Tesla запустит Robotaxi вместо бюджетного электромобиля Model 2
8 апреля 2024
Tesla отменила проект дешевого электромобиля в пользу проекта роботакси
Александр Климнов, фото Tesla, Reuters; рендеры electrek.co, uk.motor1.com
Компания Tesla Inc. согласно трем источникам, знакомым с этим вопросом, и сообщениям производителя, с которыми ознакомилось агентство Reuters, отменила давно продвигаемый CEO компании Илоном Маском проект «NV91/H422» (условно называемый Model 2 – рендер на заставке) – недорогого массового электромобиля, на который рассчитывали инвесторы.
По словам источников, Tesla направит средства, первоначально предназначенные для проекта «NV91/H422», на разработку беспилотного Robotaxi на той же компактной платформе.
Илон Маск часто характеризовал проект Model 2 как основную миссию компании Tesla: доступные электромобили для широких масс. Его первый «генеральный план» для компании еще от 2006 года, предусматривал сначала производство роскошных моделей, а затем использование прибыли для финансирования «недорогого семейного электромобиля».
С тех пор он неоднократно обещал такое транспортное средство инвесторам и клиентам. Еще совсем недавно – в январе, Маск сообщил инвесторам, что Tesla Inc. планирует начать производство доступной модели на своем заводе в Техасе во второй половине 2025 года, а Reuters разместил эксклюзивный отчет с подробным описанием этих планов.
На сегодня самая дешевая текущая модель бренда Tesla – седан Model 3, продается в США по цене ~$39 000. Ожидалось, что перспективный электромобиль начального уровня, иногда описываемый как «Model 2», будет стоить ~$25 000.
Tesla Inc. пока не отвечает на запросы о комментариях последнего изменения плана в отношении Model 2.
Резкий разворот происходит на фоне того, что Tesla Inc. сталкивается с жесткой конкуренцией во всем мире со стороны китайских производителей электромобилей, наводняющих рынок моделями BEV по цене всего $10 000.
План по внедрению беспилотных роботакси, реализация которого может занять непонятно сколько времени, представляет собой более сложную инженерную задачу и больший финансовый риск.
Выжимание прибыли из электромобилей начального уровня выступает принципиальной проблемой для любого автопроизводителя.
Однако задержка компании Tesla в погоне за дешевым электромобилем, который Маск когда-то называл своей мечтой, сделала эту задачу намного сложнее, потому что теперь в этом ценовом диапазоне началась гораздо большая конкуренция.
В то время как Tesla потратила годы на разработку своего футуристично-брутального Cybertruck – дорогого электрического пикапа, китайские автопроизводители вырвались вперед на рынке доступных электромобилей, захватив его значительную долю, получая экономию за счет масштаба производства и предложив потребителям выгодные цены, с которыми западные автопроизводители теперь изо всех сил пытаются сравниться (впрочем, преимущественно апеллируя к своим правительствам с обвинениями китайских конкурентов в демпинге, спонсируемом Пекином – авт.).
По мере того, как китайские электромобили бросали вызов доминированию Tesla, Маск заботился о своей обширной империи, в которую входят производитель ракет SpaceX, разработчик чипов Neuralink (имплантируемых непосредственно в человеческий мозг – авт.) и гигант социальных сетей X (бывший Twitter), который Маск приобрел в 2022 году. Сетевая платформа X потерпела крах под нестабильным управлением Маска, потеряв большую часть своей стоимости, поскольку компания потеряла доходы и рекламодателей.
Планы по созданию доступной модели Tesla до сих пор рассматривались как ключ к реализации заоблачных амбиций Маска по росту продаж. Так, в 2020 году Маск заявил, что Tesla стремится к 2030 году продать 20 миллионов электромобилей – в два раза больше, чем сегодня продает крупнейший в мире автопроизводитель Toyota.
Теперь же после «необъявленной смерти» Model 2 уже совсем не ясно как именно будет (и будет ли в принципе) достигнута данная сверхамбициозная цель.
Ожидания запуска электромобиля стоимостью $25 000 подкрепляли и более скромные, но все же амбициозные прогнозы аналитиков Уолл-стрит по продажам Tesla. Согласно документу Tesla по связям с инвесторами, эти прогнозы предусматривают рост продаж электромобилей этого бренда до 4,2 млн к 2028 году с 1,8 млн в прошлом году.
