-промышленную партию электробусов малого класса «Газель е-Сити»

01.03.2024

Российский предсерийный электромобиль «Атом» стал «деликатнее» прототипа

Российский предсерийный электромобиль «Атом» стал «деликатнее» прототипа

Адаптация отечественного электромобиля «Атом» к серийному производству продвигается успешно

28.02.2024

Европейским автомобилем 2024 года стал электрокроссовер Renault Scenic E-Tech

Европейским автомобилем 2024 года стал электрокроссовер Renault Scenic E-Tech

Победителем европейского конкурса Car of the Year в 7-й раз стала модель бренда Renault

27.02.2024

Солнечный навес Paired Power зарядит электромобили

Солнечный навес Paired Power зарядит электромобили

Автономная зарядка от компании Paired Power для электромобилей работает от солнца

22.02.2024

Возврат к списку