«Ретро Кар Романова» или о пользе исторических знаний

«Ретро Кар Романова» или о пользе исторических знаний

«Ретро Кар Романова» или о пользе исторических знаний

28 сентября 2018


Ретрогольфкар напрасно претендует на звание «реплики» знаменитого электрокэба Романова из 1899 года


автор

Александр Климнов, фото автора, autowp.ru. wilkipedia.ru и romanov-motors.ru



На проходившем параллельно с Международным Московским автосалоном (ММАС-2018)  технологическом фестивале MOBILISTIC’18  один из самых обширных стендов занимал московский Торговый дом «Ромаров Моторс», выступающий дистрибьютером целого ряда российских и иностранных OEM-производителей самых разнообразного электротранспорта и сопутствующих товаров.

Zastavka_1.jpg

Так, диапазон предлагаемых ТД «Ромаров Моторс» электромобилей – от детского электрокарта V-Go до легендарного электромобиля Tesla Model S (можно купить и его миниатюрный вариант для детей), электробусов (до 23 пассажирских мест) и коммунальной электротехники, а электробайков – от детских электромотоциклов до эксклюзивного электрокастома Lito Sora Signature, кстати, стоящего вдвое дороже (!) электромобиля Tesla. 

SAM_9103.jpg

Один из наиболее ходовых товаров ТД «Ромаров Моторс»

Кроме того, ТД «Ромаров Моторс» предлагает водный электротранспорт – от детских электроаквабайков до электрокатамаранов для взрослых и т.д., автономных роботов самого различного назначения (гражданского естественно) и различных электрических аксессуаров, включая АКБ и подзарядные устройства, вплоть до ветрогенераторов и солнечных батарей.

Однако сейчас речь не об этой вполне актуальной и привлекательной электротехнике, а, к сожалению, о допустимых и недопустимых исторических ляпах.

SAM_9101.jpg

К сожалению, вполне симпатичный сам по себе электрорепликар был подан под совершенно несоответствующим истории названием

Центральное место на стенде ТД «Ромаров Моторс» (претендующем на статус «производителя электромобилей с 1899 года») на MOBILISTIC’18 занимал прогулочный электромобиль, представленный как «Ретро Кар Романова», на сопроводительной табличке которого значилось: «стилизованный ретро электромобиль, копия классического английского кэба», что, откровенно говоря, вызвало просто оторопь, так как внешний вид исторического прототипа, созданного в 1899 году замечательным русским инженером-изобретателем Ипполитом Владимировичем Романовым (1864–1944) из плеяды выдающихся русских электротехников конца XIX начала XX века, и именуемого в различных источниках «электрокэбом Романова» или попросту «кукушкой», хорошо известен, а его фото выложено в достаточно толковой статье на фирменном сайте ТД «Ромаров Моторс», посвященной И.В.Романову. На этом фоне тем более было неприятно увидеть «неоретро» электромобиль, который никаким боком не соответствовал исходному прототипу электрокэба Романова, и в первую очередь, по типу кузова. Вот сравните на фото:

prochie_romanov_1.jpg

 романовская «кукушка» в летнем (с тентом)

prochie_romanov_3.jpg

и зимнем (закрытом) вариантах кузова

HansomCab.jpg

Типичный для Викторианской Англии Хэнсомовский кэб

Как и положено на «классическом английском»,  т.е. двухколесном двухместном Хэнсомовском кэбе (достаточно вспомнить фильм «Этюд в багровых тонах» из советского телесериала про Шерлока Холмса и доктора Ватсона, где одним из героев выступает как раз самый настоящий Хэнсомовский кэб), кучер, а в случае романовского электрокэба, конечно, водитель, находится на сиденье обустроенном на запятках экипажа для облегчения посадки-высадки пассажиров и, в целом, снижения центра тяжести, в чем, собственно, и состоит характерная особенность данного типа экипажа, напрямую перенесенная И.В.Романовым на свой электромобиль, на котором громоздкая аккумуляторная батарея была размещена под водителем и над задней управляемой осью. 

prochie_romanov_2.jpg

У электрокэба Романова управляемыми были именно задние колеса, а ведущими – передние, причем, с индивидуальными электромоторами для каждого колеса

В тот момент классическая конструкция шасси для «самобеглых экипажей» еще не определилась (это произойдет буквально пару лет спустя на гоночно-спортивном автомобиле Daimler Mercedes) и вполне могли быть реализованы и такие «обратные» схемы шасси с задними, а не привычными теперь передними управляемыми колесами. В любом случае в оригинальности Романовскому электрокэбу не откажешь, чего, ну никак нельзя сказать про его современную «реплику», которую иначе, чем с приставкой «псевдо» и упоминать нельзя. Всего вышеприведенного вполне достаточно, чтобы понять, что тип кузова, который в «Ромаров Моторс» ничтоже сумняшеся назвали «классическим английским кэбом» никаким боком таковым не является, скорее здесь нужно говорить о типе кузова начала ХХ века, известном как Runabout, т.е. открытом с двумя вырезами в боковинах вместо дверей и выгнутым или прямым передним щитком, защищавшем от грязи и ветра, но не оснащенным ветровым стеклом. Такой прогулочный тип кузова, отнюдь не рассчитанного на тяжелую работу по извозу, был популярен в Северной Америке с конца XIX века до 1915 года, но в первой половине 1910-х фактически слился с другим типом открытых кузовов – родстером. 

oldsmobile_model_r_curved_dash_runabout_1.jpg

Вот он – подлинный прототип нынешнего «Ретро Кара Романова», еще более знаменитый Oldsmobile Curved Dash