Впрочем, Маск и раньше колебался в отношении проекта. В биографии предпринимателя, опубликованной в прошлом году, автор Уолтер Иссаксон сообщил, что Маск в 2022 году «приостановил» планы по выпуску электромобилей начального уровня, рассуждая, что роботакси Tesla сделает обычные [человекоуправляемые] электромобили неактуальным.
Советники Маска призвали его придерживаться ранее объявленного курса, говорится в книге.
«Прекратить всю дальнейшую деятельность»
Tesla Inc. назвала проект доступного электромобиля (под внутренним кодом NV91 и кодом H422 за ее пределами), когда обсуждала его с поставщиками, согласно двум источникам и сообщениям компании, с которыми ознакомилось агентство Reuters.
В сообщениях неназванного руководителя программы Tesla сотрудникам упоминались эти кодовые имена при обсуждении прекращения проекта. В одном из этих сообщений, отправленных 1 марта, говорилось, что «поставщики должны прекратить всю дальнейшую деятельность, связанную с H422/NV91».
Источники сообщили, что не знают всех причин решения закрыть проект.
В другом сообщении от 1 марта менеджер поблагодарил инженеров за их усилия и призвал их задокументировать то, что они узнали.
В сообщении говорится: «Я хотел бы поблагодарить всех за всю вашу тяжелую работу и преданность делу расширения границ и реализации наилучшего возможного дизайна, учитывая агрессивные ограничения, в которых нам пришлось работать. Мы бы не хотели, чтобы вся наша тяжелая работа пропала даром, поэтому важно, чтобы мы связали все воедино и задокументировали должным образом».
В сообщениях говорилось об отмене совещаний по проекту доступного автомобиля. Два источника сообщили, что некоторые инженеры были переназначены.
Маск публично предсказал будущее мобильности, в котором беспилотные такси смогут в конечном итоге стать более распространенным видом транспорта, чем управляемые людьми автомобили и электромобили.
Он сказал, что Tesla Inc. – самый дорогой автопроизводитель в мире (еще недавно сенсационно взявший планку капитализации в триллион долларов, но и теперь еще превышающий – авт.), будет «стоить практически ноль», если не достигнет полной автономности (т.е. не станет производителем именно робокаров).
Рендер Robotaxi от Tesla
И вот в пятницу Илон Маск опубликовал на своей странице в социальных сетях X, что роботакси Tesla будет представлено 8 августа.
Полностью автономное транспортное средство, представленное инвесторам в 2019 году, уже давно стало ключом к высокой оценке Tesla на бирже. В последние недели Tesla выпустила последнюю версию программного обеспечения для помощи водителю, которое она продает потребителям как FSD, или Full Self-Driving.
Компания заявила, что ее автомобильная платформа следующего поколения будет лежать в основе как более дешевого автомобиля, так и специализированного роботакси. Несмотря на то, что компания давно обещает обе модели, она еще не представила прототипы ни той, ни другой машины.
В настоящее время беспилотные автомобили хотя и были одобрены регулирующими органами США и Китая, но только для строго ограниченного, экспериментального использования на дорогах общего пользования.
Компании Tesla Inc. еще только предстоит доказать, что она сможет производить полностью автономный электромобиль (робокар), несмотря на многолетние прогнозы Маска о том, что таковой не за горами – обещание, которое частично поддержало взлет биржевой оценки производителя.
Пока что Tesla Inc. сталкивается с судебными исками и расследованиями аварий с участием его систем помощи водителю Autopilot и Full Self-Driving, которые де факто не являются полностью автономными. В свою очередь Tesla обвинила в авариях невнимательных водителей.
Проблемы с «автопилотом» Tesla стали громкой проблемой, которая привлекла пристальное внимание и специалистов и общественности.
Автопроизводитель столкнулся с еще одним расследованием оценок запаса хода своих автомобилей, начатым после того, как в прошлом году агентство Reuters сообщило, что Tesla сфальсифицировала измерители запаса хода на приборной панели в своих электромобилях, чтобы дать радужные прогнозы. В декабре агентство Reuters сообщило, что автопроизводитель обвинил «злоупотребление водителями» в хронических отказах деталей подвески и рулевого управления, о неисправностях которых он давно знал.
Согласно опросам и экспертам, имидж Tesla как «экологического новатора» также пострадал из-за политических взглядов и провоцирующих общественность заявлений Илона Маска, которые оттолкнули некоторых потенциальных покупателей электромобилей Tesla.
На прошлой неделе Tesla Inc. сообщила о 8-процентном падении поставок, сразу же после того как ее главный китайский конкурент BYD, напротив, сообщил об их 13-процентном росте. Курс акций Tesla упал на 5% на этих новостях, углубив более чем 40-процентное падение с июля прошлого года, что привело к потере около $400 млрд рыночной стоимости.
Тем не менее, нынешняя рыночная капитализация Tesla Inc. в размере $545 млрд выше, чем совокупная стоимость следующих трех самых дорогих автопроизводителей: Toyota, Porsche и Mercedes-Benz.
И все же приходится признать, что стоимость акций Tesla долгое время основывалась на будущих ожиданиях в отношении выхода компании в сегмент дешевых массовых электромобилей и беспилотников, а не реальных текущих продажах и прибыли.
Опоздание к разделу пирога бюджетных BEV
Отмена проекта по созданию доступных электромобилей происходит в связи с тем, что Tesla и другие известные автопроизводители пострадали от замедления роста спроса на электромобили в США и Европе, а также беспощадной конкуренции в Китае.
Если бы Tesla и продвинулась вперед с недорогим электромобилем, то по ее оценкам, он все равно не появился бы на рынке до второй половины 2025 года.
Однако сегмент электромобилей начального уровня уже переполнен привлекательными моделями от BYD и многих других китайских брендов и стартапов.
Tesla опаздывает в сегмент бюджетных BEV отчасти из-за судьбоносного решения Маска. Так, в 2020 году, после выпуска своего хитового кроссовера Model Y, компания Tesla предпочла сосредоточиться на экстравагантном электропикапе Cybertruck, а не на доступном электромобиле.
Маск представил прототип угловатого пикапа с кузовом из нержавеющей стали, в 2019 году и спрогнозировал стартовую цену около $40 000.
В конце прошлого года пикап, наконец, появился в продаже, однако, его самая дешевая версия не будет доступна до 2025 года и будет стоиитть в 1,5 раза дороже – от $61 000.
Компания также изо всех сил пыталась справиться с производственными проблемами, особенно с новаторской технологией аккумуляторов Cybertruck.
Маск надеялся продавать пикап в больших объемах, но прошлой осенью был вынужден предупредить инвесторов об «огромных проблемах», связанных с наращиванием производства и прибыльностью этого электромобиля.
Он так прямо и заявил: «Мы сами вырыли себе могилу с помощью Cybertruck».
А между тем, за тот же период продажи электромобилей BYD в Китае резко выросли, увеличившись с ~130 тыс. до более чем 1,5 млн, не считая процветающего производства подключаемых гибридов (PHEV) и быстрорастущего экспорта.
Уже сегодня BYD предлагает множество моделей нижнего и среднего классов, в том числе городской хэтчбек Seagull по цене 72 000 юаней (менее чем $10 000) на внутреннем рынке.
Китайский автопроизводитель (кстати, уже два года как отказавшийся от производства традиционных автомобилей только с ДВС – авт.) теперь планирует экспортировать этот BEV по вдвое большей цене более, но все же более низкой, чем целевой показатель для дешевого электромобиля, который планировала выпускать Tesla.
Кстати, руководству BYD, который, напомним, в прошлом году обогнал Volkswagen в качестве крупнейшего автопроизводителя Китая и почти превзошел Tesla в гонке за звание производителя электромобилей №1 в мире не нравится, когда компанию называют «китайской Тесла».
Генеральный директор BYD Europe Майкл Шу, работающий в компании с 1999 года, в интервью изданию Automotive News Europe сказал: «BYD имеет обширный портфель брендов и технологий, в том числе наши современные подключаемые гибриды (PHEV), в то время как Tesla – это электромобили только одного бренда. Мы два очень разных существа».
Он, кстати, сказал что хочет, чтобы доля BYD на европейском рынке поднялась с нынешних 1,1% до 5% уже в 2025 году. Для, этого, например, компания строит сборочный завод в Венгрии, а также в Мексике.
P.S. Итак, Tesla (читай Илон Маск) намерена не создавать робокар на базе бюджетного BEV, а наоборот – сначала выпустить в небольших количествах беспилотное Robotaxi, а уж затем перейти (если будет спрос) к производству на его платформе дешевого человекоуправляемого электромобиля. Однако, очевидно, что рынок уже будет захвачен китайцами, а значит, на что уповает Илон Маск – на 100-процентные антидемпинговые пошлины, обещанные бывшим президентом и кандидатом в президенты Дональдом Трампом? Или еще какой-то секретный козырь в рукаве? Но возможно, что пора безудержной эйфории (в том числе и на Уолл-стрит) для Tesla заканчивается...