Наибольшую мировую известность этот тип кузова получил благодаря первой в мире серийной конвейерной (да-да, именно конвейерной сборки из унифицированных деталей) модели Oldsmobile Curved Dash, чье название в буквальном переводе как раз означает «Олдсмобиль с изогнутым передним щитком». Этот легкий двухместный автомобиль был выпущен в 1901–1907 гг. американской фирмой Oldsmobile (1896–2004) в количестве 19 000 ед. Кстати, уже тогда существовали его многочисленные реплики, в том числе и с популярным в начале XX века электроприводом. Так, что если бы на табличке было написано: «стилизованный ретро электромобиль, копия классического американского ранебаута «Олдсмобиль Карвед Дэш», ну, или хотя бы: «электромобиль стилизованный под ретро начала XX века», то ни малейших претензий к менеджерам из ТД «Ромаров Моторс» не было бы. Очевидно, что нынешних горе-энтузиастов возрождения первого русского электромобиля подвело некоторое сходство переднего щитка и отсутствия дверей, но как говорят в Одессе: «это две большие разницы». Так, что можно воспользоваться советом знаменитого советского и российского сатирика М.М.Жванецкого: «тщательнее надо, тщательнее».

P.S. Понятно желание современных менеджеров «малой кровью» придать своей компании как бы историческую преемственность аж с XIX веком. Но, надо признать, что «малой кровью» сделать это не удалось – выглядит такая реплика совсем другого автомобиля крайне неуместно (точнее неуместно само его название с претензией на «историчность»). В качестве же противоположного хорошего примера можно вспомнить, созданную к 100-летию Первого русского автомобиля журналом «Авто Ревю» вполне аутентичную реплику «Автомобиля Яковлева и Фрезе образца 1896 года». Только такой серьезный подход и можно признать по-настоящему историчным и патриотическим. Я отнюдь не против электромобилей и гольфкаров, а также электрорепликаров – за ними будущее, но обращаться с памятью предков надо все же бережно и уважительно.

prochie_romanov_omnibus_1.jpg

Парой лет позднее И.В.Романов создал и первый российский электробус

P.P.S. Все же интересно сравнить характеристики электрокэба Романова и его нынешней «реинкарнации». Итак, масса электрокэба 1899 года составляла 750 кг, из которых 370 кг приходилось на аккумулятор, заряда которого хватало на 60 км при скорости движения 35 верст в час (около 39 км/ч). Годом позже, кстати, был создан и аккумуляторный омнибус, перевозивший 17 человек со скоростью до 20 км/ч на расстояние в те же 60 км. И.В.Романов мечтал запустить в столице Санкт-Петербурге регулярное движение 80 электробусов (для чего требовалось не менее полумиллиона тогдашних золотых рублей), но не смог преодолеть лобби тогдашних владельцев конки и конного извоза, и в отсутствие господдержки его предприятие разорилось, а сам инженер Романов переключился на другие области электротехники.

1375.o.jpg

Отличный аттракцион в стиле ретро – ну, где еще можно подержаться за «коровий хвост» вместо обычной баранки?

Нынешний «Ретро Кар Романова» (именуемый на сайте фирмы также «ретро гольфкаром») располагает 3-киловаттным электромотором, который разгоняет его до 29 км/ч, запас хода машины массой 500 кг составляет до 40 км, кузов выполнен из стеклопластика и стали. Подзарядка осуществляется от бытовой сети с напряжением 220V. Фирма также предлагает стилизованный под Ford Model T китайский электромобиль Yatian GMDL5 со 100-километровым запасом хода и стилизованные под авто 1930-х гольфкары марки Voltus, что лишний раз подчеркивает необоснованность претензий «Ретро Кара Романова» на сходство с подлинным электрокэбом И.Романова.


Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Московские электробусы сократили выбросы вредных веществ в атмосферу столицы на 40 тыс. тонн

Московские электробусы сократили выбросы вредных веществ в атмосферу столицы на 40 тыс. тонн

Замена каждого дизельного автобуса на электробус снижает выбросы диоксида углерода на 60,7 т в год

03.03.2021

Электромобили получили собственную международную награду World Electric Vehicle

Электромобили получили собственную международную награду World Electric Vehicle

В Нью-Йорке на всемирном конкурсе World Car Awards 2022 впервые наградят и победителя среди электромобилей

02.03.2021

Корейский электрокроссовер Ioniq 5 установил рекорд по количеству предзаказов

Корейский электрокроссовер Ioniq 5 установил рекорд по количеству предзаказов

Hyundai запускает новый суббренд IONIQ исключительно для электромобилей

26.02.2021

Знамя «Ренолюции»

Знамя «Ренолюции»

Культовый хэтчбек Renault R5 возродится в 2024 году как преемник модели Zoe

25.02.2021

Гринпис поймала Фольксваген на приписках в продажах электромобилей VW ID.3

Гринпис поймала Фольксваген на приписках в продажах электромобилей VW ID.3

Greenpeace поймал за руку компанию Volkswagen Group на махинациях с продажами в 2020 году электромобиля ID.3 ради ухода от штрафов за выбросы CO<sup>2</sup>

20.02.2021

Дженерал Моторс надеется двинуть вверх продажи новых электромобилей Шевроле Болт

Дженерал Моторс надеется двинуть вверх продажи новых электромобилей Шевроле Болт

Американской общественности представлен новейший электрокроссовер Chevrolet Bolt EUV обновленный электрохэтчбек Bolt EV 2022, которым суждено биться за рынок с продукцией Tesla

19.02.2021

Паста Powerpaste может совершить прорыв в развитии водородомобилей

Паста Powerpaste может совершить прорыв в развитии водородомобилей

Ученые создали магниевую пасту Powerpaste с энергоемкостью в 10 раз большей, чем у литий-ионного аккумулятора

10.02.2021

Возврат к списку